СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК «Перспективная начальная школа» Русский язык 4 класс Тема урока: "Рассматриваем старые фотографии. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок развития речи.

Пользуясь составленным планом и опорными словами, дети составят устный текст-описание старинной фотографии

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 4 кл»



УМК «Перспективная начальная школа» 4класс

Учитель Новицкая О.В

Тема урока:

Рассматриваем старые фотографии.

Цель урока:

формируя у детей интерес к прошлому, к истории страны, совершенствовать устную речь школьников в процессе подготовки к сочинению – описанию по старым фотографиям, учить видеть детали, устанавливать причинно-следственные связи.

Диагностируемая цель (предметный планируемый результат урока): пользуясь составленным планом и опорными словами, дети составят устный текст-описание старинной фотографии.

Задачи:

- способствовать формированию у детей интереса к прошлому, к истории страны через опыт знакомства со старинными фотографиями;

- способствовать формированию умения рассматривая фотографии, видеть детали, вглядываясь в лица, пытаться понять переживания тех людей, которые на ней изображены;

- способствовать формированию умения писать сочинение по фотографии по готовому плану;

- способствовать развитию устной и письменной речи, воображения, творческого мышления;

- способствовать формированию умения высказывать свою точку зрения;

- способствовать формированию навыка работы со справочной литературой;

- способствовать воспитанию интереса к прошлому своей семьи, своей страны через опыт знакомства с фотографиями, желания рассказать о том, что они видят на старых фотографиях своим одноклассникам, письменно передавая переживания и характеры людей, которые жили много раньше нас.



Литература: М.Л.Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык. 4 класс. 2 часть, «Толковый словарь» С.И. Ожегова

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с опорными словами, карточки с планом, выставка детских фотографий.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. 1 Вводно-мотивационный

    1. Органи

-зационный











2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.(Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося).











Работа с поиском информации в интернете.







































































Целеполагание




















3. Постановка учебной задачи. (Цель этапа: обсуждение затруднения, почему возникли затруднения?, чего мы ещё не знаем?)





















4. Открытие нового знания(Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения)









































































Работа учебником




































































































Работа с поиском информации в словаре через интернет

















































































































































































































































Первичное закрепление




















































Работа со словарем в учебнике стр 180.

















































































































Работа в группах


















Оценка самостоятельной работы























































Рефлексия-

осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса).















Итог урока










Организует класс на работу.

Выбор эффективного способа приема концентрации внимания.

Мотивирует на положительный настрой. Ребята, давайте пожелаем друг другу удачи. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Ведь с малой улыбки начинается большой успех.

- Прочитайте девиз нашего урока:

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

 Объясните его.








Введение в тему. На доске появляются старые чёрно- белые фотографии. "

- Ребята! Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О фотографии)

- Кто из вас любит фотографии? Что такое фотография?

Словарная работа по словарю С.И. Ожегова.

- А. Шалагина пользуясь компьютером находит информацию о значении слова фотография. Каким интернет ресурсом ты пользовалась?



Ученики читают: Слово фотографиямногозначное. Оно имеет 3 значения:

  1. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, пленках. 2) . Снимок, полученный таким способом. 3) Учреждение, мастерская для съемки и изготовления таких снимков.

-О каком значении данного слова мы будем говорить?





- Уточните, какие фотографии вы видели на слайде? (Старинные)

_Как вы думаете какова тема нашего урока?

- У старинных фотографий есть тайна. И на уроке мы попробуем открыть тайну старых фотографий.

- Откройте учебник по закладке и прочитайте тему нашего урока в учебнике.



2). Целеполагание

А теперь давайте определим цель урока.

Чтобы определить цель прочитайте тему нашего урока.

-А какое по типу должно быть это сочинение?

-Что необходимо сделать чтобы написать сочинение.

-Цель:

Научиться рассматривать старинные

Фотографии, чтобы написать сочинение.

Почему станем рассматривать фотографии, на которых вас нет? (

. Если мы учимся рассматривать одну фотографию, какой тип текста должен у нас получиться? (Описание- рассуждение)

-А что значит рассматривать фотографию?

Задачи.

1.Учимся рассматривать фотографию

(Видеть детали вглядываясь в лица, понять переживания людей.)

2.Учимсясоставлять план.

-А с какой целью мы рассматриваем фотографии

3Учимсярассказывать.

А без чего мы не сможем составить рассказ?

Вывод. Перед нами стоит цель.

- Научиться рассматривать старинные

Фотографии, чтобы написать сочинение.

Чтобы достичь нашей цели мы должны решить следующие задачи.

1.Научиться рассматривать фотографию

(Видеть детали вглядываясь в лица, понять переживания людей.)

2. Составлять план

3. Учимся рассказывать по плану.



Работа с учебником. Перед вами лежит учебник «Русский язык, 4 класс». Рассмотрим фотографию на 96-97 страницах. Что вы можете о ней сказать?

Дети рассматривают фотографию.

-Чем необычна эта фотография?

А почему она не цветная?

Сравните как одеты старшие и младшие дети?

Скажите, а кто изображен на фотографии и когда она сделана.





А теперь давайте составим план нашего рассказа.

-Из скольких частей состоит текст?

Запись на доске:

1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен)



2.Основная часть

а)

б)

в)

3.Заключительная часть

1) Работа над вступлением

- С чего начинается текст описание? (С названия предмета описания)

- Предложите варианты начала описания фотографии (дети вносят предложения)



2) Работа над основной частью

  • Работа над первым признаком

- О чем говорится в основной части текста-описания ? Продолжим рассматривание и выделим признаки описываемых объектов.

На доске:

1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен)



2.Основная часть

а) Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет

б)

в)

3.Заключительная часть





  • Работа с учебником

- Какую информацию мы можем получить из текста учебника. На странице 96 представлен текст, прочитайте его про себя.

В начале двадцатого века фотографирование не было привычным делом. Люди не имели личных фотоаппаратов. Чтобы сделать фотографию, приглашали фотографа или ходили в фотоателье. И то и другое было большим событием. Когда фотографировали детей, то младших одевали, как правило, в светлую одежду, а тех, кто учился в гимназии, фотографировали в форменной, гимназической одежде.

Ответы на вопросы учебника

  • На фотографии есть ваши ровесники? Кто знает значение слова ровесники?

  • Обратимся к Толковому словарю значение этого слова в интернете найдет Артем Старицин.



  • Каких детей с фотографии можно считать вашими ровесниками?

  • Как выглядят ваши ровесники? (Они сфотографированы в форменной одежде? Да, они уже учатся в гимназии и одеты в форму, форма для девочек и мальчиков была разной)

-Какой была форма для девочек-гимназисток? Для мальчиков – гимназистов?

-А как одеты младшие дети? Почему так, - отвечая на вопрос, пользуйтесь словами текста из учебника. Вывод 2: В каком порядке мы рассматривали фото? (Рассмотрели, кто изображен, как одет, и сделали вывод, почему изображенные так выглядят, как они живут). Какой первый признак описания выделили?

На доске:

1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен)



2.Основная часть

Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет













( Итак, каков первый признак описываемого предмета по фотографии?

  • Второй признак

- Увидеть на фотографиях людей не так уж и сложно. Гораздо сложней понять характер людей по фото. Для описания характеров пользуйтесь составленными мною словариками (раздаточный материал на партах). Словарик неполный, используйте и другие наиболее точные, с вашей точки зрения, слова

(Таблица с прилагательными).

-Продолжим рассматривание. Присмотритесь к лицам. По лицам можно понять характер детей. Рассмотрите лица трёх старших ребят

- Кто из них чувствует себя стесненно и скованно: мальчик или кто- то из девочек?

- Как вы думаете, если к нему обратиться с вопросом или просьбой, как бы он ответил?

- К кому из троих вы бы скорее всего обратились с вопросом или просьбой?







-

















- А теперь рассмотрите лица малышей. О двоих из них известно, что они поссорились и во время съемки не захотели стоять рядом и держаться за руки. Вы догадываетесь, кто эти двое?







































- Кто из троих малышей чувствует себя наиболее уверенно и спокойно?





