СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Умники и умницы". Викторина по курсу русского языка за 7-й класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Умники и умницы". Викторина по курсу русского языка за 7-й класс

Просмотр содержимого документа
«"Умники и умницы". Викторина по курсу русского языка за 7-й класс»

"Умники и умницы". Викторина по курсу русского языка за 7-й класс

Цель урока:

  • повторение и закрепление изученного в 7 классе в течение года;

  • научить применять знания в новых условиях;

  • развитие интереса к родному языку.

Оборудование:

  • карточки,

  • ордена,

  • презентация, выполненная в программе PowerPoint,

  • бумага для выполнения заданий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Презентация.

II. Постановка цели урока. (Слайд №1). Ознакомление с правилами игры. Представление ареопага.

III. Вопросы для определения агонистов (вопросы зачитываются без демонстрации на доске). За правильные ответы выдаются ордена.

  1. Назовите часть речи, которая обозначает действие предмета. (Глагол.)

  2. Назовите часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым. (Деепричастие.)

  3. Назовите часть речи, обозначающую признак предмета по действию. (Причастие.)

  4. Слова каких самостоятельных частей речи не имеют окончаний? (Наречия, деепричастия, несклоняемые существительные и прилагательные.)

  5. Слова какой части речи отвечают на вопрос КАК? (Наречия.)

  6. Сколько гласных букв в русском алфавите? (Десять.)

  7. Назовите сонорные звуки. ( [й' л' л м' м н' н р' р])

  8. Перечислите морфемы, из которых состоит слово “пришедший”? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

  9. Слова какой части речи в своём составе имеют суффиксы -УЩ, -ЮЩ ? (Причастия.)

  10. Какой раздел науки о языке изучает строение и значение словосочетаний и предложений? (Синтаксис.)

  11. Приведите пример слова, в котором буква Я обозначает два звука. (Моя, Юлия, я, семья.)

  12. Назовите однокоренное слово к слову “перст”. (Напёрсток.)

  13. Какой частью речи является слово “больной” в словосочетании “больной выздоровел”? (Существительным.)

  14. Какой знак пишется в слове “обезьяна”? (Мягкий знак.)

  15. Назовите корень в слове “радость”? (Рад.)

  16. Назовите суффикс в слове “доброта”. (От.)

  17. Назовите части речи, которые образуются от глагола? (Причастие, деепричастие.)

  18. Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? (Дополнение.)

  19. Как пишется слово “ пол-листа”? (Через дефис.)

  20. Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)

  21. Участниками игры становятся учащиеся, набравшие наибольшее количество орденов.

IV. ИГРА.

Розыгрыш дорожек.

А. Задание: определите, какой частью речи вы являетесь, если вы

  • …неизменяемая часть речи, в предложении чаще являетесь обстоятельством, образованы от прилагательного? (Наречие)

  • … служите для связи однородных членов предложения? (Союз)

  • …выражаете различные чувства, но не называете их? (Междометие)

Б. Задание. Чтобы выбрать дорожку, Вы должны в течение 30 секунд рассказать о данной части речи всё, что знаете. Для подготовки вам даётся 30 секунд.

Итак, кто готов? (Выслушиваются ответы.)

Высокий ареопаг даёт оценку и распределяет последовательность участников для выбора дорожек.

Выбор дорожек участниками.

АГОН №1

Если агонист даёт неправильный ответ, то право на ответ получают теоретики.

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Сколько наречий в данном стихотворении? (Слайд №2)

Весло везло осла в село, 
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Помогите закончить фразу:

“Поезд прибывает согласно (расписание)”. (Слайд №3)

Красная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Вспомните несколько пословиц или поговорок, фразеологизмов, в состав которых входят наречия.

(Тише едешь – дальше будешь. Скоро только сказки сказываются. Коротко, но ясно. Поднять на смех. На веки вечные. ) (Слайд №4)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Разберите по составу слово “перевернувшийся”. (Слайд №5) (Слайд №6 – верный разбор)

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Вспомните определение причастия.

Красная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Замените данные словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис (карточки №1):

На русском языке

(по-русски)

В какое-либо время

(когда-нибудь)

Совсем немного

(чуть-чуть)

В первую очередь

(во-первых)

Одинаково, ни больше ни меньше

(точь-в-точь) (Слайд №7)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Перечислите морфологические признаки причастия. (Слайд №8)

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. В текстах какого стиля причастия встречаются чаще?

Красная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Какой частью речи является выделенное слово в предложении

Солдат, раненный в ногу, стойко переносил боль. (Слайд №9)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ПОБЕДИТЕЛЯ.

АГОН №2.

Задания для розыгрыша дорожек.

Слова какой части речи образуются при помощи суффикса –ВШИ ?

Слова “душно”, “грустно”, “весело” являются … (укажите части речи).

Каким членом предложения является слово “холодно” в предложении

Мне стало холодно. (Слайд №10)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Какую гласную вы напишите в следующих наречиях:

  • ГОРЯЧ… ,

  • ХОРОШ… .

(Слайд№11) (Слайд №12 – правильный ответ)

Сформулируйте правило правописания подобных наречий.

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Выполняет ли частица синтаксическую функцию? Для пояснения ответаприведите соответствующие примеры.

Красная дорожка.

ЗАДАНИЕ. В чём заключается отличие союзов от предлогов? Какую синтаксическую функцию выполняют союзы в предложении? Приведите поясняющие примеры.

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. В каком наречии на конце пишется Ь? (Карточки №2)

НЕВТЕРПЁЖ?, УЖ?, НАСТЕЖ?, ЗАМУЖ?. (Слайд №13,14)

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Какие частицы пишутся через дефис? Приведите примеры употребления. (Слайд №15)

Красная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Каким способом образовано наречие “вручную”? (Слайд №16)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Предлог “вокруг” пишется слитно, раздельно, через дефис?

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Назовите несколько устойчивых выражений с частицей НИ. Объясните пунктуацию в них. (Ни рыба ни мясо. Ни холодно ни горячо. Ни далеко ни близко.) (Слайд №17)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Назовите производный предлог. Составьте словосочетания, в состав которых входили бы следующие предлоги:

НАД, ДЛЯ, ОБ, ВДОЛЬ. (Запись на доске.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВТОРОГО ПОБЕДИТЕЛЯ.

АГОН №3.

Задание для выбора дорожек.

1). Сколько -Н пишется в слове “БАЛОВА…ЫЙ”?

2). Образуйте причастие от глагола “ИСПЕЧЬ”.

3). Приведите пример наречия с приставкой, которая пишется через дефис. (Слайд №18)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. С какой частью речи не употребляются предлоги? (Слайд №19)

  • причастие

  • прилагательное

  • местоимение

  • глагол

  • числительное

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Что обозначает наречие в словосочетании РУБАШКА НАВЫПУСК? (Слайд №20)

Красная дорожка. .

ЗАДАНИЕ. Сколько наречий в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Парус”? (Стихотворение необходимо вспомнить самостоятельно.)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Приведите три примера словосочетаний с наречиями времени.

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Перечислите предлоги, которые пишутся через дефис, составьте с ними словосочетания. (Слайд №21)

Красная дорожка. .

ЗАДАНИЕ. ЧТО ЗА ДЕНЁК! (Слайд №22) Какие члены предложения входят в состав предложения. Какие слова не являются членами предложения?

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Исправьте ошибку в следующем предложении, объясните, в чём она заключается.

ЗАДАЧА БЫЛА РЕШЕНА НЕВЕРНО БЛАГОДАРЯ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ОШИБКЕ. (Слайд №23)

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. На какие разряды и по какому признаку делятся союзы? Приведите примеры.

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Определите, какой частью речи является слово “зло” в следующих словосочетаниях (Слайд №24):

  • причинить зло

  • смеяться зло

  • лицо зло

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ПОБЕДИТЕЛЯ.

ФИНАЛ.

Задание для выбора дорожек.

Составьте четыре предложения с (Слайд №25) :

  • формообразующей частицей;

  • отрицательной частицей;

  • модальной частицей;

  • звукоподражательным словом, которое являлось бы членом предложения.

Финальная игра.

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Перечислите служебные части речи, входящие в состав предложения (Слайд №26)

Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий.

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Образуйте слова самостоятельных частей речи от междометий:

НУ, НЕ, АУ, АВОСЬ, ЧТО (Слайд №27,28)

Красная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Как превратить глагол “подумать” в междометие? (Подумаешь!) (Слайд №29)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Какой частью речи являются слова “пусть”, “пускай”. Укажите разряд.

(Частица, формообразующая)

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Назовите главный морфологический признак наречия.

(Неизменяемость)

Красная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Приведите пример предложения, не содержащего ни одного члена предложения, но выражающего законченную мысль. (Ну и ну!) (Слайд №30)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Какой предлог можно сыграть на музыкальном инструменте?

Жёлтая дорожка.

ЗАДАНИЕ. Составьте слово из следующих букв, определите, какой частью речи оно является.

Х, П, А, И, Ч. (Слайд №31)

Зелёная дорожка.

ЗАДАНИЕ. Какой падеж подчиняется предлогам “СОГЛАСНО”, “БЛАГОДАРЯ”, “ВОПРЕКИ”.

(Слайд №32) Приведите примеры употребления.

(Дательный. Согласно договору, благодаря смекалке, вопреки предупреждению.)

V. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ, ПРИЗЁРОВ, НАГРАЖДЕНИЕ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!