СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК Развивающая система Эльконина-Давыдова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УМК Развивающая система Эльконина-Давыдова»

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

История создания, авторы Авторы методик: Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Главным трудом его жизни стала система развивающего обучения.     Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и сподвижник Эльконина, который развил и начал применять идеи Даниила Борисовича . 

История создания, авторы

Авторы методик:

Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Главным трудом его жизни стала система развивающего обучения. 

Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и сподвижник Эльконина, который развил и начал применять идеи Даниила Борисовича . 

История  Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. Система Эльконина–Давыдова применяется в России с 1991 года. В 1996 году она вошла в список рекомендаций ФГОС, а после исключения из этого списка программы Занкова стала единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования и науки.   С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.  Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.

История

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание.

Система Эльконина–Давыдова применяется в России с 1991 года. В 1996 году она вошла в список рекомендаций ФГОС, а после исключения из этого списка программы Занкова стала единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования и науки. 

С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.

Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Система вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии, например, развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.

цель Главная цель в системе Эльконина-Давыдова: развитие  теоретического мышления младшего школьника на основе  формирования учебной деятельности.  Для достижения этой цели ставится ряд задач: -Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения. Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.   -Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок.  -Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся. Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками. -Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса. 

цель

Главная цель в системе Эльконина-Давыдова: развитие теоретического мышления младшего школьника на основе формирования учебной деятельности.

Для достижения этой цели ставится ряд задач:

-Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения. Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.  

-Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок. 

-Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся. Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками.

-Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса. 

Задачи обучения Задачи системы: Формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий. Формирование способов умственных действий (СУД). Воспроизведение в учебной деятельности детей логики  научного познания, проводимого учеными. Развитие умений делать содержательные обобщения, т.е.  уметь производить мысленные переходы от частного к  всеобщему и обратно. Овладение новыми средствами учебной деятельности в  виде знаковых моделей.

Задачи обучения

Задачи системы:

  • Формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий.
  • Формирование способов умственных действий (СУД).
  • Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания, проводимого учеными.
  • Развитие умений делать содержательные обобщения, т.е. уметь производить мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.
  • Овладение новыми средствами учебной деятельности в виде знаковых моделей.
Идея программы В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина - Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Идея программы

  • В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
  • Обучение в школе по системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова доступно каждому ребенку. Оно развивает всех детей с различными исходными условиями их интеллекта и личности. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина - Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.
Принципы образовательной программы Принципы обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: Развитие происходит путем врастания ребенка в  культуру и опирается на достижения  естественного созревания (Л.Г. Выготский); Обучение есть источник развития (обучение  происходит в зоне ближайшего развития); Ученик должен быть субъектом, а не объектом  обучения; Принцип опережающего обучения (обучение  опережает развитие).

Принципы образовательной программы

Принципы обучения в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова:

  • Развитие происходит путем врастания ребенка в культуру и опирается на достижения естественного созревания (Л.Г. Выготский);
  • Обучение есть источник развития (обучение происходит в зоне ближайшего развития);
  • Ученик должен быть субъектом, а не объектом обучения;
  • Принцип опережающего обучения (обучение опережает развитие).
Особенности Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова отличается от традиционной по направлению познавательной деятельности школьника. В традиционной системе развивается эмпирическое  мышление:  - от конкретного, единичного к общему,  - от случая, факта к системе,  - от явления к сущности.  В системе ЭльконинаДавыдова развивается  теоретическое мышление:  - от общего к частному,  - от абстрактного к  конкретному,  - от системного к  единичному.

Особенности

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова отличается от традиционной по направлению познавательной деятельности школьника.

В традиционной системе развивается эмпирическое мышление: - от конкретного, единичного к общему, - от случая, факта к системе, - от явления к сущности. В системе ЭльконинаДавыдова развивается теоретическое мышление: - от общего к частному, - от абстрактного к конкретному, - от системного к единичному.

Главные особенности

1.Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий 2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления 3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени 4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний

5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей. В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Требования к содержанию Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.

Требования к содержанию

Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.

Состав умк УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам: Обучение грамоте и чтению (2 линии). Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.  Русский язык (2 линии).Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Литературное чтение (2 линии).Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Автор Матвеева Е.И.  Математика (2 линии).Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В.Савельева. Автор Александрова Э.И.  Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком.

