СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в системе коррекционно-педагогического процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в системе коррекционно-педагогического процесса»

Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в системе коррекционно-педагогического процесса Подготовила Никитченко Т.Г

Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в системе коррекционно-педагогического процесса

Подготовила Никитченко Т.Г

Оглавление Введение 1. Теоретические основы умственного воспитания дошкольников 1.1 Понятие умственного воспитания в психолого-педагогической литературе 1.2. Закономерности умственного воспитания дошкольников 2. Особенности умственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью 2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с умственной отсталостью 2.2. Направления программы умственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью Заключение Список используемой литературы

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы умственного воспитания дошкольников

1.1 Понятие умственного воспитания в психолого-педагогической литературе

1.2. Закономерности умственного воспитания дошкольников

2. Особенности умственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с умственной отсталостью

2.2. Направления программы умственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью

Заключение

Список используемой литературы

Логическое мышление

Дарования

Память

Умственное воспитание

Склонности

Внимание

Умственное воспитание – это процесс целенаправленного организованного педагогического воздействия на интеллектуальное развитие детей для передачи им знаний и навыков, требующихся для их разностороннего развития, приобщения к социальной жизнедеятельности. Умственное воспитание направлено на формирование творчески мыслящей личности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки. Умственное воспитание неразрывно связано и не может существовать в отрыве от умственного развития. Оно представляет собой комплекс качественных и количественных преобразований, осуществляемых в мыслительной деятельности при возрастных изменениях и под воздействием окружающей природной и социальной среды. Умственное развитие индивида, в отличие от умственного воспитания, обусловлено не только социальными факторами и педагогическим воздействием. Оно зависит от физиологии человека: строения коры головного мозга, функционирования его рецепторов, способностей ЦНС к восприятию и передаче импульсов, психологического развития, генетических факторов. Умственное воспитание нацелено на интеллектуальное развитие личности ребенка.

Воображение

Умственные способности

3

Виды нарушений интеллекта

  • Легкая - F70 Умеренная – F71 Тяжелая – F72 Глубокая – F73
  • Легкая - F70
  • Умеренная – F71
  • Тяжелая – F72
  • Глубокая – F73

Умственная отсталость

  • Сосудистые деменции (церебральный атеросклероз) Атрофические деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика) Смешанные
  • Сосудистые деменции (церебральный атеросклероз)
  • Атрофические деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика)
  • Смешанные

Деменция

В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в международной классификации болезней 10 пересмотра интеллектуальная недостаточность определяется как состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Нарушение интеллекта – психиатрический интеллектуально-мнестический синдром. Нарушения интеллекта бывают врождённые (умственная отсталость) или приобретённые (деменция), в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается критика к своим высказываниям, поведению. Умственная отсталость, ранее — малоумие, олигофрения – врождённая или приобретённая в период развития задержка либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики. Деменция – приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости, представляющей собой недоразвитие психики, деменция – это распад психических функций, происходящий в результате заболевания или повреждения головного мозга после завершения его созревания. Наиболее часто деменция наблюдается в старости.

4

Задачи: Изучить понятие умственного воспитания, а также закономерности умственного воспитания дошкольников Рассмотреть клинико-психолого-педагогическую характеристику дошкольников с умственной отсталостью Раскрыть направления программы умственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью Цель работы – изучить умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в системе коррекционно-педагогического процесса. Объект исследования: умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта. Предмет исследования: процесс умственного воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта. 4

Задачи:

  • Изучить понятие умственного воспитания, а также закономерности умственного воспитания дошкольников
  • Рассмотреть клинико-психолого-педагогическую характеристику дошкольников с умственной отсталостью
  • Раскрыть направления программы умственного воспитания дошкольников с умственной отсталостью

Цель работы – изучить умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в системе коррекционно-педагогического процесса. Объект исследования: умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта. Предмет исследования: процесс умственного воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта.

4

Задачи умственного воспитания:

  • развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;
  • формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;
  • формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;
  • расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора.

Умственное воспитание – целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников. Умственное воспитание осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания, в результате влияния СМИ. При этом наиболее значимыми видами деятельности являются: учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность в разных сферах (человекознание, естествознание, техника, искусство и т.п.); организаторская деятельность (например, участие в ученическом самоуправлении); аналитическая, оценочная деятельность (например, участие в анализе групповых дел, конфликтных ситуаций и т.п.); рефлексия своей деятельности.

4

Интеллектуальная культура (культура мышления)

Умственное воспитание

Интеллектуальный потенциал человека

Как следует из определения, целями умственного воспитания являются формирование интеллектуальной культуры, развитие интеллектуального потенциала человека, формирование научного мировоззрения. Интеллектуальная культура включает комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции, работать с источниками информации, оргтехникой, заниматься самообразованием и т.п. В структуру этого компонента базовой культуры личности входят общие и специальные учебные умения, а также такие интеллектуальные качества, как быстрота, гибкость, глубина, широта, логичность, ясность, активность, самостоятельность ума. Интеллектуальный потенциал - это своеобразное «опережающее» отражение действительности, качественно новые элементы и запасы функций, необходимые для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования. Понятие интеллектуального потенциала обозначает реальные интеллектуальные возможности человека, его готовность действовать, а также нереализуемые интеллектуальные свойства, интеллектуальные резервы. Кроме того, понятие интеллектуального потенциала отражает разные классы психических свойств и механизмов, которые определяют прогрессивные изменения интеллекта, движущие силы интеллектуального развития. Важнейшим показателем воспитанности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения. Научное мировоззрение - целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и к себе. Основу его составляют взгляды и убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе и стали внутренней позицией личности.

Научное мировоззрение

7

Функция умственного воспитания Основной функцией умственного воспитания является формирование познавательной деятельности . ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ МЫШЛЕНИЕ Функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. Восприятие формируется в первые годы жизни, мышление около 2 лет. В основе восприятия лежат ощущения, как первый источник знаний о мире, познание отдельных свойств предметов. В основе мышления лежит восприятие, которое даёт пищу для анализа, сравнения, обобщения. Мышление усиливает целенаправленность восприятия. В результате восприятия и мышления формируется система знаний. 8

Функция умственного воспитания

Основной функцией умственного воспитания является формирование познавательной деятельности .

ОЩУЩЕНИЕ

ВОСПРИЯТИЕ

МЫШЛЕНИЕ

Функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. Восприятие формируется в первые годы жизни, мышление около 2 лет. В основе восприятия лежат ощущения, как первый источник знаний о мире, познание отдельных свойств предметов. В основе мышления лежит восприятие, которое даёт пищу для анализа, сравнения, обобщения. Мышление усиливает целенаправленность восприятия. В результате восприятия и мышления формируется система знаний.

8

Особенности умственного развития дошкольников

В качестве критериев умственного развития ребенка используют:

  • Объем, характер и содержание знаний;
  • Уровень сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание);
  • Способность к самостоятельному творческому познанию.

Средства, применяемые в умственном воспитании

С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, то есть развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или в меньшей степени, проявляются такие свойства ума, как его быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Педагогика как наука подразделяет все средства, применяемые в воспитании на две большие группы. ля детского возраста лучшим воспитательным средством является игровая деятельность. В ее ходе дети получают разнообразные знания, касающиеся различных сфер и направлений жизнедеятельности. Игровая деятельность дает положительный результат, поскольку она интересна ребенку, увлекает его и развивает стремление к новому познанию.

Деятельность ребенка

Продукты духовной и материальной культуры.

9

Задачи умственного воспитания дошкольников Сенсорное воспитание Становление речи Развитие мыслительной деятельности Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» - у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок). Поэтому целью умственного воспитания дошкольников является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста. Воспитание познавательных интересов Формирование системы элементарных знаний 10

Задачи умственного воспитания дошкольников

Сенсорное воспитание

Становление речи

Развитие мыслительной деятельности

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» - у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок). Поэтому целью умственного воспитания дошкольников является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Воспитание познавательных интересов

Формирование системы элементарных знаний

10

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия Зрение Слух Обоняние Тактильная чувствительность Сенсорное воспитание Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсор­ным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов - сенсорные эталоны. Проприорецепция Осязание 11

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия

Зрение

Слух

Обоняние

Тактильная чувствительность

Сенсорное воспитание

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсор­ным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов - сенсорные эталоны.

