Организует класс на работу. Выбор эффективного способа приема концентрации внимания. Мотивирует на положительный настрой. Ребята, давайте пожелаем друг другу удачи. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Ведь с малой улыбки начинается большой успех. - Прочитайте девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Объясните его. Введение в тему. На доске появляются старые чёрно- белые фотографии. " - Ребята! Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О фотографии) - Кто из вас любит фотографии? Что такое фотография? Словарная работа по словарю С.И. Ожегова. - А. Шалагина пользуясь компьютером находит информацию о значении слова фотография. Каким интернет ресурсом ты пользовалась? Ученики читают: Слово фотографиямногозначное. Оно имеет 3 значения: Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, пленках. 2) . Снимок, полученный таким способом. 3) Учреждение, мастерская для съемки и изготовления таких снимков. -О каком значении данного слова мы будем говорить? - Уточните, какие фотографии вы видели на слайде? (Старинные) _Как вы думаете какова тема нашего урока? - У старинных фотографий есть тайна. И на уроке мы попробуем открыть тайну старых фотографий. - Откройте учебник по закладке и прочитайте тему нашего урока в учебнике. 2). Целеполагание А теперь давайте определим цель урока. Чтобы определить цель прочитайте тему нашего урока. -А какое по типу должно быть это сочинение? -Что необходимо сделать чтобы написать сочинение. -Цель: Научиться рассматривать старинные Фотографии, чтобы написать сочинение. Почему станем рассматривать фотографии, на которых вас нет? ( . Если мы учимся рассматривать одну фотографию, какой тип текста должен у нас получиться? (Описание- рассуждение) -А что значит рассматривать фотографию? Задачи. 1.Учимся рассматривать фотографию (Видеть детали вглядываясь в лица, понять переживания людей.) 2.Учимсясоставлять план. -А с какой целью мы рассматриваем фотографии 3Учимсярассказывать. А без чего мы не сможем составить рассказ? Вывод. Перед нами стоит цель. - Научиться рассматривать старинные Фотографии, чтобы написать сочинение. Чтобы достичь нашей цели мы должны решить следующие задачи. 1.Научиться рассматривать фотографию (Видеть детали вглядываясь в лица, понять переживания людей.) 2. Составлять план 3. Учимся рассказывать по плану. Работа с учебником. Перед вами лежит учебник «Русский язык, 4 класс». Рассмотрим фотографию на 96-97 страницах. Что вы можете о ней сказать? Дети рассматривают фотографию. -Чем необычна эта фотография? А почему она не цветная? Сравните как одеты старшие и младшие дети? Скажите, а кто изображен на фотографии и когда она сделана. А теперь давайте составим план нашего рассказа. -Из скольких частей состоит текст? Запись на доске: 1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен) 2.Основная часть а) б) в) 3.Заключительная часть 1) Работа над вступлением - С чего начинается текст описание? (С названия предмета описания) - Предложите варианты начала описания фотографии (дети вносят предложения) 2) Работа над основной частью - О чем говорится в основной части текста-описания ? Продолжим рассматривание и выделим признаки описываемых объектов. На доске: 1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен) 2.Основная часть а) Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет б) в) 3.Заключительная часть - Какую информацию мы можем получить из текста учебника. На странице 96 представлен текст, прочитайте его про себя. В начале двадцатого века фотографирование не было привычным делом. Люди не имели личных фотоаппаратов. Чтобы сделать фотографию, приглашали фотографа или ходили в фотоателье. И то и другое было большим событием. Когда фотографировали детей, то младших одевали, как правило, в светлую одежду, а тех, кто учился в гимназии, фотографировали в форменной, гимназической одежде. Ответы на вопросы учебника На фотографии есть ваши ровесники? Кто знает значение слова ровесники? Обратимся к Толковому словарю значение этого слова в интернете найдет Артем Старицин. Каких детей с фотографии можно считать вашими ровесниками? Как выглядят ваши ровесники? (Они сфотографированы в форменной одежде? Да, они уже учатся в гимназии и одеты в форму, форма для девочек и мальчиков была разной) -Какой была форма для девочек-гимназисток? Для мальчиков – гимназистов? -А как одеты младшие дети? Почему так, - отвечая на вопрос, пользуйтесь словами текста из учебника. Вывод 2: В каком порядке мы рассматривали фото? (Рассмотрели, кто изображен, как одет, и сделали вывод, почему изображенные так выглядят, как они живут). Какой первый признак описания выделили? На доске: 1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен) 2.