2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. (5 мин) Цель: совершенствовать навыки обучающихся при разделении чисел на двузначные и однозначные. | Откройте тетрадь, отступите 4 клеточки вниз и запишите 24 ноября, классная работа. - Посмотрите на интерактивную доску (Слайд №1): давайте сделаем так, чтобы нашу работу освещали лучи солнышка и дарили нам хорошее настроение. Для этого вы должны выполнить устный счет. Задание 1. Вычислите устно: 8·9= 7·3= 5·5= 4·8= - Что мы с вами только что повторили? Прочитайте числа, которые вы видите на слайде. - На какие группы можно разделить эти числа? - Запишите в тетради эти числа, но разделите их на два столбика. | Оформляют рабочую тетрадь Смотрят на доску 72 21 25 32 Табличное умножение. 17, 2, 5, 19, 3, 7, 14, 18 - На однозначные и двузначные. Записывают в тетради. | РУУД: структурирование знаний. КУУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме. |
6. | Закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: закрепить знания обучающихся об алгоритме умножения многозначных чисел на однозначные (20 мин) | - Итак, ребята, давайте попробуем выполнить умножение 17 на 3. Предположите, как удобно выполнить умножение? 17·3=17+17+17=34+17=51 10+10+10+7+7+7=30+21=51 10·3+7·3=30+21=51 17·3=(10+7)·3=51 - Как вы думаете, какой способ решения самый удобный? - Вы совершенно правы. - Молодцы ребята! Способ умножения двузначного числа на однозначное, когда двузначное число представляют в виде суммы десятков и единиц самый удобный. Давайте подтвердим наши предположения, прочитав правило на слайде (слайд 2). При умножении двузначного числа на однозначное обычно двузначное число представляют в виде суммы десятков и единиц. - Ребята, а теперь усложним задачу. Прочитайте задание в учебнике под номером 2. Попробуйте выполнить его самостоятельно в тетрадях. - Проверим, что у вас получилось. Удобно ли умножать трехзначные и многозначные числа на однозначные таким способом? - Молодцы. Прежде чем мы приступим к выполнению следующих заданий, давайте немного отдохнем. Физкультминутка. Вновь у нас физкультминутка. Наклонились, ну-ка, ну-ка. Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтобы считать, читать, писать, И совсем не уставать. Голова устала тоже, Так давайте ей поможем. Раз и два, раз и два, Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. - Молодцы. Посмотрите на задание 2 под буквой б). Как выполнялось умножение? - Давайте проверим, удобней решать столбиком или нет? Вы уже знаете, как оформляется запись решения столбиком? - Запишите в тетради в столбик следующий пример: 28·7 - Прочитайте пример. - Назовите первый множитель. - Назовите его разрядный состав. - Назовите второй множитель. - Запомните, что при записи действия умножения в столбик, единицы записываем под единицами, слева ставим знак умножения, отчеркиваем и записываем ответ. - Начинаем умножать с разряда единиц. В числе 56 – 5 десятков и 6 единиц. 6 единиц записываем под разрядом единиц, а 5 десятков запоминаем в разряде десятков. (записываем над разрядом десятков). - Умножаем десятки. В 19 десятков – 1 сотня, 9 десятков, 0 единиц. 9 десятков записываем в разряде десятков, а 1 сотню в разряде сотен. - Прочитайте запись. - Понятен ли алгоритм действия умножения в столбик? - А теперь попробуем выполнить умножение трехзначного числа на однозначное. Запишите в столбик пример: 329·5. - Прочитайте запись. - Назовите первый множитель. Назовите его разрядный состав. - Назовите второй множитель. - Назовите правило записи умножения трехзначного числа на однозначное в столбик. - С какого разряда начинаем умножение? - Выполните умножение единиц. В числе 45 единиц – 4 десятка и 5 единиц. В каком разряде записываем 5 единиц? - Что делаем дальше? - В числе 14 десятков – 1 сотня, 4 десятка и 0 единиц. В какой разряд записываем 4 десятка, и что делаем с 1 сотней? - Что делаем дальше? - Выполните умножение. - В числе 16 сотен 6 сотен и 1 единица тысяч. В какой разряд записываем 6 сотен? - Единицу тысяч записываем