ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ
Цель: Расширить кругозор учащихся о предмете, формировать
логическое мышление.
Развить творческие способности учащихся.
Воспитать чувство коллективизма, привить интерес к
дальнейшему изучению предмета
Ход мероприятия.
Входит магистр. Сегодня мы собрались, чтобы совершить таинство посвящения в химики учащихся 8 класса.
Великий М.В.Ломоносов говорил: «Химия руками, математика очами физическими по справедливости называться может.»
Достойны ли наши восьмиклассники стать гражданами великой химической страны? Лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткроет свои тайны. Итак, всем встать! Её величество королева Амальгама III – правительница химической страны.
(Входит королева, садится.) Говорит:
Добрый день, мои верные поданные! Сегодня для нашего государства важный день. Мы будем рады присвоить звание химика достойным восьмиклассникам. Только для этого вам придётся проявить чудеса смекалки и блеск ума. Уважаемый магистр, прошу вас быть судьёй и смотрителем этих испытаний. Начинайте!
Выходят Бертоллет и Фосфин.
Бертоллет. Испытание первое (смекалки) О каком веществе идёт речь?
На суку сидит сова, выдыхает цэ-о-два. (углекислый газ)
Сапоги мои – того пропускают аш-два-о. (вода)
Натрий –хлор-его все знают, в магазине покупают. Без него не сваришь ужин, в малых дозах очень нужен. (поваренная соль)
Флакон с калий-марганец-о-четыре имеется в каждой квартире,
С рожденья ребёнок любой с ним знаком
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним
Ведь для дезинфекции он незаменим (марганцовка)
5. Что за чудо, посмотри – это кальций-цэ-о-три!
По доске он проезжает,
За собой след оставляет. (мел)
Молодцы! Первое испытание выдержали!
Фосфин. Что такое химия приятель?
Формулы, химические знаки, примененье, свойства и строение при этом.
У веществ свойств много самых разных
Что такое химия спросил ты?
Я на это так тебе отвечу:
Это всё предметы, вместе взятые, конечно и эксперимент ещё в придачу.
Из веществ состоим с тобой мы, это сущность нашей жизни,
Это воздух пища и вода, Химия с нами всегда.
А теперь испытание второе: переведите с химического языка на общепринятые фразы.
1. Не всё то аурум. Что блестит.
2. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
3. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния.
4. За купрумный грош удавился.
5. Феррумный характер.
6. С тех пор много аш-два-о утекло. Молодцы, хитрецы!
Бертоллет. Химия – это экспериментальная наука, требующая соблюдения особых правил: Правил техники безопасности.
Ученик. Да какую технику безопасности? Зачем голову забивать? Побегу, а то ещё практическую делать. ( Убегает, раздаётся звук взрыва. Выходит ученик забинтованный. Качает головой.)
Сунул палец я в пробирку –
оказалась в пальце дырка.
Вот беда, игра опасна,
Слёзы лью теперь напрасно.
Попробовать на вкус решил я кислоту,
Глядь, языка уж нет во рту.
Растаял мой язык как лёд
И до сих пор во рту всё жжёт!
Мне не хватало волшебства
В пробирке размешал я вещества
Взрыв раздался – еле жив остался!
Фосфин. Даём вредные советы начинающему химику:
* Никогда. Нигде не трогай ничего. Понюхать можешь, полизать любое вещество. Когда учитель скажет всем: «Сейчас эксперимент!» - ты сразу молча отвернись, сядь скромно в уголке. Ты реактивы не бери, пусть делает другой.
* Если всё – таки решил ты «Надо сделать этот опыт», вещества бери побольше, да смотри не мелочись. А когда вдруг реактивы потекут тебе на платье и на руки, и на ноги, умывать совсем не надо, может быть, врачи спасут. Платье ж новое ты купишь, помоднее и получше, а родители, конечно, долго будут вас хвалить.
* Нет приятнее занятия, чем пробирку нагревать. Ты зажги свою спиртовку, погуляй с нею по классу, пусть получше разгорится и нагреется фитиль. Нагревай теперь пробирку, славный будет результат.
* Если вас застал учитель за любимым вашим делом, потихоньку что –то слил ты, иль приборы поразбил, иль ещё пустяк какой. Объясни ему, что это ваш сюрприз к его уроку, что без химии любимой вы не можете никак.
Бертоллет. Все, конечно же, поняли юмор этих вредных советов, и пришла пора провести настоящий экзамен на знание правил ТБ.
1 задание. Зажечь и погасить спиртовку.
2 задание. Нагреть воду в пробирке, объяснить свои действия.
А вот и правила выживания в химической лаборатории:
* Если у вас в руках что-то жидкое – не разлейте, порошок – не рассыпьте, Газ не выпускайте.
* Если включили – выключите, если открыли – закупорьте, если разобрали – соберите, если не можете собрать – позовите учителя.
* Если не разбирали – не вздумайте собирать!
* Если не знаете как это действует – не трогайте.
* Если не можешь что-то понять – почеши в затылке.
* Если у вас что-то взорвалось – проверьте, остались ли вы живы.
* Если не усвоили этих правил – не входите в кабинет.
Фосфин. Что-то в гости захотел. Видно, дома не поел, приглашаем вас на кухню, сотворить чудесных дел. Ох, а повар не проста – это бабушка Яга.
Выходит баба Яга и говорит:
Мои гости дорогие,
Как же долго вас ждала!
И я к вашему приходу свой сюрприз приберегла.
Проходите, отдохните, приглашаю вас к столу
И, как принято, вначале я вас чаем угощу.
Чай покрепче заварила. Булок вкусных напекла
Подкрепитесь-ка с дороги.
Я же отдохну пока.
(Бертоллет и Фосфин кусают булки)
Фосфин. Твоя булка словно камень,
Съешь – зубов не соберёшь.
Размочу-ка её в чае
Бабуля, нас не проведёшь!
(Помещают булку в чай – она синеет)
Всё ясно! Булочки ты не пекла! Из столовой принесла.
Вместо чая – раствор йода нам в стаканы налила.
В булке той крахмал сидел,
Он от йода посинел.
Бертоллет. Фу, напасть какая!
Вот попили бы мы чая! И запомните друзья:
В лаборатории ни есть, ни пить нельзя!
Продолжим испытания?
Ну-ка, 8 класс, приложи старания!
Зачеркните одной чертой металлы, а на другой таблице – неметаллы.
Ну, вы просто молодцы!
Бертоллет. Мы химию повсюду наблюдаем:
Желтеют листья или дождь идёт,
Плоды ли на деревьях созревают,
Или трава зелёная растёт.
Она везде! И в нас самих она.
Хотя порой её не замечаем,
А ведь нам пища разная нужна,
Богатая жирами и белками.
Химию любить и не лениться,
Значит, и понятно будет всё:
Почему на газе посуда коптится
И на морозе сушится бельё.
Фосфин. Вот и закончились наши испытания и путешествие по науке химии.
Вы справились с трудностями. И самое время попросить восьмиклассников выйти на сцену для церемонии посвящения их в химики. (Выходят под звуки марша)
Приготовиться к произнесению клятвы химиков. (Клятву читает Фосфин, ребята повторяют слово «клянёмся»)
Фосфин. Клянёмся не жалея зубов своих грызть гранит науки! Клянёмся!
Клянёмся всегда соблюдать правила техники безопасности. Клянёмся!
Выливая ведро воды в стакан кислоты, помнить, что ведро жидкости в стакан не помещается. Клянёмся!
Самостоятельно писать доклады и рефераты. Клянёмся!
Если я нарушу эту клятву, то пусть мои товарищи заставят меня выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянемся! Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
Один из учеников 8 класса выходит вперёд и произносит:
Нам суждено пролить всё то, что льётся
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовётся,
Мы рождены, чтоб химию любить.
Королева. Я поздравляю вас. Теперь вы по праву можете именовать себя химиками. Я желаю вам, чтобы жизнь в Химической стране была для вас не слишком сложной и запутанной. Мне будет очень приятно встречаться с вами впредь на уроках химии.
Награждение учащихся.
Подведение итогов мероприятия.
Исполнение учащимися 8-го класса песни «Маленькая страна».
( «Маленькая страна»).
Есть за горами за, за лесами, маленькая страна.
Там разноцветные растворы, смеси и вещества.
Счастьем глаза людей искрятся, там зла и горя нет,
Там во дворце живёт царица и людям дарит свет.
Припев: Маленькая страна, маленькая страна,
Там где душе светло и ясно, там, где всегда весна
Маленькая страна. Маленькая страна
Там во дворце живёт царица с именем «Химия»
Царица не даром людям снится, ведь светлый миг придёт
И на крылатой колеснице она совершит полёт
Эта страна от сна проснётся, и превратится вдруг
В большую страну и сразу станет царицею всех наук.
Припев: Маленькая страна, маленькая страна,
Там где душе светло и ясно, там, где всегда весна.
Маленькая страна. Маленькая страна
Там во дворце живёт царица с именем «химия»