Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
лицей № 10 города Белгорода
УМК «Перспективная начальная школа»
1 класс
Обучение грамоте (письмо)
Письмо заглавной буквы Ю.
Подготовила
учитель начальных классов
Сапега Ольга Алексеевна
Белгород, 2013 г.
Целевое назначение урока:
Первичное усвоение новых знаний и способов действий.
Тип урока:
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Планируемые результаты
Предметные
Ученик получит возможность научиться:
написанию прописной буквы Ю.
Познавательные
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с познавательными задачами.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц.
Регулятивные
- Формулировать и удерживать цель и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления.
- Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
- Составлять план и последовательность действий.
- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Определять общую цель и пути её достижения.
- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
- Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
- Соблюдать грамматические нормы речи.
Урок № 48
Тема урока: «Письмо заглавной буквы Ю»
Цель: Создать условия для формирования умения обучающихся писать заглавную букву Ю.
Учебные задачи:
1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
4. Обучать контролировать свою деятельность в написании заглавной буквы Ю, слогов и слов с буквой Ю и написании имён собственных.
Учебно-методическое обеспечение
- Азбука: Тетрадь по письму № 2. 1 класс / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – 2-е изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
- Азбука. Обучение грамоте и чтению: Методическое пособие /Н. М. Лаврова.- Изд. 2-е, испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Конверты с объектами для конструирования (звуковые схемы, элементы букв), цветные карандаши, закладки – стикеры, информационные знаки, листы оценивания.
Ход урока:
Организационно – мотивационный этап.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
У.: - Проверьте свою готовность к уроку.
(Ученик показывает и рассказывает, как организовано рабочее место – остальные проверяют.)
Д.: - Тетрадь по письму, конверт с элементами букв и звуков, ручка, карандаш, чёрный фломастер. Цветные карандаши: красный, желтый, зеленый, синий. Лист самооценки.
II. Целеполагание.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
У.: - Найдите страницу, на которой мы будем работать. Какая это страница?
Д.: - Страница 18.
У.: - Почему вы так думаете?
Д.: - На прошлом уроке мы работали на странице 17.
У.: - Посмотрите внимательно на страницу тетради. Все вместе попробуйте определить тему нашего урока.
Д.: - Мы считаем, что тема нашего урока: письмо заглавной буквы Ю, написание большой буквы Ю…
У.: - Какие цели вы поставите каждый для себя, чтобы научиться писать заглавную букву Ю?
Д.: - Мы будем находить элементы, из которых состоит буква Ю, конструировать букву, писать ее, составлять схемы слов, выполнять задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина.
Цель урока: научиться писать заглавную букву Ю.
III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель:
1) Актуализация опорных знаний
1. Составление плана урока
У.: - Составьте план работы, опираясь на страницу тетради и условные знаки.
(Дети составляют план работы с помощью условных обозначений.)
2) Распознавание элементов буквы Ю.
У.: - Какой первый шаг по плану?
Д.: - Конструирование буквы.
У.: - Посмотрите на элементы букв, расположенных в правом верхнем углу страницы. Проанализируйте, из каких элементов состоит буква Ю. Закрасьте нужные круги.
У.: - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.
У.: - Сколько элементов потребовалось?
Д.: - Три.
У.: - Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Ю.
Д.: - Полоска в форме плавной линии; полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала (2, 4, 7).
У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.
3) Конструирование буквы Ю.
У.: - Какой следующий шаг в конструировании буквы Ю?
Д.: - Конструирование буквы.
У.: - Как проверить правильность выполнения задания на конструирование буквы?
Д.: - С помощью «ключа» к конструированию письменных букв.
У.: - Элементы, с какими номерами нам понадобятся? Где мы это можем увидеть?
Д.: - На странице 32 нашей тетради. (В конце тетради.) Нам нужны: 12, 32 и 42 элементы.
У.: - Сконструируйте букву Ю. (Дети выполняют задание.)
(Дети выполняют задание. Учитель проверяет букву на партах.)
У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.
У.: - Складываем элементы букв. Убираем конверт.
3. Подготовка руки к письму.
1) «Ленивые восьмёрки»
2) Выполнение упражнений для кистей рук.
У: - Подготовим руку к письму.
Дети выполняют комплекс упражнений (круговые движения кистей влево, вправо; упражнения для пальчиков).