в разряде единиц тысяч. - Прочитайте запись. - Молодцы, ребята. - А теперь немного усложним задачу. Нужно выполнит умножение многозначного числа на однозначное. Попробуем самостоятельно, но с моей помощью. - Прочитайте пример. - Назовите первый множитель. - Назовите его разрядный состав. - Назовите второй множитель. - Назовите правило записи умножения многозначного числа в столбик. - С какого разряда начинаем умножение? Выполните умножение. Назовите разрядный состав числа 30? - Что записываем в разряде единиц? - Что делаем дальше? - Что выполняем дальше? - Молодцы, что умножаем дальше? - В числе 28 ед. тыс. 2 десятка тысяч и 8 единиц тысяч. 8 единиц тысяч записываем в разряде единиц тысяч, а 2 десятка тысяч записываем в разряде десятков тысяч. - Прочитайте запись. | Обучающиеся высказывают свои предположения, все ответы фиксируются на доске. - Представление числа в виде суммы слагаемых. Читают правило на слайде. Читают задание. 576·9= (500+70+6)·9=4500+630+54=5184 - Нет, это занимает много времени. Выполняют физкультминутку. Каждое слагаемое умножалось на 9, а потом проверялось столбиком. - Да. 28·7 28 28 состоит из 2 десятков и 8 единиц. 7 8 ед. ·7=56 ед. 2 дес.·7= 14 дес., да еще 5 десятков запоминали, получается 14+5=19. Читают запись. - Да, нет. Читают запись. 329 3 сотни, 2 десятка, 9 единиц. 5 Разряды записываем под разрядами, слева ставим знак умножения, проводим черту. С разряда единиц. 9 единиц·5= 45 единиц. - В разряде единиц, а 4 десятка запоминаем в разряде десятков. - Умножаем десятки. 2 десятка·5=10, еще 4 дес. запоминали, поэтому 10+4=14 десятков. - 4 десятка записываем в разряд десятков, а 1 сотню запоминаем в разряде сотен. - Умножаем сотни. 3 с.·5=15с, еще 1 с. Запоминали, поэтому 15+1=16 с. В разряд сотен. Читают запись. 5706·5 5706 5 единиц тысяч, 7 сотен, 0 десятком, 6 единиц. 5 Разряды записываем под разрядами, слева ставим знак умножения, подчеркиваем. С разряда единиц. 6·5= 30. 3 десятка, 0 единиц. 0 единиц. 3 десятка запоминаем в разряде десятков. - Умножаем десятки. 0 десятков ·5=0, 3 десятка запоминали, поэтому 0+3=3 десятка. Записываем в разряде десятков. - Умножаем сотни. 7·5=35. В числе 35 сотен – 3 единицы тысяч и 5 сотен. 5 сотен записываем в разряде сотен, а 3 единицы тысяч запоминаем в разряде единиц тысяч. - Единицы тысяч. 5 ед. тыс.·5= 25 ед. тыс., еще 3 ед. тыс. запоминали, поэтому 25+3=28 ед. тысяч. Читают запись. 5706·5=28530 | КУУД: управление поведением партнера –оценка и коррекция его действий. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме ПУУД: анализ объектов; выделение необходимой информации из прочитанного текста. РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. ПУУД: анализ объектов. |
8. | Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового уточненного знания обучающихся о решении задач на массу предметов. (5 мин) | Чтобы завершить наше путешествие, давайте выполним еще одно задание. Решим задачу. - Прочитайте задачу. - О чем говорится в ней? - Что известно в условии задачи? - Какой вопрос задачи? - Какой вид моделирования будем использовать для записи условия задачи? - Что известно о стоимости компьютера? - Записываем 1 к. – 9356 руб. - Что известно о стоимости 3 компьютеров? - Как обозначим в краткой записи эти данные? - С помощью какого действия можно решить задачу? - Можем ли мы сразу ответить на вопрос? - Составьте выражение и найдите его значение. Каким способом выполним умножение? В скобках укажите, что именно находим. - Записываем ответ. | Читают задачу. О компьютерах. Стоимость одного компьютера 9356 рублей. Сколько надо заплатить за 3 таких компьютера? - Краткая запись. - Он стоит 9356 руб. Оформляют краткую запись. - Ничего не известно. Запишем 3 к. - ? руб. С помощью действия умножения. - Нет. - Столбиком. 9356·3=28068 (руб.) Записывают ответ. | РУУД: структурирование знаний. ПУУД: анализ объектов. КУУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме. ПУУД: моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков. |