Спецификация итогового тестирования
для учащихся 11 класса по химии
Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 11 класса в образовательном учреждении по предмету «Химия».
Содержание работы
Распределение заданий по основным разделам
Раздел курса | Число заданий |
Важнейшие химические понятия и законы. | 3 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов. | 3 |
Строение вещества. | 2 |
Химические реакции. | 1 |
Металлы | 1 |
Неметаллы | 1 |
Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум. | 2 |
Итого: | 13 |
Время выполнения работы
Время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – до 2 минут;
2) для заданий повышенной сложности – от до 5 минут;
3) ля заданий высокого уровня сложности – до 10 минут
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
При проведении работы в качестве дополнительного оборудования может использоваться калькулятор (для выполнения задания С2); периодическая система, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
1. За правильный ответ на каждое из заданий части 1,2 и 4ставится 1 балл. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде последовательности цифр или числа с заданной степенью точности.
2. Задания части 3 и 5 считаются выполненными верно, если правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ в заданиях 3 и 5 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, – 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
3. За верное выполнение задания 6 ставится четыре балла
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18.
Шкала перевода первичного балла за выполнении работы в отметку по 5-ной шкале
Отметка по 5-ной шкале | 2 | 3 | 4 | 5 |
Первичный балл | 0-5 | 6-10 | 11-14 | 15-18 |
План работы
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень Тип задания: КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом.
№ | Блок содержания | Объект оценивания | Код проверяемых умений | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1. | Важнейшие химические понятия и | Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Умение решать задачи | 1.1.,1.2., 2.4.1. | КО | Б | 3 |
2. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов. | Атомные орбитали, s-, p-, d- и f- электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодах. Энергетические уровни, подуровни. Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Умение проводить множественный выбор | 1.1.,1.2., 2.3.1., 2.5.1. | КО | Б | 3 |
3. | Строение вещества | Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Типы кристаллических решеток и свойств веществ. Умение проводить множественный выбор | 1.1.,1.2., 2.2.1., 2.2.2., 2.5.2. | КО | Б | 2 |
4. | Химические реакции | Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле-Шателье. Умение проводить множественный выбор | 1.1.,1.2., 2.2.2., 2.2.5., 2.2.6., 2.5.3., 2.5.4. | КО | П | 2 |
5. | Металлы | Общие свойства металлов. Умение проводить множественный выбор | 1.1.,1.2., 1.3.,2.1., 2.2.2., 2.2.3., 2.2.4., 2.2.6., 2.3.2. | КО | Б | 1 |
6. | Неметаллы | Общие свойства неметаллов. Умение проводить множественный выбор | 1.1.,1.2., 1.3.,2.1., 2.2.2., 2.2.3., 2.2.4., 2.2.6., 2.3.2. | КО | Б | 1 |
7. | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Умение выполнять соответствие | 1.3., 2.3.2., 2.3.4., 2.4.2 | КО | П | 2 |
8. | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Умение писать уравнения химических реакций | 1.3.,2.1., 2.2.5., 2.3.2., 2.3.4., 2.4.2 2.5.3. | РО | В | 4 |
| итого | | | | | 18 |
Итоговое тестирование по химии для обучающихся 11 класса
Вариант 1.
Часть 1.Для выполнения заданий 1.1–1.3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1.1–1.3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1) Na
2) K
3) Si
4) Mg
5) C
1.1.Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне четыре электрона.
1.2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств.
1.3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления, равную –4.
Часть 2. При выполнении заданий 2.1 -2.2 выберите из нескольких вариантов ответа два верных
2.1. Из предложенного перечня выберите два соединения, в которых присутствует ионная химическая связь.
1) Ca(ClO2)2
2) HClO3
3) NH4Cl
4) HClO4
5) Cl2O7
2.2. Из предложенного перечня выберите два вещества с одинаковым типом кристаллической решетки.
1) Cu
2) Al2O3
3) Al2(SO4)3
4) C (алмаз)
5) C3H8
2.3. Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, с каждым из которых железо реагирует без нагревания.
1) хлорид цинка
2) сульфат меди(II)
3) концентрированная азотная кислота
4) разбавленная соляная кислота
5) оксид алюминия
2.4. Йод, в отличие от хлора, НЕ реагирует с
1) алюминием
2) железом
3) бромидом магния
4) бромидом натрия
5) фторидом натрия
Часть 3. В каких случаях химическое равновесие в системе 2H2(г) + O2(г) 2H2O(г) + Q сместится в сторону исходных веществ реакции:
1) понижении давления
2) повышении температуры
3) добавлении катализатора
4) добавлении водорода
Часть 4. Решите задачи
4.1.В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2H2 + O2 = 2H2O + 484 кДж выделилось 968 кДж теплоты. Вычислите объём (н. у.) водорода, вступившего в реакцию. Ответ укажите в литрах с точностью до десятых.