3) «Прищепка» (В свободную руку от письма берём прищепку и массируем (слегка зажимаем прищепкой) каждый пальчик другой руки, повторить 3 раза).
4) Написание заглавной буквы Ю.
У.: - Какой следующий шаг по плану?
Д.: - Написание буквы.
У.: - Продолжаем нашу работу. Возьмите ручки. Пишем элементы и букву Ю в воздухе под счёт. Смотрим на доску, повторяем за мной написание буквы. Я на доске, вы по воздуху. На счет: и – раз – и – и – и - два.
У.: - Обведите пальчиком букву Ю в большом прямоугольнике.
У.: - Напишите элементы и букву Ю в большом прямоугольнике под счёт.
У.: - Пишем букву Ю на первой строчке под счёт.
У.: - Где начало написания буквы?
Д.: - Там, где синяя точка.
У.: - Приготовились писать вместе со мной под счёт. (1 строку диктует учитель и 2 ученика по одной букве, до конца строчки считаем про себя.)
Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности
Зарядка для пальцев рук.
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.
Цель: формирование способа деятельности.
1.Написание заглавной буквы Ю.
У.: - Вторую строчку пишем самостоятельно, считаем про себя.
У.: - Подчеркните ту букву, которая из самостоятельно написанных больше всего похожа на образец.
У.: - Оцените свою работу в листах оценивания.
2. Упражнение в письме соединений: Юл – нижнее соединение, Юр – верхнее соединение.
У.: - Что написано на третьей строке?
Д.: - Слоги.
У.: - Сколько слогов?
Д.: - Два.
У.: - Давайте прочитаем слоги. Что у них общего?
Д.: - У них две буквы, начинаются с буквы Ю.
У.: - С каким секретом буквы Ю мы познакомились на уроке чтения?
У.: - Ребята, найдите на странице тетради подсказку.
Д.: - Буква Ю может обозначать два звука, если стоит в начале слова или в середине после гласной буквы.
У.: - А в чём разница в написании слогов?
Д.: - Разные виды соединения.
У.: - Пишем под счёт. (Второй раз пишем самостоятельно под счёт.)
Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности
«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
«Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.
У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).
«Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
У.- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).
VI. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.
Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся.
1. Выполнение логических заданий с буквами.
У.: - Какой следующий шаг по плану?
Д.: - Мы будем выполнять задания Вопрос Вопросыча.
У.: - Какой вопрос нам хотел задать Вопрос Вопросыч? Сколько требований в этом задании?
Д.: - Три требования. Найти общий элемент в буквах, сравнить буквы, перекодировать буквы.
У.: - Правильно. А выполнять его вы будете в четвёрках.
У.: - Вспомните правила работы в группах. (Правила прикреплены на доске)
Правила работы в группах:
Говори в полголоса. Не кричи!
Поделись своим мнением.
Дай возможность высказаться каждому товарищу в группе. Сотрудничай, уважай всех членов группы.
Выбери консультанта.
У.: - Проанализируйте буквы н, р, ю выделите в них общий элемент и подумайте, какой элемент нужно вписать в кружок.
Д.: - В кружок нужно вписать полоску в форме прямой линии, потому что она – общий элемент букв н, р, ю.
У.: - Сравните буквы И – У. Чем они похожи? Чем отличаются?
Д.: - В этих буквах похожий по форме и по размеру, но различный по пространственному расположению элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.
У.: – Сравните буквы о – ю. Чем они похожи? Чем отличаются?
У.: – Переконструируйте строчную букву о в строчную букву ю.
У.: – Сравните буквы О – Ю. Чем они похожи? Чем отличаются?
Д.: – В данных буквах похожий по форме и по размеру элемент – полоска в форме овала.
У.: – Переконструируйте заглавную букву О в заглавную букву Ю.
У.: – Сравните буквы ю – О. Чем они похожи? Чем отличаются?
Д.: – В этих буквах есть похожий по форме элемент – овал, но различный по размеру.
Составление звукобуквенных схем к словам.
У.: – Какой следующий шаг по плану?
Д.: – Работа со звукобуквенными моделями слова.
У.: – Это очень трудное задание, может даже придётся провести исследование. Внимательно послушайте инструктаж.
Прочитать звукобуквенную модель слова.
