Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
История создания, авторы
Авторы методик:
Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Главным трудом его жизни стала система развивающего обучения.
Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и сподвижник Эльконина, который развил и начал применять идеи Даниила Борисовича .
История
Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание.
Система Эльконина–Давыдова применяется в России с 1991 года. В 1996 году она вошла в список рекомендаций ФГОС, а после исключения из этого списка программы Занкова стала единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования и науки.
С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.
Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.
цель
Главная цель в системе Эльконина-Давыдова: развитие теоретического мышления младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.
Для достижения этой цели ставится ряд задач:
-Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения. Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.
-Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок.
-Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся. Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками.
-Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса.
Задачи обучения
Задачи системы:
- Формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий.
- Формирование способов умственных действий (СУД).
- Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания, проводимого учеными.
- Развитие умений делать содержательные обобщения, т.е. уметь производить мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.
- Овладение новыми средствами учебной деятельности в виде знаковых моделей.
Идея программы
- В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
- Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина - Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.
Принципы образовательной программы
Принципы обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова:
- Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается на достижения естественного созревания (Л.Г. Выготский);
- Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития);
- Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения;
- Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
Особенности
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова отличается от традиционной по направлению познавательной деятельности школьника.
В традиционной системе развивается эмпирическое мышление: - от конкретного, единичного к общему, - от случая, факта к системе, - от явления к сущности. В системе ЭльконинаДавыдова развивается теоретическое мышление: - от общего к частному, - от абстрактного к конкретному, - от системного к единичному.
Главные особенности
1.Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий 2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления 3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени 4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей. В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
Требования к содержанию
Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.
Состав умк
УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:
- Обучение грамоте и чтению (2 линии). Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.
- Русский язык (2 линии).Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
- Литературное чтение (2 линии).Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Автор Матвеева Е.И.
- Математика (2 линии).Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В.Савельева. Автор Александрова Э.И.
- Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком.
Состав умк
Издательства:
1. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»;
2. Издательство «Просвещение»;
3. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», Издательство «Просвещение»
Все учебники cистемы Эльконина - Давыдова включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254).
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», Издательство «Просвещение»
УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников: - Русский язык (обучение грамоте) . Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. Автор: Тимченко Л.И. Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Обухова О.Л. - Русский язык . Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. - Русский язык . Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. - Литературное чтение . Автор: Матвеева Е.И. - Математика . Автор: Александрова Э.И. - Математика . Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева. - Окружающий мир . Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова включал в себя следующие завершенные предметные линии учебников: - Русский язык. Букварь. Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А. Русский язык. Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. - Русский язык. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. - Литературное чтение. Автор: Матвеева Е.И. - Математика. Автор: Александрова Э.И. - Математика. Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева. - Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Сравнение
Система Эльконина и В.В. Давыдова
Система Л.В. Занкова
Обучение идёт от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному
Обучение идёт от частного, конкретного, единичного к общему, целому; от факта к системе; от явления к сущности
Мышление обучающихся – разумно – теоретическое. Разумно-теоретическое мышление, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие.
Мышление обучающихся определяют как «рассудочно – эмпирическое», направленное на расчленение и сравнение свойств предметов для абстрагирования формальной общности и придания её формы понятия.
Рассудочная логика въодит в диалектическую логику, как в логику более высокой формы
Мышление – начальная ступень познания, имеющая определенные виды: индукция, дедукция, абстрагирование, синтез и др.
Сравнение
Система Эльконина и В.В. Давыдова
Система Л.В. Занкова
Формирование теоретических понятий является приоритетным и для системы Эльконина–Давыдова. Но здесь теоретические понятия имеют не столько словесную форму «научных терминов и определений» (как в системе Занкова), сколько форму общих способов решения различных классов задач, которые получают свое выражение в моделях.
Система Занкова выдвигает альтернативу в виде принципа ведущей роли теоретических знаний. Она утверждает приоритетность формирования в начальном обучении понятийных абстракций и обобщений.
В поступательном «движении вперед» состоит и смысл развивающего обучения по системе Эльконина–Давыдова. Тем не менее на этапе освоения исходного отношения учебного материала темпы обучения по необходимости замедляются – он требует особой работы учащихся, в том числе подготовительной.
Система Занкова базируется на принципе изучения программного содержания быстрым темпом.
Углубленной индивидуальной работы с каждым ребенком, в том числе - в рамках диалого-дискуссионных (включая групповые) форм учебной деятельности.
принцип системы Занкова - необходимость осуществления целенаправленной работы по общему развитию всех учащихся класса.
Вывод по сравнению
Сходства идей по Л.В. Занкову и В,В. Давыдову сходятся к следующему:
- Их цель – общее развитие ученика, не только познавательных процессов;
- Ученик – активный субъект уч. деятельности;
- Учитель – организатор коллективной поисковой деятельности;
- ЗУН – не конечная цель обучения
Преимущества и недостатки
Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину–Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.
Но существует и ряд недостатков:
- Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина–Давыдова на традиционную программу, например, «Школу России», трудно перестроиться.
- По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос.
- Система Эльконина–Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам.
- Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.
- Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей.
Вывод
- Не смотря на все положительные аспекты данной программы, она не имеет достойного продолжения в школах России. При её использовании, учитель должен понимать, что детям в любом случае придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может создать проблемы на первых порах.
- При анализе программ, я пришла к выводу, что программа достаточна актуальна и может использоваться в обучении детей. Сложно выявить преобладающую из программ, т.к. каждая из них имеет свои минусы. Программа, которую я рассматривала одна из выигрышных, т.к. дети стремятся к знаниям, а не отметкам, обладают высокой мотивацией и глубокими знаниями. Единственный существенный минус, который выделила по своему мнению, это момент преемствования, будет сложно перестроиться на другую систему преподавания.
Источники информации
- https :// externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchaya-sistema-ehlkonina-davydova
- https:// psychologist.tips/2860-razvivayushhee-obuchenie-elkonina-davydova-tsel-psihologicheskie-osnovy-i-osobennosti.html
- https:// schoolguide.ru/index.php/progs/elkonindavydov-fgos.html