Основная часть Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет ( Итак, каков первый признак описываемого предмета по фотографии? - Увидеть на фотографиях людей не так уж и сложно. Гораздо сложней понять характер людей по фото. Для описания характеров пользуйтесь составленными мною словариками (раздаточный материал на партах). Словарик неполный, используйте и другие наиболее точные, с вашей точки зрения, слова (Таблица с прилагательными). -Продолжим рассматривание. Присмотритесь к лицам. По лицам можно понять характер детей. Рассмотрите лица трёх старших ребят - Кто из них чувствует себя стесненно и скованно: мальчик или кто- то из девочек? - Как вы думаете, если к нему обратиться с вопросом или просьбой, как бы он ответил? - К кому из троих вы бы скорее всего обратились с вопросом или просьбой? - - А теперь рассмотрите лица малышей. О двоих из них известно, что они поссорились и во время съемки не захотели стоять рядом и держаться за руки. Вы догадываетесь, кто эти двое? - Кто из троих малышей чувствует себя наиболее уверенно и спокойно? Вывод 3: - Что мы рассматривали? Какие связи установили? Рассматривая лица, можно определить, что чувствует человек. Чувства часто являются проявлением характера. Зафиксируем вывод: лица – чувства – характеры - Это второй признак описания фотографии. На доске(Слайде) 1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен) 2.Основная часть Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет а) лица – чувства – характеры - Рассмотрите, как все дети держатся за руки. Кому каждый из них покорно доверяет свою руку, а кто сам держит за руку другого? - Не во всех случаях на этой фотографии самых маленьких держат за руку более взрослые. Старший мальчик, например, только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам не держит её. - Как вы считаете, в этом проявляется характер? - Да, верно, и в этой маленькой детали проявляется характер. Но дело не только в характере, иногда ещё и в возрасте. Самых маленьких всегда держат за руки более старшие дети. - Что мы рассматривали? (Позы) Какие связи установили? Зафиксируйте на схеме: поза – характеры На доске(Слайде) 1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен) .2Основная часть Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет а) лица – чувства – характеры б) : поза – характеры в) что предшествовало моменту съемки - В основной части текста-описания указываются признаки предмета описания. Вспомним порядок указания признаков описания нашей фотографии. 1)кто изображен,как одет,почему так выглядят, как они живут. 2)лица – чувства – характеры 3). поза – характеры 4) что произошло до момента фотографирования 3) Работа над заключительной частью - Какую часть текста осталось составить? Как вы думаете, эта фотография ценна только для родственников и потомков изображённых на ней людей? Или и для нас тоже? Обоснуйте своё мнение. Сравните:потом и потомки. Кого называют потомками? (Это внуки, правнуки). Вывод 5 Сформулируйте вывод, результат рассматривания фото. 1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен) .2Основная часть Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет а) лица – чувства – характеры б) : поза – характеры в) что предшествовало моменту съемки 3.Заключительная часть Значение фотографии для потомков. 5. Динамическая пауза. Представьте, что я фотограф: сейчас я буду вас фотографировать . Посмотрели на меня, на доску, в окошко, опять на меня. Улыбнулись фотографу. 6. Первичное закрепление (Цель этапа: проговаривание нового знания) - Что значит составить описание фотографии? Прочитайте получившийся план текста-описания 1Вступление.(Когда сделана фотография и кто на ней изображен) 2.Основная часть. 1)кто изображен,как одет,почему так выглядят, как живёт а)лица – чувства – характеры б). поза – характеры в).Что предшествовало моменту съемки? 3.