Вывод 3:

- Что мы рассматривали? Какие связи установили?

Рассматривая лица, можно определить, что чувствует человек. Чувства часто являются проявлением характера. Зафиксируем вывод: лица – чувства – характеры

- Это второй признак описания фотографии.

На доске(Слайде)

1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен)



2.Основная часть

Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как

живет

а) лица – чувства – характеры







  • Третий признак

- Рассмотрите, как все дети держатся за руки. Кому каждый из них покорно доверяет свою руку, а кто сам держит за руку другого?

- Не во всех случаях на этой фотографии самых маленьких держат за руку более взрослые. Старший мальчик, например, только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам не держит её.

- Как вы считаете, в этом проявляется характер?

- Да, верно, и в этой маленькой детали проявляется характер. Но дело не только в характере, иногда ещё и в возрасте. Самых маленьких всегда держат за руки более старшие дети.

  • Вывод 4:

- Что мы рассматривали? (Позы) Какие связи установили? Зафиксируйте на схемепоза характеры

На доске(Слайде)

1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен)



.2Основная часть

Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет

а) лица – чувства – характеры

б) : поза – характеры

в) что предшествовало моменту съемки



  • Обобщение по основной части текста:

- В основной части текста-описания указываются признаки предмета описания. Вспомним порядок указания признаков описания нашей фотографии.

1)кто изображен,как одет,почему так выглядят, как они живут.

2)лица – чувства – характеры

3). поза – характеры

4) что произошло до момента фотографирования

3) Работа над заключительной частью

- Какую часть текста осталось составить?

  • Как вы думаете, эта фотография ценна только для родственников и потомков изображённых на ней людей? Или и для нас тоже? Обоснуйте своё мнение.

  • Сравните:потом и потомки. Кого называют потомками? (Это внуки, правнуки).

  • Вывод 5 Сформулируйте вывод, результат рассматривания фото.

1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен)



.2Основная часть

Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет

а) лица – чувства – характеры

б) : поза – характеры

в) что предшествовало моменту съемки

3.Заключительная часть

Значение фотографии для потомков.



5. Динамическая пауза.

Представьте, что я фотограф: сейчас я буду вас фотографировать . Посмотрели на меня, на доску, в окошко, опять на меня. Улыбнулись фотографу.

6. Первичное закрепление (Цель этапа: проговаривание нового знания)

- Что значит составить описание фотографии? Прочитайте получившийся план текста-описания

1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен)

2.Основная часть.

1)кто изображен,как одет,почему так выглядят, как живёт

а)лица – чувства – характеры

б). поза – характеры

в).Что предшествовало моменту съемки?

3.Значение фотографии для потомков.

Дети рассказывают по фотографии

  • Дополнение учителя: Готовясь к нашему уроку, я попыталась узнать, как зовут этих детей на фотографии. Оказалось, в городе Самара живет правнучка самой маленькой девочки, девочки Леночки, в будущем Елены Львовны Басс. Об отце детей известно, что он был купцом первой гильдии, управляющим чайной фирмой Высоцкого. Елена Львовна Хейфец – стала библиотекарем Самарской филармонии. Она создала одну из лучших музыкальных филармонических библиотек в России. Елену Львовну хорошо знал Иван Семёнович Козловский, она была знакома с композитором Дмитрием Шостаковичем.

Сестры учились в гимназиях, а братья - в коммерческом и реальном училищах. Старший брат Леночки, Григорий воевал в первую мировую войну. Потом он учился в Москве, был знаком с футуристами и поэтом Василием Каменским.
Все дети очень любили музыку. В Самаре живет правнучка Катя Басс

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1) Работа в группах.

(Каждой группе выдаются листы с критериями)

- Пользуясь составленным планом, составьте устный рассказ по фотографии в соответствии с критериями которые мы с вами разработали.

1.Соответствие плану.

2. Раскрытие темы.

3.Использование опорных слов.

4. Последовательность

-Индивидуальные рассказы

Оценка самостоятельной работы

  • Как вы считаете, удалось ли первой группе составить описание фотографии по плану?

  • А как бы вы оценили раскрытие темы.

  • Использовались ли опорные слова

  • Был ли рассказ последовательным.



2) Оценивание по критериям.

К следующему у уроку задание - найти самую старую фотографию из своего семейного альбома и составить устный рассказ по любой из понравившихся фотографий на стр100-101

.





8. Итог урока

- Сегодня мы попытались остановить мгновение, остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатленное на фотоснимках, близко и дорого нам, оно живет в нас.

- Старые фотографии учат нас помнить своих близких, с уважением относиться к их жизни. Они побуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на изменившихся за годы наших родных и знакомых.

Фотография - это память семьи, рода, страны; это память о прошлом вашей семьи, вашего рода и нашей страны, нашего государства

-

-Вернёмся к задачам нашего урока (на слайде)

Удалось решить поставленные задачи?

Как мы пришли к этой цели?

Где можно применить новые знания?

11. Рефлексия

- А теперь закроем глазки и немного помечтаем ( Звучит музыка) Откройте глазки и посмотрите на экран( фотография 4 класса). Пройдет много лет, и когда- нибудь ваши потомки в старинном альбоме найдут вашу фотографию- учеников 4 класса Спасской школы

На этой ноте мы заканчиваем урок, и я хочу обратиться ко всем - цените свои исторические корни и берегите старинные фотографии!!!





Проверяют

организацию рабочего места.


























-














о фотографии








































( О фотографических снимках).






-Старинные


«Рассматриваем старинные фотографии»



















-« Учимся писать сочинение по фотографии.»

-описание и рассуждение





-О себе и о близких мы можем рассказать многое, учимся рассматривать и рассказывать о людях, которых не знаем).

















-Чтобы рассказать




-Без плана











































-Она черно-белая

-Дети одеты необычно.



-Старшие в темной одежде, а младшие в светлой.






Дети из семьи Хейфец. 1907год.












Из трех.

1.Вступление

2. Основная часть.

3Заключительнаячасть.

















На фотографии1907 года изображены дети семьи Хейфец.











Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет













































































Ровесник - человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

На фотографии шестеро детей. Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников



-Да, они уже учатся в гимназии и одеты в форму, форма для девочек и мальчиков была разной)



-Они одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев).

























































































-Видно, что из старших детей наиболее стеснённо и скованно чувствует себя мальчик. В его лице видно какое-то напряжение и неуверенность- Скорее всего он будет отвечать стесняясь и тихим голосом)

Старшая девочка с короткой стрижкой кажется более бойкой, чем другая девочка. С ней, возможно, легче завязать беседу. Вторая девочка с длинными волосами кажется серьёзной и задумчивой)



Если рассмотреть лица малышей, можно догадаться, что маленький мальчик

ему года три) и девочка, которая постарше (ей примерно пять лет), недавно поссорились: видно, что они расстроены и обижены, у мальчика надуты губки).

- Во время съемки они не захотели стоять рядом и держаться за руки. Видимо, сначала предполагалось поставить детей по росту, но пришлось нарушить этот порядок, чтобы разделить поссорившихся детей. Поэтому самая маленькая девочка ( ей примерно два года), стоит не первая, а между ними.

(Самая младшая девочка. Она стоит очень уверенно и свободно, чуть отставив вперёд правую ножку

































































































































































































































Одна из загадок- это старинные фотографии.

2) Нас нет на этих фотографиях, но, глядя на них, мы узнаем о своей Родине, людях, событиях.

3) Фотография-это стоп-кадр истории.

4) Фотография — это воспоминание. А старинная фотография - это загадка. И я надеюсь, что сегодня на уроке мы попытались разгадать одну из загадок- загадку старинной фотографии.


Коммуникативные





Приложение

Критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1.Соответствие плану






2.Раскрытие темы






3.Использование опорных слов и вопросов.





4.Последовательность





Итог








«+»- все получилось без ошибок. Молодцы

«?» - получилось, но были ошибки

«-»-ничего не получилось



1.Вводная часть.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Основнаячасть.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заключительная часть_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В группе работали:










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!