Состав умк

УМК системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам:

  • Обучение грамоте и чтению (2 линии). Букварь. Авторы: Репкин В.В,Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Бугрименко Е.А.
  • Русский язык (2 линии).Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
  • Литературное чтение (2 линии).Авторы: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Автор Матвеева Е.И.
  • Математика (2 линии).Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В.Савельева. Автор Александрова Э.И.
  • Окружающий мир. Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Комплект учебников по начальной школе является победителем Конкурса учебников нового поколения, проводимого Министерством образования и науки РФ и Мировым банком.

Состав умк

Состав умк

Издательства: 1. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»; 2. Издательство «Просвещение»; 3. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».

Издательства:

1. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»;

2. Издательство «Просвещение»;

3. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», Издательство «Просвещение» Все учебники cистемы Эльконина - Давыдова включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254).

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», Издательство «Просвещение»

Все учебники cистемы Эльконина - Давыдова включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254).

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», Издательство «Просвещение» УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова  включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников:  - Русский язык (обучение грамоте) .  Букварь.  Авторы:  Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.  Букварь.  Автор:  Тимченко Л.И.  Букварь.  Авторы:  Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Обухова О.Л.  - Русский язык .  Авторы:  Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В.  - Русский язык .  Авторы:  Ломакович С.В., Тимченко Л.И.  - Литературное чтение .  Автор:  Матвеева Е.И.  - Математика .  Автор:  Александрова Э.И.  - Математика .  Авторы:  Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.  - Окружающий мир .  Авторы:  Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», Издательство «Просвещение»

УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова  включает в себя следующие завершенные предметные линии учебников: - Русский язык (обучение грамоте) . Букварь.  Авторы:  Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь.  Автор:  Тимченко Л.И. Букварь.  Авторы:  Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Обухова О.Л. - Русский языкАвторы:  Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. - Русский языкАвторы:  Ломакович С.В., Тимченко Л.И. - Литературное чтениеАвтор:  Матвеева Е.И. - МатематикаАвтор:  Александрова Э.И. - МатематикаАвторы:  Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева. - Окружающий мирАвторы:  Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Издательство «ВИТА-ПРЕСС» УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова   включал в себя следующие завершенные предметные линии учебников:  - Русский язык.  Букварь.  Авторы:  Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.   Русский язык.  Авторы:  Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.      - Русский язык.  Авторы:  Ломакович С.В., Тимченко Л.И.   - Литературное чтение.   Автор:  Матвеева Е.И.   - Математика.  Автор:  Александрова Э.И.    - Математика.   Авторы:   Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.    - Окружающий мир.   Авторы:  Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Издательство «ВИТА-ПРЕСС»

УМК системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова   включал в себя следующие завершенные предметные линии учебников: - Русский язык. Букварь.  Авторы:  Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А.  Русский язык.  Авторы:  Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.     - Русский язык.  Авторы:  Ломакович С.В., Тимченко Л.И.  - Литературное чтение.   Автор:  Матвеева Е.И.  - Математика.  Автор:  Александрова Э.И.   - Математика.   Авторы:   Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.   - Окружающий мир.   Авторы:  Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Сравнение Система Эльконина и В.В. Давыдова Система Л.В. Занкова Обучение идёт от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному Обучение идёт от частного, конкретного, единичного к общему, целому; от факта к системе; от явления к сущности Мышление обучающихся – разумно – теоретическое. Разумно-теоретическое мышление, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие. Мышление обучающихся определяют как «рассудочно – эмпирическое», направленное на расчленение и сравнение свойств предметов для абстрагирования формальной общности и придания её формы понятия. Рассудочная логика въодит в диалектическую логику, как в логику более высокой формы Мышление – начальная ступень познания, имеющая определенные виды: индукция, дедукция, абстрагирование, синтез и др.

Сравнение

Система Эльконина и В.В. Давыдова

Система Л.В. Занкова

Обучение идёт от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному

Обучение идёт от частного, конкретного, единичного к общему, целому; от факта к системе; от явления к сущности

Мышление обучающихся – разумно – теоретическое. Разумно-теоретическое мышление, диалектическое мышление связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие.

Мышление обучающихся определяют как «рассудочно – эмпирическое», направленное на расчленение и сравнение свойств предметов для абстрагирования формальной общности и придания её формы понятия.