Значение фотографии для потомков. Дети рассказывают по фотографии Дополнение учителя: Готовясь к нашему уроку, я попыталась узнать, как зовут этих детей на фотографии. Оказалось, в городе Самара живет правнучка самой маленькой девочки, девочки Леночки, в будущем Елены Львовны Басс. Об отце детей известно, что он был купцом первой гильдии, управляющим чайной фирмой Высоцкого. Елена Львовна Хейфец – стала библиотекарем Самарской филармонии. Она создала одну из лучших музыкальных филармонических библиотек в России. Елену Львовну хорошо знал Иван Семёнович Козловский, она была знакома с композитором Дмитрием Шостаковичем. Сестры учились в гимназиях, а братья - в коммерческом и реальном училищах. Старший брат Леночки, Григорий воевал в первую мировую войну. Потом он учился в Москве, был знаком с футуристами и поэтом Василием Каменским. Все дети очень любили музыку. В Самаре живет правнучка Катя Басс 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение 1) Работа в группах. (Каждой группе выдаются листы с критериями) - Пользуясь составленным планом, составьте устный рассказ по фотографии в соответствии с критериями которые мы с вами разработали. 1.Соответствие плану. 2. Раскрытие темы. 3.Использование опорных слов. 4. Последовательность -Индивидуальные рассказы Оценка самостоятельной работы Как вы считаете, удалось ли первой группе составить описание фотографии по плану? А как бы вы оценили раскрытие темы. Использовались ли опорные слова Был ли рассказ последовательным. 2) Оценивание по критериям. К следующему у уроку задание - найти самую старую фотографию из своего семейного альбома и составить устный рассказ по любой из понравившихся фотографий на стр100-101 . 8. Итог урока - Сегодня мы попытались остановить мгновение, остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатленное на фотоснимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. - Старые фотографии учат нас помнить своих близких, с уважением относиться к их жизни. Они побуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на изменившихся за годы наших родных и знакомых. Фотография - это память семьи, рода, страны; это память о прошлом вашей семьи, вашего рода и нашей страны, нашего государства - -Вернёмся к задачам нашего урока (на слайде) Удалось решить поставленные задачи? Как мы пришли к этой цели? Где можно применить новые знания? 11. Рефлексия - А теперь закроем глазки и немного помечтаем ( Звучит музыка) Откройте глазки и посмотрите на экран( фотография 4 класса). Пройдет много лет, и когда- нибудь ваши потомки в старинном альбоме найдут вашу фотографию- учеников 4 класса Спасской школы На этой ноте мы заканчиваем урок, и я хочу обратиться ко всем - цените свои исторические корни и берегите старинные фотографии!!! | Проверяют организацию рабочего места. - о фотографии ( О фотографических снимках). -Старинные «Рассматриваем старинные фотографии» -« Учимся писать сочинение по фотографии.» -описание и рассуждение -О себе и о близких мы можем рассказать многое, учимся рассматривать и рассказывать о людях, которых не знаем). -Чтобы рассказать -Без плана -Она черно-белая -Дети одеты необычно. -Старшие в темной одежде, а младшие в светлой. Дети из семьи Хейфец. 1907год. Из трех. 1.Вступление 2. Основная часть. 3Заключительнаячасть. На фотографии1907 года изображены дети семьи Хейфец. Кто изображен, как одет, почему так выглядит, как живет Ровесник - человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник. На фотографии шестеро детей. Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников -Да, они уже учатся в гимназии и одеты в форму, форма для девочек и мальчиков была разной) -Они одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев). -Видно, что из старших детей наиболее стеснённо и скованно чувствует себя мальчик. В его лице видно какое-то напряжение и неуверенность- Скорее всего он будет отвечать стесняясь и тихим голосом) Старшая девочка с короткой стрижкой кажется более бойкой, чем другая девочка. С ней, возможно, легче завязать беседу. Вторая девочка с длинными волосами кажется серьёзной и задумчивой) Если рассмотреть лица малышей, можно догадаться, что маленький мальчик ему года три) и девочка, которая постарше (ей примерно пять лет), недавно поссорились: видно, что они расстроены и обижены, у мальчика надуты губки). - Во время съемки они не захотели стоять рядом и держаться за руки. Видимо, сначала предполагалось поставить детей по росту, но пришлось нарушить этот порядок, чтобы разделить поссорившихся детей. Поэтому самая маленькая девочка ( ей примерно два года), стоит не первая, а между ними. (Самая младшая девочка. Она стоит очень уверенно и свободно, чуть отставив вперёд правую ножку Одна из загадок- это старинные фотографии. 2) Нас нет на этих фотографиях, но, глядя на них, мы узнаем о своей Родине, людях, событиях. 3) Фотография-это стоп-кадр истории. 4) Фотография — это воспоминание. А старинная фотография - это загадка. И я надеюсь, что сегодня на уроке мы попытались разгадать одну из загадок- загадку старинной фотографии. |