4.2.Какой объем водорода необходим для синтеза 100 л аммиака?
4.3. Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%. Ответ запишите точностью до десятых.
Часть 5. Установите соответствие между веществами и реактивом, с помощью которого их можно отличить.
Вещества | | Реактивы |
А) карбонат натрия и сульфат натрия Б) хлорид алюминия и хлорид калия В) сульфат аммония и сульфат лития Г) карбонат натрия и силикат натрия | | 1) гидроксид меди (II) 2) натрий 3) соляная кислота 4) бромная вода 5) гидроксид калия |
Часть 6. Оксид меди (II) нагревали в токе угарного газа. Полученное простое вещество сожгли в атмосфере хлора. Продукт реакции растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор иодида калия, ко второй − раствор нитрата серебра. И в том, и в другом случае наблюдали образование осадка.
Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Вариант 2.
Часть 1. Для выполнения заданий 1.1–1.3 используйте следующий ряд химических элементов. Ответом в заданиях 1.1–1.3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
1) P
2) N
3) S
4) Al
5) O
1.1.Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне пять электронов.
1.2. Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке возрастания их металлических свойств.
1.3. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые проявляют низшую степень окисления, равную -2.
Часть 2. При выполнении заданий выберите из нескольких вариантов ответа два верных
2.1. Из предложенного перечня выберите два вещества, в которых присутствует ковалентная связь
1) Cl2
2) NaBr
3) H2S
4) CaCl2
5) Na2O
2.2. Из предложенного перечня выберите два вещества с одинаковым типом кристаллической решетки.
1) Na
2) SiO2
3) NH4NO3
4) C60
5) C2H2
2.3. С водой даже при нагревании не реагирует
1) магний
2) железо
3) цинк
4) серебро
5) платина
2.4. С водой при обычной температуре взаимодействуют
1) кислород и сера
2) фтор и калий
3) кремний и кальций
4) железо и медь
5) натрий и барий
Часть 3. Какие факторы смещают химическое равновесие в системе
CH4(г) + H2O(г) CO(г) + 3H2(г) - Q в сторону продуктов реакции:
1) уменьшении давления
2) нагревании
3) введении катализатора
4) добавлении водорода
Часть 4. Решите задачи
4.1.В результате реакции, термохимическое уравнение которой SO3 + H2O = H2SO4 + 88 кДж выделилось 264 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом серной кислоты. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.
4.2.Вычислите объем углекислого газа, который образуется при сжигании 5 л угарного газа.
4.3. Чему равна массовая доля соли в растворе, полученном при смешивании 1 кг 11%-ного раствора с 3 кг 15%-ного раствора соли? Ответ запишите в процентах с точностью до целых.
Часть 5. Установите соответствие между веществами и реактивом с помощью которого можно различить эти вещества.
Вещества | | Реактив |
А) сульфид и бромид натрия Б) сульфат калия и нитрат калия В) хлорид алюминия и хлорид магния Г) гидроксид лития и гидроксид калия | | 1) гидроксид натрия 2) соляная кислота 3) нитрат бария 4) гидроксид меди (II) 5) фосфат натрия |
Часть 6. Нитрат меди прокалили, образовавшееся твёрдое вещество растворили в разбавленной серной кислоте. Раствор полученной соли подвергли электролизу. Выделившееся на катоде вещество растворили в концентрированной азотной кислоте. Растворение протекало с выделением бурого газа. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Система оценивания итоговой контрольной работы по химии
Вариант 1.
1.1 | 35 | 3 | 12 |
1.2 | 341 | 4.1 | 89,6 |
1.3 | 35 | 4.2 | 150 |
2.1 | 13 | 4.3 | 3,4 |
2.2 | 23 | 5 | 3553 |
2.3 | 24 | | |
2.4 | 34 | | |
Часть 6. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Написаны четыре уравнения реакций | |
Правильно выполнены четыре элемента | 4 |
Правильно выполнены три элемента | 3 |
Правильно выполнены два элемента | 2 |
Правильно выполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Система оценивания итоговой контрольной работы по химии
Вариант 2.
1.1 | 12 | 3 | 12 |
1.2 | 314 | 4.1 | 294 |
1.3 | 35 | 4.2 | 5 |
2.1 | 13 | 4.3 | 14 |
2.2 | 24 | 5 | 2315 |
2.3 | 45 | | |
2.4 | 25 | | |
Часть 6. Формат ответа и критериев такой:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Балл |
Написаны четыре уравнения реакций | |
Правильно выполнены четыре элемента | 4 |
Правильно выполнены три элемента | 3 |
Правильно выполнены два элемента | 2 |
Правильно выполнен один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 4 |