Разбить слово на слоги.
Подумать к какому слову из рабочей тетради подойдёт данная схема.
Перекодировать модель звука в звук.
Обозначить звуки печатными буквами.
Обозначить звуки прописными буквами.
У.: – Работаем в тройках. Распределите обязанности. (Выберите капитана. Один – записывает звуки, другой – печатает буквы, третий – перекодирует печатные буквы в прописные. Работаем карандашами разного цвета. Капитан помогает распределить обязанности.)
У.: – Рассмотрите таблицу, подберите к данной модели слово из тетради.
(Юля, Юлия, Юра, Нюра)
У.: – У кого получилось подобрать слово к данной модели?
У.: – У кого не получилось подобрать слово к данной модели? Ребята вам помогут, рассказав, как они работали.
Презентация выполненных работ.
У.: – Один человек от группы выйдет к доске и расскажет, как работала их группа.
Д.: – Мы посовещались и решили, что к схеме подойдёт слово Юля, потому что слово начинается с мягкого согласного звука, и буква я в начале слова обозначает два звука, а в конце слова после согласного обозначает один звук. Лера писала звуки, Артём печатал буквы, а Паша записывал прописные буквы.
У.: – Сделайте самооценку своей работы в листах оценивания.
Письмо слов по образцу в тетрадях.
Правила списывания слов.
У.: – Давайте вспомним правила списывания слов.
Д.: – Надо прочитать слово по слогам. Слово должно писаться с прописной буквы. Это имя девочки. Прописную букву подчёркиваем, чтобы запомнить. Надо обратить внимание на виды соединений в слове.
1) У.: – Ещё раз прочитайте первое слово. Сколько в нём слогов?
Д.: – Юля. В нём два слога.
У.: – Назовите первый слог. Из скольких звуков он состоит? А сколько букв обозначает?
У.: – Назовите второй слог. Обратите внимание, что слышится звук а, пишется буква я. Почему?
У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.
У.: – Напишите первое слово, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.
2) У.: – Ещё раз прочитайте второе слово. Сколько в нём слогов?
Д.: – Юлия. В нём три слога.
У.: – Назовите первый слог. Из скольких звуков он состоит? А сколько букв обозначает?
У.: – Назовите третий слог. Что вы можете сказать о нём?
Д.: – Третий слог состоит из одной буквы я, которая обозначает два звука, так как стоит после гласной буквы.
У.: – Обратите внимание на виды соединений в слове.
У.: – Напишите второе слово, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.
3) У.: – Прочитайте слоги на второй строчке.
Д.: – Лу - лу, лю – лю
У.: – Сравните их.
Д.: – Оба слога начинаются с буквы л, буквы в слогах соединены верхним соединением. Отличаются второй буквой и первыми звуками (твёрдый – мягкий).
У.: – Напишите слоги, диктуя себе по слогам.
4) У.: – Прочитайте слова на последней строчке.
Д.: – Юра, Нюра.
У.: – Обратите внимание на виды соединений в словах.
У.: – Напишите слова, диктуя себе по слогам. Помним, что имена пишем с заглавной буквы.
5) Самопроверка. (Дети читают написанное, ставят ударение, отмечают дугами слоги.)
У.: – Прочитайте написанное, поставьте ударение, отметьте дугами слоги.
5. Рисование узора-бордюра
У.: - Какой следующий шаг по плану?
Д.: – Мы будем выполнять задания Раскраскина.
У.: - Какие задания предложил нам Раскраскин?
Д.: – Определить, какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре. (Полоска в форме прямой линии; полоска в форме овала.) Продолжить узор до конца страницы. Раскрасить.
VII. Рефлексия деятельности. Итог урока
Соотнесение цели и результата деятельности
У.: – Какой следующий шаг по плану?
Д.: – Итог работы.
У.: – Что нового узнали на уроке? (Какие открытия сделали на уроке?)
У.: – Достигли поставленных целей?
У.: – Какие шаги были сделаны для достижения целей?
Д.: – Мы находили элементы, из которых состоит буква Ю, конструировали букву Ю, писали ее, составляли схемы слов, выполняли задания Вопрос Вопросыча и Раскраскина.
У.: – Каковы результаты?
Д.: – Научились писать заглавную букву Ю.
У.: – Оцените свою работу на уроке в листах оценивания.