Спецификация итогового тестирования
для учащихся 10 класса по химии
Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 10 класса в образовательном учреждении по предмету «Химия».
2. Содержание работы
В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.
Распределение заданий по основным разделам
Раздел курса | Число заданий |
Теоретические основы органической химии. | 2 |
Предельные углеводороды (алканы). | 1 |
Непредельные углеводороды. | 2 |
Ароматические углеводороды (арены). | 1 |
Природные источники углеводородов. | 1 |
Спирты и фенолы. | 1 |
Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты. | 2 |
Жиры. Углеводы. | 1 |
Амины и аминокислоты. | 2 |
Белки. | 1 |
Синтетические полимеры. | 1 |
Итого: | 15 |
3 Время выполнения работы
Время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – 1 до 2 минут;
для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;
для заданий высокого уровня сложности – до 5-10 минут
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
4. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
1. За верное выполнение каждого из заданий А1-А10 выставляется 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
2.За верное выполнение каждого из заданий В1–В3 выставляется 2 балла.
3.За ответы на задания В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если обучающейся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
4.За ответ на задания В1 и В3 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.
5.Задания С1 и С2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 25.
Шкала перевода первичного балла за выполнение теста в отметку по 5-ной шкале
Отметка по 5-ной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичный балл | 0-7 | 8 - 15 | 16-20 | 21-25 |
5. План работы
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.
№ | Блок содержания | Объект оценивания | Код проверяемых умений | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1. | Теоретические основы органической химии | Гомологический ряд. Гомологи. Виды изомерии. Номенклатура. | 1.1.,2.1., 2.2.1., 2.2.2., 2.2.4. | ВО | Б | 1 |
2. | Теоретические основы органической химии | Классификация органических соединений. Умение устанавливать соответствие | 2.2.1., 2.2.3 | КО | П | 2 |
3. | Предельные углеводороды (алканы) | Строение, химические свойства, получение алканов | 1.2., 2.3.1. | ВО | Б | 1 |
4. | Непредельные углеводороды | Строение, химические свойства, получение непредельных углеводородов | 1.2., 2.3.1 | ВО | Б | 1 |
5. | Непредельные углеводороды | Генетическая связь непредельных углеводородов с другими классами органических соединений | 2.2.5., 2.3.2 | РО | В | 5 |
6. | Ароматические углеводороды (арены) | Строение, химические свойства, получение ароматических углеводородов | 1.2., 2.3.1. | ВО | Б | 1 |
7. | Природные источники углеводородов | Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. | 1.2., | ВО | Б | 1 |
8. | Спирты и фенолы | Строение, химические свойства, получение спиртов и фенолов | 1.2., 2.3.1. | ВО | Б | 1 |
9. | Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты | Строение, химические свойства, получение альдегидов, кетонов и карбоновых кислот | 1.2., 2.3.1. | ВО | Б | 1 |
10. | Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты | Генетическая связь альдегидов, кетонов и карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Умение устанавливать соответствие | 2.2.5. | КО | П | 2 |
11. | Жиры. Углеводы | Строение, химические свойства, получение жиров и углеводов. Умение проводить множественный выбор | 1.2., 2.3.1. | КО | П | 2 |
12. | Амины и аминокислоты | Строение, химические свойства, получение аминов и аминокислот | 1.2., 2.3.1. | ВО | Б | 1 |
13. | Амины и аминокислоты | Установление молекулярной и структурной формулы вещества | 2.4.1. | РО | В | 4 |
14. | Белки | Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. | 1.2. | ВО | Б | 1 |
15. | Синтетические полимеры | Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. | 1.2. | ВО | Б | 1 |
| итого | | | | | 25 |
Итоговое тестирование по химии для обучающихся 10 класса
Вариант 1.
Часть А. При выполнении заданий А1 – А10 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1. Бутадиен-1,3 является структурным изомером
1) бутена-1 2) бутена-2 3) бутина-1 4)циклобутана
А2. В отличие от бутадиена, бутан не вступает в реакцию
1) дегидрирования
2) хлорирования
3) полимеризации
4) горения
А3. Продуктом гидратации ацетилена является
1) муравьиный альдегид
2) уксусный альдегид
3) муравьиная кислота
4)этиловый спирт
А4. Бензол вступает в реакцию с
1) хлорметаном
2) этаном
3) соляной кислотой
4) гидроксидом натрия
А5. Верны ли следующие утверждения о феноле?
А. Фенол проявляет свойства сильной кислоты.
Б. Фенол реагирует как с бромной водой, так и с азотной кислотой.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба утверждения
4) Оба утверждения неверны
А6. В схеме превращений уксусная кислота Х глицин веществом Х является:
1) хлоруксусная кислота
2) ацетат натрия
3) ацетилен
4) этилацетат
А7. Метиламин взаимодействует с
1) пропаном
2) хлорметаном
3) водородом
4) гидроксидом натрия
А8. Этилен можно получить в одну стадию из
1) СН3СН=O
2) ClCH2CH2Cl
3) СН3СНСl2
4) СН3СООН
А9. Пропановую кислоту можно получить в результате взаимодействия
1) пропаналя и водорода
2) пропанола-1 и серной кислоты
3) пропена и воды
4) пропаналя и кислорода
А10. Метан в лаборатории можно получить в одну стадию из
1) CaC2
2) C2H5OH
3) CH3COONa
4) CHCl3
Часть В. При выполнении заданий В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В1. Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА | | КЛАСС/ГРУППА |
А) метилбензол Б) анилин В) 3-метилбутаналь | | 1) альдегиды 2) амины 3) аминокислоты 4) углеводороды |
В2. Выберите три верных ответа
Глюкоза реагирует с:
1) Ag2O (NH3 р-р) 2) H2O 3) C6H6 4) Cu(OH)2 5) Al2O3 6) O2
В3. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ВЕЩЕСТВА | РЕАКТИВ |
А) Бензол и гексен Б) Бутин–1 и бутин–2 В) Глюкоза и сорбит Г) Пропионовая кислота и пропанол | 1) Бромная вода 2) Фенолфталеин 3) Соляная кислота 4) Раствор карбоната натрия 5) Аммиачный раствор оксида серебра |
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
С2. Решите задачу
При сгорании 0,45 г газообразного органического вещества выделилось 0,448 л (н.у.) 1 углекислого газа, 0,63 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Плотность исходного газообразного вещества по азоту 1,607. Установите молекулярную формулу этого вещества.
Вариант 2.
Часть А. При выполнении заданий А1 – А10 выберите из нескольких вариантов ответа один верный
А1. Изомером метилциклопропана является
1) бутан
2) бутен-1
3) бутин-2
4) бутадиен-1,3
А2. Не произойдет обесцвечивание бромной воды при пропускании через нее
1) этилена
2) ацетилена
3) этана
4) циклопропана
А3. С каждым из веществ: водой, хлороводородом, водородом — может реагировать
1) бутан
2) хлорэтан
3) бензол
4) пентен-2
А4. Верны ли следующие суждения о свойствах ароматических углеводородов?
А. Бензол обесцвечивает раствор перманганата калия.
Б. Толуол вступает в реакцию полимеризации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5. Этанол взаимодействует с
1) метанолом
2) азотом
3) водородом
4) медью
А6. В схеме превращений этен Х этаналь веществом Х является:
1) этанол
2) 1, 2-дибромэтан
3) бромэтан
4) диэтиловый эфир
А7. Аминоуксусная кислота реагирует с
1) соляной кислотой
2) метаном
3) углекислым газом
4) оксидом кремния
А8. Бутен-2 можно получить в одну стадию из
1) бутена-1
2) бутанола-2
3) бутанола-1
4) бутановой (масляной) кислоты
А9. Бутилацетат можно получить при взаимодействии
1) этанола и масляной кислоты
2) бутановой и серной кислот
3) уксусной кислоты и бутанола
4) бутаналя и этановой кислоты
A10. Этан в лаборатории можно получить в одну стадию из
1) C2H5OH
2) Al4C3
3) CH3Br
4) CaC2
Часть В. При выполнении заданий В1-В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания
В1. Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит.
НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ | | КЛАСС (ГРУППА) |
А) бутадиен-1,3 Б) 2-метилпропанол-1 В) этилформиат | | 1) простые эфиры 2) сложные эфиры 3) спирты 4) углеводороды |
В2.Выберите три верных ответа
Целлюлоза реагирует с:
1) HNO3 2) O2 3) C2H6 4) H2O (H+) 5) Ag2O (NH3 р-р) 6) CO2
В3. Установить соответствие между веществами, которые необходимо различить, и реактивом, с помощью которого можно это сделать.
ВЕЩЕСТВА | РЕАКТИВ |
А) Бутен–1 и бутан Б) Растворы глицерина и пропанола В) Растворы глюкозы и этаналя Г) Уксусная и муравьиная кислоты | 1) Бромная вода 2) Фенолфталеин 3) Гидроксид меди(II) 4) Раствор карбоната натрия 5) Аммиачный раствор оксида серебра |
Часть С. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.
С1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
С2. Решите задачу
При сгорании 0,45 г газообразного органического вещества выделилось 0,448 л (н.у.) углекислого газа, 0,63 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Плотность исходного газообразного вещества по азоту 1,607. Установите молекулярную формулу этого вещества.
Система оценивания итоговой работы по химии
Вариант 1.
Часть А.
А1. | А2. | А3. | А4. | А5. | А6. | А7. | А8. | А9. | А10. |
3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Часть В.
Часть С.
С1. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Написаны пять уравнений реакций, соответствующих схеме превращений: | |
Правильно выполнены пять элементов | 5 |
Правильно выполнены четыре элемента | 4 |
Правильно выполнены три элемента | 3 |
Правильно выполнены два элемента | 2 |
Правильно выполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 5 |
С2. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
1) Составим схему реакции и определим молярную массу органического вещества 2) Определим количество вещества углерода, водорода и азота в веществе и сделаем вывод об отсутствии кислорода 3)Определим молекулярную формулу вещества 4)Вывод простейшей и истинной формулы | |
Правильно выполнены четыре элемента | 4 |
Правильно выполнены три элемента | 3 |
Правильно выполнены два элемента | 2 |
Правильно выполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Система оценивания итоговой работы по химии
Вариант 2.
Часть А.
А1. | А2. | А3. | А4. | А5. | А6. | А7. | А8. | А9. | А10. |
2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 |
Часть В.
Часть С.
С1. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Написаны пять уравнений реакций, соответствующих схеме превращений: | |
Правильно выполнены пять элементов | 5 |
Правильно выполнены четыре элемента | 4 |
Правильно выполнены три элемента | 3 |
Правильно выполнены два элемента | 2 |
Правильно выполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 5 |
С2. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
1) Составим схему реакции и определим молярную массу органического вещества 2) Определим количество вещества углерода, водорода и азота в веществе и сделаем вывод об отсутствии кислорода 3)Определим молекулярную формулу вещества 4)Вывод простейшей и истинной формулы | |
Правильно выполнены четыре элемента | 4 |
Правильно выполнены три элемента | 3 |
Правильно выполнены два элемента | 2 |
Правильно выполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |