СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК по ОГСЭ.02 "Психология общения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения (далее УМК) является частью рабочей программы по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование разработанной в соответствии с основной профессиональной образовательной программой

Просмотр содержимого документа
«УМК по ОГСЭ.02 "Психология общения"»





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по учебной дисциплине

ОГСЭ.02 Психология общения

специальность

44.02.01 Дошкольное образование


























































Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения (далее УМК) является частью рабочей программы по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование разработанной в соответствии с основной профессиональной образовательной программой.


Учебно-методический комплекс по учебный дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения адресован студентам ОГАПОУ СПК «Старооскольский педагогический колледж».


УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания для организации и проведения текущего контроля.












































Содержание

1.

Введение

4

2.

Содержание учебной дисциплины

6


2.1. Основные понятия и термины по темам

6


2.2. Методические рекомендации к выполнению практических работ

8


2.3. Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ

58


2.4. Глоссарий

87

3.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

92


3.1. Входной контроль знаний студентов.

92


3.2. Текущий контроль

93


3.3. Перечень точек рубежного контроля

95


3.4. Итоговый контроль по учебной дисциплине

104

4.

Информационное обеспечение учебной дисциплины

107































  1. Введение


Уважаемый студент!


Учебно-методический комплекс по дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, необходимые для изучения, а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая: составление опорных схем; решение педагогических ситуаций; подбор упражнений по заданной теме; подбор диагностических методик; проведение исследований; написание реферата; защита проекта.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится, дифференцированный зачет.

В зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Зачет выставляется на основании оценок за практические и точки рубежного контроля.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Название ОК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания УД (показатели)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснованность постановки цели, выбора и применения способа решения профессиональной задачи из известных в соответствии с реальными и заданными условиями и имеющимися ресурсами;

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- логичность анализа существования проблемы, нестандартной ситуации, оценки факторов риска;

- своевременность, эффективность осуществления контроля, оценки, коррекции своих действий по процессу и результату деятельности в нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- владение способами обработки информации, структурирования, систематизации в соответствии с поставленными задачами;


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- соответствие содержания подготовленных презентаций теме, требованиям к правилам оформления;


ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

- владение технологией эффективного общения (моделирование общения, организация общения, управление общением, рефлексия общения)

-соблюдение норм и правил речевого этикета, профессиональной этики;

- конструктивность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе обучения и при решении профессиональных задач;

-эффективность построения профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации;

- оптимальность работы в команде, коллективе;

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

- оптимальность выбора модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации.

Содержание дисциплины поможет Вам подготовиться к последующему освоению профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей.


В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины.


Название ПК

Результат, который Вы должны получить после изучения содержания дисциплины

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

- использовать техники организации и контроля поведения, с учётом возраста детей.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

- владеть эффективными приёмами регуляции поведения детей.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

-подбирать приёмы общения согласно спланированной деятельности.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

- подбирать средства и формы общения для организации детей разного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

- использовать приемы регуляции поведением детей;

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

-владеть эффективными техниками общения, с учётом возраста детей;

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

- контролировать поведения и деятельность детей, используя вербальные и невербальные средства общения;

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

- владеть навыками публичного выступления;

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

- проводить самоанализ собственной деятельности;

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

- планировать коммуникативные задачи в работе с детьми;

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

- использовать вербальные и невербальные средства общения в работе с детьми;

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

- использовать вербальные средства оценки ситуации;

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

- использовать эффективные приемы и механизмы взаимодействия с родителями в процессе общения;

- применять этические правила ведение беседы;

ПК4.3.Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

- использовать приемы убеждения в в общении;

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

- владеть приемами амортизации и аттракции;

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

- использовать способы предупреждения и разрешения конфликтов;

- применять этические правила общения.




  1. Содержание дисциплины

2.1. Основные понятия и термины по темам


Раздел 1. Теоретические основы психологии общения.

Тема 1.1. Характеристика процесса общения

Введение. Предмет курса, основные понятия и определения. Понятия об общении в психологии. Категория «общения» и «деятельности» в психологии. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг-друга.

Цели общения. Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивные стороны общения.

Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функции установления отношений, функции оказания влияний.

Виды общения. Вербальное и невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень.


Раздел 2. Восприятие и познание людьми друг друга.

Тема 2.1. Взаимодействие в общении.

Виды социальных взаимодействий. Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических барьеров при взаимодействии. виды взаимодействия: кооперация и конкуренция. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы».

Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, рефлексия. Механизмы «заражения», «убеждения», «внушения», «подражания»- их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».

Стили взаимодействия: гуманистический, ритуальный, манипулятивный.

Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения», «подражания». Их роль в процессе общения.


Тема 2.2. Этика общения

Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения.

Ценности общения. Этические принципы общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям. Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности.


Раздел 3. Оптимизация процесса общения

Тема3.1. Методы развития коммуникативных способностей

Правила ведения беседы. Этика поведения. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказы. Техники влияния и противодействия.

Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. активные методы повышения коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности.

Развитие навыков общения у младших школьников

Правил эффективного общения. Формирование навыков социального взаимодействия

Формы организации общения в деятельности педагога


Тема 3.2. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения

Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные.

Структура конфликта (объект конфликтной ситуации, цели. субъективные мотивы его участников, оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками, подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения). Стадии протекания конфликта.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, конкуренция, сотрудничество, компромисс. Технология разрешения конфликтов в школе.




2.2. Методические рекомендации к выполнению практических работ

Данные методические рекомендации по выполнению практических работ разработаны по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения для специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.

В них размещен ряд практических работ с целями и психологическим комментарием по каждой теме курса. В ходе выполнения предложенных практических занятий Вы будете овладевать техниками и приёмами проведения диагностического исследования, умениями правильно подбирать диагностический инструментарий, правилами убеждения, способами выхода из конфликтных ситуаций, умениями вести беседу в ходе социально-психологических тренингов и др. Дополняет методический практикум специально подобранные психологические упражнения и задачи позволяющие самостоятельным и групповым способами изучить личностную сферу, коммуникативные умения, межличностные отношения, психологическую атмосферу в группе и многое другое.

Данные методические рекомендации по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения представляют собой, главным образом, практическую направленность и значимость и могут быть использованы в Вашей будущей профессиональной деятельности.

Знания и умения, полученные при выполнении практических работ, будут содействовать Вашему профессиональному становлению в процессе дуального образования, в период прохождения производственной практики и на первоначальном этапе работы.



Практическое занятие № 1.1.

Методы исследования общения

Цель: закрепить представления о методах исследования общения, определить свой стиль общения и уровень коммуникабельности.

Учебная цель: формировать умения составлять психологический портрет личности, используя методы исследования и диагностики, а также простейшие методики с целью определения психологических особенностей личности.

Учебные задачи:

1. определить свое место в группе, научиться понимать других членов группы, а также эффективно работать в коллективе;

2. научить управлять эмоциями, планировать ближайшее будущее, принимать решения

Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Норма времени: 2 часа


Вопросы для рассмотрения

  1. Предмет психологии общения.

  2. История формирования социально-психологических идей.

  3. Разделы социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.

  4. Основные методы социально-психологического исследования.

Образовательные результаты:

Студент должен

уметь:

- использовать методы психологии, проводить исследования, делать выводы, правильно интерпретировать тестовый материал.

знать:

- задачи современной психологии;

- типологию методов психологии;

- виды коррекционных и терапевтических процедур.


Задачи практической работы:

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

  3. выполнить 7 заданий.

  4. Оформить отчет.

  5. Подготовиться к фронтальному опросу.


Обеспеченность занятия (средства обучения):

- методические указания по выполнению практического занятия

- рабочая тетрадь

- калькулятор

- ручка

- 2 листа А 4, нить (50 см), чернила


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

  1. Назовите методы психологии.

  2. Перечислите методы исследования и диагностики.

  3. Когда возникли первые тренинговые группы, их основная цель?

  4. Назовите ключевые понятия «группы встреч»?

  5. Что является основной целью гештальттерапии?

  6. Какую роль выполняет руководитель группы танцевальной терапии?

  7. Перечислите ключевые понятия телесной терапии?


Контрольные вопросы и задания для самопроверки

Изучив оглавление и содержание журналов «Психологический журнал», «Мир психологии», «Вопросы психологии», «Психологическая наука в образовании», «Прикладная психология», «Иностранная психология» и др. за 2000-2013 гг., подготовьте список публикаций по основным разделам социальной психологии и рассматриваемых в них проблемах:

Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде):

- проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и т.д.), механизмы и эффективности воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей;

- закономерности распространения моды, общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений, слухов и т.д.

Социально-психологические явления в малых группах (в микросреде):

- проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в малых группах, проблемы групповой атмосферы, положения лидера и ведомых в группе, типов групп, соотношения формальных и неформальных групп, количественных пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы;

- проблемы восприятия человека человеком в группе, ценностных ориентаций группы;

- проблема психологических особенностей коллектива как группы высшего уровня развития.

Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности):

- проблемы, связанные с изучением направленности личности, устойчивости и конформности, коллективизма и индивидуализма,

- проблемы установок личности и их динамики, перспектив личности, фрустраций, уровня притязаний и т.д.

2. Опираясь на содержание представленных статей, определите: цель, объект, предмет, методы исследования, использованные авторами?

3. Используя предложенную вам заполненную социометрическую матрицу, осуществите следующие процедуры:

  1. Отметьте взаимные выборы в группе.

  2. Постройте на отдельном листе матрицу группировок.

  3. Определите членов группы, имеющих самую высокую и самую низкую эмоциональную экспансивность.

  4. Вычислите следующие показатели и индексы:

– величину социометрического статуса каждого члена группы;

– индекс групповой сплоченности (коэффициент взаимности);

– «референтность» группы;

– индекс интегративности группы;

  1. Постройте социограмму.

  2. Укажите номера членов группы, явившихся: социометрической звездой; изолированным (отверженным, аутсайдером)

  3. Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа в тетради представляется преподавателю по ОП.02. Психология.

Учебная и специальная литература:

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 2
    кн.-М.:ВЛАДОС,2001.

  2. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш.
    учеб. заведений/В.В. Давыдов. - М.: «Академия», 206 - 224с.

  3. Общая психология: Учебное пособие / А.Н.Краснов и др. - Ростов н/Д.:
    Феникс, 2006. - 384с.

  4. http://www.voppsy/ru/journals _all/issues/

  5. http://www. pirao.ru/strukt/lab_gr/I-uchen.


  1. Критерии оценок знаний студентов по теме

      1. Оценка 5 ("отлично") ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;

  • демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;

  • способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

  • владеют понятийным аппаратом;

  • демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;

  • подтверждают теоретические постулаты примерами из психологической практики.

      1. Оценка 4 ("хорошо") ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают твёрдое знание программного материала;

  • усвоили основную и наиболее важную дополнительную литературу;

  • способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;

  • допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.

      1. Оценка 3 ("удовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе:

  • в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

  • в целом усвоили основную литературу;

  • допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета.

      1. Оценка 2 ("неудовлетворительно") ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;

  • допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета;

  • демонстрируют незнание теории и практики психологии.


Дополнительная литература

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2004.

    2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

    3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. – 682 с.

    4. Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студ. высших и средних. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.Битянова М.Р.

    5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

    6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!