Верхне –Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
УМК по истории и обществознанию направленный на успешное решение задач ФГОС ООО
Автор:
Богданова Ольга Станиславовна
учитель истории и обществознания
Верхне-Гуторовского филиала
МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
2015 г.
В 2015-2016 уч. году образовательные организации начинают реализацию ФГОС основного общего образования. Поэтому перечень УМК, реализуемых в образовательной организации, формируется на основании федерального перечня учебников на 2014-2015 уч. год (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253), (приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года № 1047).
Предметная область «Общественно-научные предметы». В учебный план основной образовательной программы образовательной организации основной школы в условиях ФГОС входит предметная область «Общественно-научные предметы», включающая учебные предметы историю (с учебными курсами «История России», «Всеобщая история»), обществознание, географию1
Переход 5-9 классов основной школы на ФГОС планируется постепенный. В 2015-2016 учебном году обучение предметной области «Общественно-научные предметы» с учетом требований ФГОС планируется в 5 классе, в 2016-2017 учебном году на ФГОС переходит 6 класс и т.д.
Учебно-методическое обеспечение предметной области «Общественно-научные предметы». Педагоги, работающие с 2015-2016 учебного года в условиях ФГОС (5 класс), используют в учебной деятельности только программы, разработанные с учетом требований ФГОС ООО, и те учебники по истории и обществознанию, которые включены в «Федеральный перечень учебников». Перечень учебников и учебно-методических пособий предметной области «Общественно-научные предметы», которые могут использоваться в учебном процессе, прилагается.
История
| Название | Авторы | Классы | Наличие электронного приложения | Издательства |
| I. Учебники |
| Всеобщая история. История Древнего мира | Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. |
5 | да | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| История. Древний мир. Линия учебно-методических комплексов по Всеобщей истории «серии «Сферы» | В. И. Уколова, И. Е. Уколова | 5 | да | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Всеобщая история. История Древнего мира | Колпаков С.В., Селунская Н.А. | 5 | да | ДРОФА |
| История. | Майков А.Н. | 5 | да | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| История Древнего мира. Учебник. | Андреевская Т.П., Белкин М.В., Вани- на Э.В. | 5 | да | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| Всеобщая история. История Древнего мира | Михайловский Ф.А. | 5 | да | РУССКОЕ СЛОВО |
| II. Учебно-методические пособия |
| Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. | Вигасин А. А., Годер Г. И., Шевченко Н. И. и др. |
5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| История Древнего мира. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. | Ковригина Т.В., Новожилова М.Б., Пантелеева Н.Н. | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. | Шевченко Н. И. | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. | Крючкова Е. А. | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Часть 1 и 2. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» | Чернова М.Н. | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. | Сорокина Е.Н. | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира. | Максимов Ю.И. | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| История Древнего мира. Технологические карты уроков по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. | Ковригина Т.В. | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Рабочая программа по всеобщей истории для 5-9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» | И. Е. Уколова | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные Методические рекомендации | И. Е. Уколова | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Всеобщая история. История Древнего мира. Тетрадь-тренажёр | И. Е. Уколова | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Всеобщая история. История Древнего мира. Тетрадь-экзаменатор | И. Е. Уколова | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Поурочное тематическое планирование УМК. Историяю. Древний мир. | И. Е. Уколова | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Всеобщая история с древнейших времен до начала XXI века. 5–9 классы. Программа | А. В. Игнатов | 5 | | ДРОФА |
| История. Всеобщая история. 5–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК С. В. Колпакова, М. В. Пономарева, В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина, А. В. Шубина | | 5 | | ДРОФА |
| Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с контурными картами | А. В. Абрамов, Ю. А. Абрамова | 5 | | ДРОФА |
| История. Программа | Андреевская Т.П., Журавлёва О.Н., Майков А.Н. | 5–9 | | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| История. 5 класс. Рабочая тетрадь. . | Майков А.Н. | 5 | | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| Рабочая программа по истории. 5 класс (учебник «История Древнего мира»), | Андреевская Т.П.,, Белкин М.В., Ванина Э.В. | 5 | | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| История Древнего мира. . Рабочая тетрадь. | Ванина Э.В., Данилова А.К. | 5 | | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| История Древнего мира. Проектирование учебного курса. | Андреевская Т.П.,,. | 5 | | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| Программа курса «Всеобщая история». 5—6 классы | Стрелова О.Ю. | 5—6 | | РУССКОЕ СЛОВО |
| Структурно – методическая концепция учебно – методического комплекса издательства «Русское слово» по истории для 5 – 11 классов: учебно – методическое издание. | Стрелова О.Ю. | 5 – 11 | | РУССКОЕ СЛОВО |
| Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» | Михайловский Ф.А. | 5 | | РУССКОЕ СЛОВО |
| Дидактические материалы по Истории Древнего мира к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» | Короткова М.В. | 5 | | РУССКОЕ СЛОВО |
| Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. | Жукова С.А. | 5 | | РУССКОЕ СЛОВО |
| История Древнего мира. Книга для учителя. 5 класс | Михайловский Ф.А. | 5 | | РУССКОЕ СЛОВО |
| Тематический контроль по истории Древнего мира. 5 класс | Манданова Е.С. | 5 | | РУССКОЕ СЛОВО |
| Схемы по истории Древнего мира. | Агафонов С.В. | 5 | | РУССКОЕ СЛОВО |
Обществознание
| Название | Авторы | Классы | Наличие электронного приложения | Издательства |
| I. Учебники |
| Обществознание | Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. | 5 | да | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Обществознание | Никитин А.Ф., Никитина Т.И. | 5 | да | ДРОФА |
| Обществознание | Соболева О.Б., Иванов О.В. / Под ред. Бордовского Г. А. | 5 | да | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| Обществознание | Королькова Е.С. | 5 | да | «АКАДЕМКНИГА/ УЧЕБНИК» |
| II. Учебно-методические пособия |
| Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/.].- 2-е изд., дораб. – | Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. | Иванова Л. Ф. | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. | Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В. | 5 | | ПРОСВЕЩЕНИЕ |
| Обществознание. 5–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК А. Ф. Никитина | Никитин А.Ф., Никитина Т.И. | 5 | | ДРОФА |
| Обществознание. 5 – 9 классы. Программа с CD-диском | Соболева О.Б., Медведева О.В. | 5 - 9 | | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь | Соболева О.Б., Трухина К.К. | 5 | | ВЕНТАНА-ГРАФ |
| Обществознание. Проектирование учебного курса. 5 класс. | Лебедков А.М. | 5 | | ВЕНТАНА-ГРАФ |
Выбор учебников и УМК по предметной области «Общественно-научные предметы». Принципы и критерии выбора УМК. Учебно-методические комплекты - это открытые системы учебных пособий, обеспечивающие личностно-ориентированный уровень обучения в условиях общеобразовательной школы. Учебно-методические комплекты содержат различные структурные элементы: учебники, тетради для учащихся, тетради оценки качества знаний, хрестоматии, методические пособия, рабочие программы, комплекты тестовых заданий, компьютерные программы, электронные приложения и т.п.
В федеральном перечне на 2015-2016 учебный год представлены учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и отвечает следующим требованиям:
а) принадлежат к завершенной предметной линии учебников;
б) представлены в печатной форме и имеющие электронное приложение, являющиеся их составной частью;
в) имеющие методические пособия для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания;
г) сопровождающиеся информационно-образовательной средой и имеющие электронные учебники.
Решение о выборе и использовании учебников принимается в общеобразовательной организации. Определение списка учебников и учебных пособий для использования в образовательном процессе основного общего образования – один из критериев готовности образовательной организации к введению ФГОС ООО.
Право педагогических работников на выбор учебников, учебных пособий гарантируется Федеральным законом от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (гл.5, ст.46, п.4.) При этом необходимо учитывать, что предметная линяя рассчитана в основной школе на 4-5 лет обучения (5, 6, 7, 8 и 9 классы) и переход в это время с одной линии учебников на другой в этот период недопустим.
Принципы выбора УМК могут быть следующие:
Соответствует ФГОС ООО,
обеспечивает в полной мере реализацию деятельностного подхода в обучении;
3. Соответствует педагогическим условиям образовательной организации;
4. Обеспечивает реализацию интересов и потребностей ОО, учащихся, их родителей,
5. Соответствует уровню развития познавательных способностей учащихся;
При выборе УМК целесообразно руководствоваться следующими критериями:
полная, четко проработанная линия УМК, имеются различные учебно-методические пособия и материалы к учебнику;
Структура учебника многообразна, помимо учебного текста содержит документы, наглядно-иллюстративный материал (картины, рисунки, фотографии, плакаты, карикатура и пр.), схемы, таблицы, карты, систему вопросов и заданий, разноуровенего характера;
Учебно-методический аппарат учебника, дополнительных пособий в полной мере позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, формировать универсальные учебные действия, организовать проектную деятельность, работать с различными видами информации, формировать на этой основе ведущую образовательную компетенцию – умение учиться;
Учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся, их познавательным способностям;
Воспитательный потенциал УМК обеспечивает реализацию концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формирование ценностных ориентиров учащихся.
2. Официальный сайт издательства «Дрофа» − http://www.drofa.ru.
3. Официальный сайт издательства «Русское слово» − http://www.russkoe-slovo.ru.
4. Официальный сайт издательства «Вентана-Граф» − http://www.vgf.ru.