СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умножение девяти и на девять,соответствующие случаи деления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составляем и разучиваем таблицу,развиваем память,наблюдательность,умение рассуждать.

Просмотр содержимого документа
«Умножение девяти и на девять,соответствующие случаи деления»





Открытый урок математики


в 3 классе




"Умножение девяти и на 9, соответствующие случаи деления"












Учитель начальных классов:

Строчкова Татьяна Николаевна.



Цели: составить и начать разучивать таблицу умножения и деления с числом 9; совершенствовать знания таблицы умножения и деления, умение решать задачи, развивать навыки устного счёта.
Задачи:
• развивать память, внимание, логическое мышление, интерес к предмету, наблюдательность и умение рассуждать; 
• воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность. 

Ход урока.

I. Орг. момент.

- Сегодня мы с вами проведем урок математики "Звездный час". (Слайд2.)

(Слайд 3.)

Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

- Эти замечательные строки написал В.В. Маяковский в стихотворении "Послушайте!"

- Сегодня на уроке мы с вами тоже попытаемся зажечь звезды. Ведь чем больше звезд на небе, тем оно загадочнее, красивее, интереснее. Итак, вперед! Ближе к звездам!

II. Устный счет.

- Посмотрите, ребята, что за удивительное явление мы сейчас наблюдаем? (Звездопад). (Слайд 4.)

- На каждой звездочке есть задача, давайте решим все задачи, это поможет нам узнать буквы, из которых мы сложим название созвездия.

1. У одной автомашины

Есть четыре автошины.

Сколько будет автошин

У восьми автомашин? (32) (Слайд 5)


2. Девять расписных матрёшек,

В каждой – пять дочурок-крошек.

Если б рядом дочки встали,

Сколько б вы их насчитали? (45) (Слайд 6)


3. Подарил утятам ёжик

8 кожаных сапожек.
Сколько ж маленьких утят
Ёжика благодарят? (4) (Слайд 7)


4. Испекла нам бабушка

Вкусные оладушки.
Всего оладий 27.
По 3 нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат? (9) (Слайд 8)


5. Сколько вишен с дерева

Мы должны собрать,

Чтобы в три тарелки

Положить по пять? (15) (Слайд 9)


6. Достала обезьяна 42 банана

Жаль теперь придется их

Поделить на шестерых.

Сколько же бананов

У каждой обезьяны? (7) (Слайд 10)


7. Мышка зёрна собирала,

По два зёрнышка таскала.
Принесла их 9 раз.
Каков Мышкин стал запас? (18) (Слайд 11)


8. К двум зайчаткам в час обеда

Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (35) (Слайд 12)


9. Полюбуйтесь ка вы сами:

Мчатся тройки с бубенцами.

Сосчитать коней попросим,

Если троек будет восемь. (24) (Слайд 13)


10. Любит рыбку кот Василий.

Может съесть он в день четыре.

Сколько съест он за пять дней?

Посчитайте ка поскорей! (20) (Слайд 14)


- Вы должны расставить числа - ответы в порядке возрастания, под каждым числом написать соответствующую букву и вы узнаете имя созвездия. Работу вы выполняете в парах. Используйте карточку № 1. (Слайд 15)


4

7

9

15

18

20

24

32

35

45

У

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

У

С


- Какое название созвездия у вас получилось? ("Умножениус") (Слайд 16)

- Как вы думает, почему оно так называется? (Тут "живет" таблица умножения.)

***

Таблица умножения.
Достойна уважения.
Она всегда во всем права.
Чтоб ни случилось в мире, –
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.

- Что такое умножение?


III. Актуализация знаний.



- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать с таблицей умножения. Но сначала нам необходимо узнать, о какой цифре идет речь?


***

Отгадайте - ка, ребятки,

Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет

Ровно на три меньше станет? (9)


- Докажите, что речь идет о цифре 9. (Если 9 перевернуть, то получится 6, а если от 9 вычесть 6, то получится 3). (Слайд 17)

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? ("Табличное умножение и деление на 9").

- Правильно, мы с вами будем сегодня говорить об умножение девяти и на 9, соответствующих случаях деления.

- Число 9 необычное, о его магии нам расскажет звезда "Числобус".

- Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую – в другие – недобрую.

- "У девяти не будет пути", – говорили в древности.

- Название картины И. Айвазовского "Девятый вал" напоминает о грозных силах природы. Выражение "девятый вал" стало крылатым. Оно означает бурное, сильное проявление чего - либо грозного, наивысший подъём, взлет. (Слайд18 )

- В русских народных сказках действие часто происходят "за тридевять земель", "в тридевятом царстве, тридесятом государстве". В старину счет вели по девяткам. Затем пришли к другой системе - счет десятками, поэтому рядом с первом выражением помещено второе "тридесятом" (Слайд 19)

- Сколько будет 3 ∙ 9? (27) Представьте, некоторые ученые считают, если мы смогли бы рядом поставить 27 планет, как наша Земля, то получили бы расстояние равное от нашей планеты, до Луны. (Слайд 20) Следовательно "за тридевять земель", это очень далеко.

- А теперь задание от звезды "Числобус": (Слайд 21)

9 99 999

- Посмотрите на числа. Какую закономерность вы наблюдаете? (Каждое следующее число увеличивается на одну цифру 9)

- Давайте вспомним, как пишется цифра 9.

- Выполните запись в тетради, продолжив закономерность.

- Молодцы! Вы замечательно справились с заданием и посмотрите, какой сюрприз приготовила нам наша звездочка.

IV. Физкультминутка для глаз. Звездочет. (Слайд 22 - 26)

V. Знакомство с новым материалом. (Слайд 27)

- Посмотрите на экран, какое необычное созвездие! Что вы замечаете?

- Но почему все звезды сияют ярко, а одна – нет? (На каждой звезде "живут" случаи умножения и деления на определенную цифру: 2, 3,.., а таблицу умножения на 9 мы ещё не проходили)

- Давайте исправим эту ситуацию и поможем нашей звездочке зажечься.

- Какие случаи из таблицы умножения на 9 нам уже знакомы? Давайте их запишем по порядку. (Ученики записывают таблицу умножения в тетрадь и говорят устно соответствующие случаи деления. (Слайд 28)

1 ∙ 9 = 9

2 ∙ 9 = 18

3 ∙ 9 = 27

4 ∙ 9 = 36

5 ∙ 9 = 45

6 ∙ 9 = 54

7 ∙ 9 = 63

8 ∙ 9 = 72

- Какое свойство умножения нам помогло найти значения выражений? (Переместительное свойство умножения)

- Как оно звучит? (От перестановки множителей значение произведения не меняется)

- Каких случаев умножения на 9 у нас не хватает? (9 ∙ 9, 9 ∙ 10)

- Как узнать, сколько будет 9 ∙ 9 ? (8 ∙ 9 = 72+9 = 81)

- Какой случай деления получится из этого произведения? (81 : 9 = 9)

- Как узнать, сколько будет 9∙ 10? (9∙9=81+9 = 90)

- Какое еще правило умножения на 10 мы знаем? (Если нам надо умножить число на 10, мы к этому числу приписываем 0)

- Посмотрите, как наша звездочка засияла в созвездии! Просто чудо! (Слайд 29)

- Таинственное мерцание звезд всегда всех манило. И сейчас нам кажется, что в этом мерцании есть что - то волшебное. А может быть и правда там живут волшебники?

VI. Физкультминутка "Где водятся волшебники?" (Слайд 30)

VII. Знакомство с новым материалом (продолжение).

- Звезда, которой мы помогли зажечься, необычная. Она хранит секреты, которые помогут нам быстрее запомнить таблицу умножения на 9. И некоторые из этих секретов мы сейчас узнаем.

- Посмотрите на экран. найдите закономерность в следующих равенствах:

(Слайд 31)

4 ∙ 9 = 40 - 4 = 36

7 ∙ 9 = 70 - 7 = 63

- Объясните, как 4 можно проще умножить на 9? (Надо 4 умножить на 10, получится 40 и из 40 вычесть 4, получится 36.)

- Объясните, как 7 можно проще умножить на 9? (Надо 7 умножить на 10, получится 70 и из 70 вычесть 7, получится 63.)

- Найдите в тетради таким же способом произведение чисел 5 9, 8 9. Давайте проверим устно.

- Следовательно, давайте сделаем вывод, как мы можем число умножить на 9? (Надо увеличить число в 10 раз и из результата вычесть само данное число).

- Еще один секрет этой звезды заключается в нахождении таблицы умножения на 9 с помощью пальцев рук: (Слайд 32)

- Положите руки на стол. Порядковый счет пальцев производится слева направо.
- Например, нам надо узнать, сколько будет, если мы 3 умножим на 9. (Слайд 33)

- Загни третий палец слева. С одной стороны от загнутого осталось два пальца, такое количество десятков будет в ответе. С другой – семь - это количество единиц в ответе. Два десятка и семь единиц. Какое получается число? (27)
- Узнайте таким способом, сколько будет 7 умножить на 9. (Слайд 34)

- Сколько будет, если мы 5 умножим на 9?

- Вот какие секреты таит в себе звезда.

***

Много чудес на планете

ТАМ существует и ЗДЕСЬ...

Но умножение, дети, –

тоже одно из чудес.


- Вот мы с вами и познакомились со всеми случаями табличного умножения и деления. И ,конечно, в жизни таблица умножения нам очень поможет.


VIII. Закрепление изученного материала.

- Посмотрите на экран. Как зовут этого мальчика? (Мальчик - Звезда) (Слайд 35) - Из какой он сказки? Кто её автор? (Оскар Уайльд). Мы с вами читали эту сказку, напомните, о чем она? (Эта сказка от том, как мальчик сначала отказался от своей матери, а потом искал её по всему свету, чтобы вымолить прощение).

- Посмотрите, Мальчик - Звезда очень печален. В поисках мамы он попал к Злому волшебнику, который решил усложнить задание для мальчика, чтобы тот не смог освободиться от рабства. Давайте поможем Мальчику - Звезде. Для этого нам необходимо решить задачу, возьмите карточку 2: (Слайд 36)


Злой волшебник поручил собрать Мальчику – Звезде 3 монеты из белого золота, из жёлтого золота в 9 раз больше, а из красного золота столько, сколько из белого и желтого золота вместе. Сколько всего монет из красного золота заставил Злой волшебник собрать Мальчика – Звезду?

1) 3 ∙ 9 = 27 (м.) - из желтого золота.

2) 27+3 =30 (м.)

3 ∙ 9+3 =30 (м.)

Ответ: 30 монет из красного золота должен собрать Мальчик - Звезда.


- Очень трудно будет собрать такое количество монет мальчику, но т.к. мы с вами сегодня хорошо поработали, наши звездочки решили нам помочь. И каждая звезда готова подарить нам нужное количество монет. Эти монеты мы с удовольствием отдадим Мальчику - Звезде. Они обязательно помогут ему избавиться от Злого Волшебника, чтобы найти свою маму и вымолить у неё прощение.


IХ. Итог урока. Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наш урок. Вы сегодня замечательно поработали.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вызвало у вас трудности?

- Что вам больше всего понравилось?


-Возьмите карточку 3 . Отметьте на карточке слова, которые больше всего подходят для вашего настроения.

- Прочитайте какие слова вы отметили. (Слайд 37)


- Ум – умно - умно жить – умножение! Нет случайностей, есть закономерности, которые надо уметь видеть и чувствовать. И если вы с умом будете относиться к учебе, к жизни, то я верю, что ваш звездный час наступит еще ни один раз. И все у вас ещё впереди!!! Спасибо за урок! (Слайд 38)


Задача.


Злой волшебник поручил собрать Мальчику – Звезде 3 монеты из белого золота, из жёлтого золота в 9 раз больше, а из красного золота столько, сколько из белого и желтого золота вместе. Сколько всего монет из красного золота заставил Злой волшебник собрать Мальчика – Звезду?

________________________________________________________________________


Задача.


Злой волшебник поручил собрать Мальчику - Звезде 3 монеты из белого золота, из жёлтого золота в 9 раз больше, а из красного золота столько, сколько из белого и желтого золота вместе. Сколько всего монет из красного золота заставил Злой волшебник собрать Мальчика – Звезду?

________________________________________________________________________


Задача.


Злой волшебник поручил собрать Мальчику – Звезде 3 монеты из белого золота, из жёлтого золота в 9 раз больше, а из красного золота столько, сколько из белого и желтого золота вместе. Сколько всего монет из красного золота заставил Злой волшебник собрать Мальчика – Звезду?

________________________________________________________________________


Задача.


Злой волшебник поручил собрать Мальчику – Звезде 3 монеты из белого золота, из жёлтого золота в 9 раз больше, а из красного золота столько, сколько из белого и желтого золота вместе. Сколько всего монет из красного золота заставил Злой волшебник собрать Мальчика – Звезду?

________________________________________________________________________


Задача.


Злой волшебник поручил собрать Мальчику – Звезде 3 монеты из белого золота, из жёлтого золота в 9 раз больше, а из красного золота столько, сколько из белого и желтого золота вместе. Сколько всего монет из красного золота заставил Злой волшебник собрать Мальчика – Звезду?

________________________________________________________________________


Задача.


Злой волшебник поручил собрать Мальчику – Звезде 3 монеты из белого золота, из жёлтого золота в 9 раз больше, а из красного золота столько, сколько из белого и желтого золота вместе. Сколько всего монет из красного золота заставил Злой волшебник собрать Мальчика – Звезду?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!