Рассудочная логика въодит в диалектическую логику, как в логику более высокой формы

Мышление – начальная ступень познания, имеющая определенные виды: индукция, дедукция, абстрагирование, синтез и др.

Сравнение

Система Эльконина и В.В. Давыдова

Система Л.В. Занкова

Формирование теоретических понятий является приоритетным и для системы Эльконина–Давыдова. Но здесь теоретические понятия имеют не столько словесную форму «научных терминов и определений» (как в системе Занкова), сколько форму общих способов решения различных классов задач, которые получают свое выражение в моделях.

Система Занкова выдвигает альтернативу в виде принципа ведущей роли теоретических знаний. Она утверждает приоритетность формирования в начальном обучении понятийных абстракций и обобщений.

В поступательном «движении вперед» состоит и смысл развивающего обучения по системе Эльконина–Давыдова. Тем не менее на этапе освоения исходного отношения учебного материала темпы обучения по необходимости замедляются – он требует особой работы учащихся, в том числе подготовительной. 

Система Занкова базируется на принципе изучения программного содержания быстрым темпом.

Углубленной индивидуальной работы с каждым ребенком, в том числе - в рамках диалого-дискуссионных (включая групповые) форм учебной деятельности.

принцип системы Занкова - необходимость осуществления целенаправленной работы по общему развитию всех учащихся класса.

Вывод по сравнению Сходства идей по Л.В. Занкову и В,В. Давыдову сходятся к следующему: Их цель – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; Ученик – активный субъект уч. деятельности; Учитель – организатор коллективной поисковой деятельности; ЗУН – не конечная цель обучения

Вывод по сравнению

Сходства идей по Л.В. Занкову и В,В. Давыдову сходятся к следующему:

  • Их цель – общее развитие ученика, не только познавательных процессов;
  • Ученик – активный субъект уч. деятельности;
  • Учитель – организатор коллективной поисковой деятельности;
  • ЗУН – не конечная цель обучения

Преимущества и недостатки

Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину–Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.

Но существует и ряд недостатков:

  • Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина–Давыдова на традиционную программу, например, «Школу России», трудно перестроиться. 
  • По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос. 
  • Система Эльконина–Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам. 
  • Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.
  • Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей. 
Вывод Не смотря на все положительные аспекты данной программы, она не имеет достойного продолжения в школах России. При её использовании, учитель должен понимать, что детям в любом случае придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может создать проблемы на первых порах. При анализе программ, я пришла к выводу, что программа достаточна актуальна и может использоваться в обучении детей. Сложно выявить преобладающую из программ, т.к. каждая из них имеет свои минусы. Программа, которую я рассматривала одна из выигрышных, т.к. дети стремятся к знаниям, а не отметкам, обладают высокой мотивацией и глубокими знаниями. Единственный существенный минус, который выделила по своему мнению, это момент преемствования, будет сложно перестроиться на другую систему преподавания.

Вывод

  • Не смотря на все положительные аспекты данной программы, она не имеет достойного продолжения в школах России. При её использовании, учитель должен понимать, что детям в любом случае придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может создать проблемы на первых порах.
  • При анализе программ, я пришла к выводу, что программа достаточна актуальна и может использоваться в обучении детей. Сложно выявить преобладающую из программ, т.к. каждая из них имеет свои минусы. Программа, которую я рассматривала одна из выигрышных, т.к. дети стремятся к знаниям, а не отметкам, обладают высокой мотивацией и глубокими знаниями. Единственный существенный минус, который выделила по своему мнению, это момент преемствования, будет сложно перестроиться на другую систему преподавания.
Источники информации https :// externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchaya-sistema-ehlkonina-davydova https:// psychologist.tips/2860-razvivayushhee-obuchenie-elkonina-davydova-tsel-psihologicheskie-osnovy-i-osobennosti.html https:// schoolguide.ru/index.php/progs/elkonindavydov-fgos.html

Источники информации

  • https :// externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchaya-sistema-ehlkonina-davydova
  • https:// psychologist.tips/2860-razvivayushhee-obuchenie-elkonina-davydova-tsel-psihologicheskie-osnovy-i-osobennosti.html
  • https:// schoolguide.ru/index.php/progs/elkonindavydov-fgos.html


Скачать

© 2023 3729 22

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя