Математика, 5 кл.
Урок № _______ Дата ________
Тема урока. Умножение натуральных чисел и его свойства
Цели и задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания свойств умножения, формировать умение применять эти свойства для нахождения значения выражения; вырабатывать умение выполнять устные вычисления при умножении
- развивать память, мышление воображение, познавательные навыки, навыки учебного труда, техники вычисления,
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, уважительное отношение к товарищу.
План урока:
1. Организационный момент;
2. Разгадывание девиза урока;
3. Проверка свойств умножения;
4. Основная часть урока (работа в парах);
5. Физкультминутка;
6. Проверь решение (работа в парах);
7. Продолжение основной части урока;
8. Математический диктант.
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
10. Домашнее задание.
Виды деятельности: устный счет, работа в парах, индивидуальная работа (карточки-задания), коллективная проверка, письмо, беседа, чтение, рассматривание, работа у доски.
Планируемые результаты:
- предметные: научиться применять свойства умножения, формировать умение применять эти свойства для рационализации нахождения значения выражения; научиться выполнять устные вычисления при умножении;
- личностные: формирование способности к волевому усилию в преодолении препятствий;
-УУД: коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; регулятивные – обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, выстраивать алгоритм действий; познавательные – строить логические цепи рассуждений, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие. Мотивация:
Откройте тетради и напишите число, классная работа.
Сегодня нас ожидает урок-путешествие в Страну Ошибок, в которую попал ваш сверстник Неумейкин Вася. Каждый раз, выполняя домашнее задание, Вася совершает множество ошибок. Однажды он лег спать, и проснулся в Стране Ошибок. Из-за своих плохих знаний, мальчик не может выбраться оттуда. Путь в сказочную страну очень не близкий, дорога сложная и опасная, извилистая. Придется добираться туда на поезде, горы преодолевать на воздушном шаре, ехать на автобусе и даже идти пешком. На каждом участке пути находятся задания, в которых Вася допустил ошибки, решив их правильно, мы поможем Васе вернуться домой.
2. Устный счет.
Для начала, узнаем девиз нашего путешествия, расшифровав таблицу.
Таблица расшифровки.
А | В | Е | И | Л | М | С | Т | Ы |
44 | 60 | 120 | 560 | 50 | 2400 | 100 | 320 | 350 |
Задания.
Выполни умножение:
12∙5=60(В) 12∙20=2400(М)
60∙4=2400(М) 70 ∙5=350(Ы)
20∙6=120(Е) 10∙10=100(С)
25∙8=100(С) 80∙7=560(И)
8∙40=320(Т) 25∙2=50(Л)
30∙4=120(Е) 11∙4=44(А)
Девиз: «Вместе мы – сила!»
3. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос теоретических правил и проверка домашнего задания.
Вычислите самостоятельно и запишите полученные ответы:
8000*8 280:40
60*900 1000 : 50
800*20 70 * 30
900*300 200*400
Установить истинность высказываний (устно)
а) сумму одинаковых слагаемых можно заменить произведением числа на количество таких же чисел.
б) числа в произведении называются слагаемыми.
в) если один из множителей увеличить в 1000 раз, а другой множитель оставить без изменения, то произведение увеличится в 1000 раз.
г) Произведения 7*4 и 4*7 равны одному и тому же числу.
Математический диктант
Запишите математические термины: | Выразите в дециметрах: |
1. Пр…изв…дение 2. Луч... 3. Д...лен...е 4. Це...тнер 5. К...орд...ната 6. П...рим...т...р 7. ...д...ничный...трез...к 8. Р...с...тояние | 1. Двадцать метров пять дециметров. 2. Шестнадцать метров. 3. Сто восемьдесят сантиметров. |
4. Определение темы урока.
- Какую тему мы с вами повторяем и закрепляем? (Умножение натуральных чисел)
4. Повторение свойств умножения.
В пути нам понадобится знание свойств умножения. Повторим их. (Ребята формулируют свойства умножения)
а ∙ в = в ∙ а – переместительное
а ∙ (в ∙ с) = (а ∙ в) ∙ с – сочетательное
1∙ n = n ∙ 1 = n
0 ∙ n = n ∙ 0 = 0
Проверьте друг друга, проговорив эти свойства в парах.
5. Фронтальная работа.
Итак, мы отправляемся в путь на поезде.
Вот первое задание, с которым не справился Вася. (Класс делится на части)
Задание 1. Индивидуальная работа на карточках «Заполни пропуски»
Задание 2. На закрытых досках «Выполнить умножение» (Коллективная проверка)
477*560 513*604
Задание 3.Вычислите, выбрав удобный порядок действий.
38*4*25 | 306*8*125 | 125*79*8 |
50*786*2 | 25*96*4 | 8*4*6*25 |
4*117*25 | 5*860*2 | 10*65*10 |
6. Физкультминутка, музыкальная пауза.
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.(Руки вверх)
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Мы теперь - канатоходцы,
Сколько можем простоять. ( Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны)
7. Решение задачи. Тест.
1. Равенство а • (в •с) = (а • в) • с является:
а) переместительным свойством умножения;
б) сочетательным свойством умножения;
в) другим свойством умножения.
2. Равенство 0= 34 * 0 в общем виде записывается:
а)0*а = 0; б)0*в = а; в) а -34 = 34.
3. Произведение 4 • 222 • 5 равно:
а) 8885; 6)4445; в) 4440.
4. Сколько существует способов разложения числа 16 на два множителя:
а) 3 способа; б) 2 способа; в) 4 способа.
Запишите математические термины: | Выразите в дециметрах: |
1. Пр…изв…дение 2. Луч... 3. Д...лен...е 4. Це...тнер 5. К...орд...ната 6. П...рим...т...р 7. ...д...ничный...трез...к 8. Р...с...тояние | 1. Двадцать метров пять дециметров. 2. Шестнадцать метров. 3. Сто восемьдесят сантиметров. |
Следующее задание, с которым не справился Вася – задача.
Учебник – стр.69, №417.
Задача.
В магазин привезли 5 ящиков с красками. В каждом ящике 144 коробки, а в каждой коробке 12 тюбиков с красками. Сколько тюбиков привезли в магазин? Решите задачу двумя способами.
Вопросы:
Что сказано про тюбики? (12)
Что сказано про коробки? (144)
Что можно узнать, зная эти данные? (Сколько тюбиков в 1 ящике)
Сколько всего ящиков?
1 способ: (решается на доске с комментированием умножения)
144*12=1728 (т.) – в одном ящике
1728*5=8640 (т.) – всего
2 способ: (на закрытой доске для сверки ответа)
144*5=720 (к.) – в пяти ящиках
720*12=8640 (т.) – всего
Ответ6 8640 тюбиков привезли в магазин.
8. Найди ошибку и реши правильно.
Верно, ли решены примеры? 2 человека у доски перерешивают примеры, на местах – 1 вариант решает первый пример, 2 вариант – второй пример.
× 428 × 385
203 120
+ 1284 + 770
856 385
9844 4620
- Задание «Расшифруй умножение»
11. Рефлексия
Вот теперь Вася вернулся домой.
Основной задачей нашего урока была помощь Васе Неумейкину.
Помогая ему, что вы повторили? в чем убедились? (вспомнить девиз урока)
Что можно пожелать Васе? Как думаете, он вас услышал? (На слайде – смешной мальчик Вася)
12.Подведение итогов, запись домашнего задания.
Д/з: стр.72, № 454, № 455 (д-з)
Список литературы
1. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс.- М.: Мнемозина, 2013
2. Математика в школе №32, 2004