СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальные приёмы формирования фунциональной грамотности на уроках родного языка (крымскотатарского) для 5 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО "УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА (КРЫМСКОТАТАРСКОГО) ДЛЯ 5 КЛАССА"

Просмотр содержимого документа
«Универсальные приёмы формирования фунциональной грамотности на уроках родного языка (крымскотатарского) для 5 класса»

МБОУ «Веселовская средняя школа

имени Амет-Хан Султана»

учитель крымскотатарского языка

и литературы

Аппазова Эльмаз Ниязиевна

Выступление на ШМО ___________

_______________________________



Тема: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА (КРЫМСКОТАТАРСКОГО) ДЛЯ 5 КЛАССА





Веселовка-2022г

«Чем больше знает учитель, тем легче усваивать его ученикам       элементарные знания, тем больше авторитет и доверием пользуется он среди учащихся и родителей, тем больше к нему как к источнику тянутся дети»                                                  

                                                                     В.А.Сухомлинский

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Какая должна быть система образования? Этот вопрос сейчас является актуальным, т. к. от правильного образованного учебного процесса напрямую зависит результат учебы учащихся. Само время диктует свои правила.

Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в том числе воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Таким образом, формирование функциональной грамотности школьников на уроках крымскотатарского языка и литературы возможно через использование приёмов формирования читательской грамотности.


Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Бир орман ичинде дёрт кобелек яшай эди. Оларнынъ бири – беяз, экинджиси – сары, учюнджиси – къырмызы, дертюнджиси де къара эди.

Бир кере бу кобелеклер ойнамагъа чыкътылар. Баягьы вакъыт ойнап учкъан сонъ, башларынынъ тёпесинде къап-къара, балабан бир къуш корьдилер. Кобелеклер къоркътылар. Беяз кобелек шу дакъкъа беяз пападие устюне къонды, къыбырдамайып отурды. Сары кобелек, озюне коре, сары бир чечек тапып, онынъ устюне келип къонды. Къара кобелек о дакъкъасы чам агъачы къабугъынынъ устюне келип къонды. Къырмызы кобелек къып-къырмызы къаранфиль устюне келип къонды. Къаршыдан бакъкъанда эписи кобелеклер асыл да танылмай эди.

Бойле этип дёрт кобелек душман агъызындан къуртулып къалдылар.


Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста  рекомендуется этот приём. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

     Ораза – танъ вакътындан акъшам кунь къонгъандже аш ашамай, сув __________ даянмакъ, сабыр этмек демектир. Ораза вакътында инсанлар фитир садакъасы берип, оксюзлерге, хасталаргъа, къартларгъа, факъырларгъа____________________. Рамазан айында эр кес бир ай ораза туткъан сонъ учь кунь байрам__________.

Байрам намазындан сонъ адамлар бир-бирини___________, буюклернинъ къолуны__________, сагълыкъ, эйилик тилеклери тилейлер. Кичкене балаларны бахшышларнен___________. Адамлар бир-бирининъ джаныны ____________ олса, къавгъалы олсалар, байрам куньлери эр шейни____________, барышалар.

Озь ана-бабасыны байрамнен хайырламакъ, эр бир баланынъ энъ биринджи боюн-борджудыр.

Ярдымджы сёзлер: япыла, алалар, ичмей, агъырткъан, хайырлайлар, севиндирелер, ярдым этелер, багъышлап.

Приём «Мозаика»

Учащиеся выбирают понравившийся логотип, прикрепляют его и занимают места за столом.

    Задание - соберите стихотворение, которое разрезано по строчкам. Прочитайте его выразительно и определите автора этого   стихотворения

Къабримде мелеклер соргъу сораса,

Азраиль тилимни бинъ кере тораса,

«Озь тувгъан тилимде айт манъа!»-дермен,

Озь тувгъан тилимде йырлап,олермен…


Приём «Поиск познаний»

Учащиеся делятся на две группы:

- первой группе раздаются слова или картинки с названиями животных (къой, эчки, тувар, ат, копеек, мышыкъ), второй группе раздаются слова или картинки с названиями детенышей этих животных «бузав ,тай ,копеек баласы, мышыкъ баласы, къозу, эчки баласы», дети должны найти свою пару и составить по два-три предложения.


Приём «Синквейн»

Имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определённым правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка– два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приём «Верите ли вы, что…»

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

 

Прием «Ассоциация»

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Тема «Глагол как часть речи» (Фииль - сёз чешити)

Ассоциации: самостоятельная часть речи, действие, формы слов.

Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.


Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

 

Приём «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. 

 



Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:  

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

 

Приём «Корзина» идей, понятий….

Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в  -  ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

-  Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Какое слово может быть лишним? Почему?

Эр бир   сырада джоюлгъан сёз бар. Оларны тапынъыз ве келишкен сырагъа къоюнъыз.

1.Шефтали, эрик, согъан, вишне.

2.Баш, козь, кевгир, бурун.

3.Къартоп, бибер, армут, сарымсакъ.

4.Тавшан, къаплан, папий, аюв.

5.Къолтава, табакъ, агъыз, къазан.

6.Торгъай, къаз, къашкъыр, къаргъа.

7.Юзюм, къавун, кираз, хавуч.


Приём «Лови ошибку»


Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.


Приём «Тонкий и Толстый вопрос».

   Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

   Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

 

Приём творческих работ

(сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание).


 


 

Упражнения по формированию математической грамотности (задания на понимание математической терминологии, задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями)


 

Проектная и исследовательская деятельность позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность стимулирует на каждом этапе обучения природную любознательность и направляет её по пути специально организованного поиска ответов на вопросы, приучая таким образом к самостоятельности мышления и более глубокому погружению в интересующий материал.

Таким образом, формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 


 


 


 


 



 


 
























 





 



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!