Проприорецепция

Осязание

11

Задачи речевого развития:

Формы мышления

Наглядно-образное мышление

Словесно-логическое мышление

Наглядно-действенное мышление

Обогащение словаря

На основе практических действий малыш учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать.

У ребенка развивается способность мыслить не только на основе непосредственного восприятия предме­тов, но и на основе образов.

Проявляется при установлении связей, существу­ющих между предметами и явлениями. Более сложными оказываются неочевидные свя­зи хотя и доступны чувственной практике: пространствен­ные, временные, причинно-следственные.

Воспитание звуковой культуры речи

Формирование грамматического строя

Развитие мыслительной деятельности рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Положительный результат во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным за­нятиям, воспитать привычку к мыслительной деятельности. Внутри всех форм мышления осуществляются мыслительные операции. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Но следует помнить, если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.

Развитие связной речи

Формирование культуры диалогической речи

12

Мотивы

Формы познавательного отношения к окружающему миру

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Любознательность

Ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим пере­живаниям, установить с ними контакт.

Дети задают их в силу своей любо­знательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стре­мятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Познавательный интерес

Иван Михайлович Сеченов говорил о прирожденном и крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Иван Петрович Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Существует 2 формы познавательного интереса у детей. Любознательность - особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Познавательный интерес проявляется в стрем­лении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о ка­чествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Исследования Сорокиной и Рубинштейна выявили различные мотивы детских вопросов. Авторы делят вопросы на две группы, представленные на слайде. В основу воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. Наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности.

Источником познавательных интересов служит разно­образный опыт ребенка.

Важно по­нять, что взволновало ребенка, вникнуть в его пережива­ния, успокоить.

13

Причины умственной отсталости

  • Генетические;
  • Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы;
  • Значительная недоношенность;
  • Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
  • Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы;
  • Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
  • Умственная отсталость неясной этиологии.

Умственную отсталость отличают от приобретённого интеллектуального дефекта как следствия деменции (лат. de- «снижение, понижение, движение вниз» + mens «ум, разум»). Приобретённый интеллектуальный дефект — снижение интеллекта от нормального (соответствующего возрасту) уровня после завершения его развития, а при умственной отсталости интеллект взрослого человека в своём развитии так и не достигает нормального уровня. Степень умственной недостаточности оценивается количественно интеллектуальным коэффициентом по стандартизованным психометрическим тестам.

13

Причины органической деменции у детей

  • Нейроинфекции . Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы . Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • Инфецирование ВИЧ . ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС . У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

В детском возрасте деменция возникает в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы). К 2-3 годам значительная часть мозговых структур уже сформирована, поэтому воздействие патогенных факторов вызывает только их повреждение. В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. В отличие от олигофрении нарушение деятельности мозга при деменции наступает после определенного периода нормального развития ребенка.

13

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

  • Задерживается развитие прямостояния
  • Сниж ение интереса к окружающему
  • Безразличие, общая патологическая инертность
  • Позднее возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми
  • Не возникает интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого
  • Не возникает новая форма общения – жестовая
  • На первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых
  • Нет активного хватания
  • Не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов
  • Не появляются предпосылки развития речи
  • Недоразвитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха приводит к несвоевременному возникновению лепета и гуления
  • Меньше собственных и совместных со взрослым действий
  • Не сформировано подражание

Грубых локальных неврологических симптомов при олигофрении, особенно при ее легких формах, может не встречаться; Дети позднее начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений. Движения, выполняемые детьми по словесной инструкции, сопровождаются синкинезиями.У большинства детей-олигофренов наблюдаются задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения. Со стороны рефлекторной сферы отмечаются оживление сухожильных и периостальных рефлексов, расширение зоны их вызывания, асимметрия. В некоторых случаях наблюдается снижение или отсутствие рефлексов. При нарушении анализаторов наблюдаются сужение диапазона восприятия различных раздражений, нечеткость дифференцировок, их вялость, малая активность. У многих детей-олигофренов выявляются симптомы нарушения вегетативной нервной системы: повышенная потливость, сосудистая дистония, изменение дермографизма, повышенные жажда и аппетит. Нарушения психической деятельности при олигофрении составляют основу дефекта. Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Процесс восприятия этого мира малоактивен. Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Перечисленные выше нарушения восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Познавательная деятельность умственно отсталых учащихся состоит в недоразвитии словесно-логического мышления. Отмечаются также нарушения волевой сферы. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью. Чувства таких детей малодифференцированны, бедны.

16

Образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа 17

Образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)

Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа

17

Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости направлена на активизацию познавательной деятельности и формирование процессов познавательной деятельности (развитие наглядных форм мышления) направлена на развитие устойчивости внимания и произвольной памяти, формирование восприятия, мышления и речи формирование навыков самообслуживания, нормативного поведения. Система формирования знаний и представлений об окружающем мире в контексте предметной деятельности: 1-й уровень – знакомство с предметом, его функциями, способами действий: знакомство с предметом; действия с предметом; действия с группой предметов; дифференциация предмета; 2-й уровень – знакомство с сенсорными эталонами: форма; цвет; величина. 3-й уровень – обучение перцептивной деятельности, обогащение сенсорного и индивидуального опыта ребенка в процессе предметно-практической деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости

  • направлена на активизацию познавательной деятельности и формирование процессов познавательной деятельности (развитие наглядных форм мышления)
  • направлена на развитие устойчивости внимания и произвольной памяти, формирование восприятия, мышления и речи
  • формирование навыков самообслуживания, нормативного поведения.

Система формирования знаний и представлений об окружающем мире в контексте предметной деятельности:

  • 1-й уровень – знакомство с предметом, его функциями, способами действий: знакомство с предметом; действия с предметом; действия с группой предметов; дифференциация предмета;
  • 2-й уровень – знакомство с сенсорными эталонами: форма; цвет; величина.
  • 3-й уровень – обучение перцептивной деятельности, обогащение сенсорного и индивидуального опыта ребенка в процессе предметно-практической деятельности.
Задачи по сенсорному развитию 1. Формирование перцептивной деятельности. 2. Формирование системы сенсорных эталонов с учетом возраста и структуры дефекта (цвет, форма, величина, время). 3. Формирование интеллектуальных действий в сочетании с развитием речевой деятельности. 4. Разработка схем и моделей для описания предметов и их признаков. 5. Совершенствование различных видов восприятия с помощью системы дидактических игр и упражнений. 6. Развитие различных видов продуктивной деятельности. 7. Формирование наглядных форм мышления. 8. Коррекция нарушений предметно-практической деятельности. 9. Формирование мыслительных операций. 10. Развитие продуктивного воображения. 11. Развитие функции активного внимания.

Задачи по сенсорному развитию

1. Формирование перцептивной деятельности.

2. Формирование системы сенсорных эталонов с учетом возраста и структуры дефекта (цвет, форма, величина, время).

3. Формирование интеллектуальных действий в сочетании с развитием речевой деятельности.

4. Разработка схем и моделей для описания предметов и их признаков.

5. Совершенствование различных видов восприятия с помощью системы дидактических игр и упражнений.

6. Развитие различных видов продуктивной деятельности.

7. Формирование наглядных форм мышления.

8. Коррекция нарушений предметно-практической деятельности.

9. Формирование мыслительных операций.

10. Развитие продуктивного воображения.

11. Развитие функции активного внимания.

Игра дошкольника является ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития

Цель: Привить умственно отсталому дошкольнику интерес к игре, научить его играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое развитие .

Игровые занятия и образовательные ситуации с определенной структурой и смыслом необходимы для организации жизнедеятельности детей с умственной отсталостью. Педагогический замысел каждого игрового занятия, образовательной ситуации направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К началу дошкольного возраста у умственно отсталых детей фактически совсем не возникает предметная деятельность. Их действия с предметами остаются на уровне манипуляций, в подавляющем большинстве случаев неспецифических. Интерес к предметам и к игрушкам оказывается кратковременным. Без специального обучения ведущей деятельностью оказывается не игровая, а предметная. В игре наблюдаются стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, нет даже элементарного сюжета. Дети не используют предметы-заместители. Игровые действия примитивны, лишены определенного смысла и творческого замысла. Дети однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального предназначения наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает одежду и надевает ее на куклу, создает и разрушает постройки. Не развиваются и функции речи, нет не только планирующей или фиксирующей, но и сопровождающей речи в процессе игры умственно отсталый дошкольник действует молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действий.

17

Этапы коррекционной работы с дошкольниками с умственной отсталостью

  • Диагностический блок
  • Коррекционно-развивающий блок
  • Здоровьесберегающий блок
  • Воспитательно-образовательный блок
  • Социально-педагогический блок

Научно-обоснованная организация коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, умственных, моторных нарушений осуществляется по блокам. Диагностический блок. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации. Коррекционно-развивающий блок. Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений. Здоровьесберегающий блок. Совершенствование функций формирующего организма ребенка. Воспитательно-образовательный блок. Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности. Социально-педагогический блок. Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие "психолог - педагог - родитель".

17

Программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекци я В России имеются программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии ряд методических разработок ученых Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, Н.Ю. Боряковой 17

Программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии

  • Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей
  • Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
  • Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников
  • Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста
  • Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекци я

В России имеются программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии ряд методических разработок ученых Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, Н.Ю. Боряковой

17

Образовательная деятельность в процессе различных видов детской деятельностис квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии детей

формированию представлений о себе и окружающем мире; развитию речи; обучению игре (отобразительной, ролевой, театрализованной); сенсорному развитию конструированию

учитель-дефектолог, логопед планирует индивидуальные занятия от 10 – 20 минут, в зависимости от работоспособности и психофизических особенностей детей, 2 раза в неделю с каждым ребенком, в соответствии с индивидуальным планом развития, составленным по результатам обследования.

Содержание планирования

Образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии детей, осуществляемой в ходе режимных моментов

Воспитатели организуют: игры и упражнения по ознакомлению с окружающим и развитию речи; игры, направленные на сенсорное развитие; сюжетно-отобразительные (или сюжетно – ролевые игры); игры – импровизации; театрализованные игры на основе малых форм фольклора и на основе художественной литературы;

Планирование предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и в режимные моменты в соответствии со спецификой дошкольного образования. Педагогами организуются игры – занятия, которые включают в себя различные виды деятельности детей. Т.к. мы говорим о дошкольниках с умственной отсталостью, то они постоянно находятся под пристальным наблюдением взрослого, который мягко и методично подводит каждого ребенка к деятельности, давая возможность самостоятельного выбора; побуждают их к взаимодействию друг с другом, группируя их по интересам и особенностям характера между собой.

Самостоятельная деятельность детей

Все педагоги группы осуществляют проектирование, изменение и пополнение предметной среды в группе, которая создает у детей мотивационный фон для осуществления самостоятельной исследовательской и игровой деятельности.

23

Социальная ситуация развития – своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Лев Семёнович Выготский Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность. Комплексное педагогическое воздействие позволяет в значительной степени сгладить отклонения в развитии, а также предупредить возникновение вторичных дефектов, которые Л.С. Выготский характеризовал как социальные, возникающие вследствие неблагоприятных социально-педагогических условий. 23

Социальная ситуация развития – своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Лев Семёнович Выготский

Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность. Комплексное педагогическое воздействие позволяет в значительной степени сгладить отклонения в развитии, а также предупредить возникновение вторичных дефектов, которые Л.С. Выготский характеризовал как социальные, возникающие вследствие неблагоприятных социально-педагогических условий.

23

Список используемой литературы

  • Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 376 с.
  • Богдан Н.Н. Специальная психология / Н.Н. Богдан, М.М. Могильная. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
  • Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2011. - 175 c.
  • Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2011. - 272 c.
  • Забрамная, С.Д. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / С.Д. Забрамная. - М.: Секачев В., 2012. - 882 c.
  • Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 443 c.
  • Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 208 с.
  • Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 2013. - 208 c.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!