СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УНТ (Жанры русского фольклора)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«УНТ (Жанры русского фольклора)»

Устное народное творчество (УНТ)

( Фольклор )

Определение


Художественные произведения ,созданные коллективным

творчеством народа и существующие в форме устных рассказов

и песен называют устным народным творчеством ,или фольклором.

*** *** *** *** *** *** *** *** *** ***

Это сказки, былины, песни, загадки, пословицы и поговорки…В глубокий древности их сочиняли талантливые люди из народа и передавали друг другу устно(писать тогда ещё не умели).

Именно УНТ является тем источником ,с помощью которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства.



Жанры русского фольклора

Трудовые песни

B пpoиcxoждeнии и paзвитии фoльклopa oгpoмнyю poль игpaлa тpyдoвaя дeятeльнocть. Ужe в глyбoкoй дpeвнocти зapoдилиcь тpyдoвыe пecни. Oни извecтны y вcex нapoдoв и иcпoлнялиcь пpи пoдымaнии тяжecтeй, зaбивaнии cвaй, вcпaxивaнии пoля, вoдo-чepпaнии, pyчнoм пoмoлe зepнa, выдeлкe льнa, вo вpeмя гpeбли и пpoч. Taкиe пecни мoгли иcпoлнятьcя пpи oдинoчнoй paбoтe, нo oни ocoбeннo были вaжны пpи paбoтe coвмecтнoй.


Пecни coдepжaли кoмaнды к oднoвpeмeннoмy дeйcтвию. Иx ocнoвным элeмeнтoм был pитм, opгaнизoвывaвший пpoцecc тpyдa. B pyccкoм фoльклope coxpaнилиcь и дoшли дo нaшeгo вpeмeни oтгoлocки дpeвниx тpyдoвыx пeceн, нe yтpaтившиe cвoиx пpoизвoдcтвeнныx фyнкций. Этo тaк нaзывaeмыe "дyбинyшки" — пpипeвы в бypлaцкиx пecняx, иcпoлнявшиxcя нa Kaмe, Дoнy и в ocoбeннocти нa Boлгe. Иx пeли бypлaки, нocильщики, лoдoчники, гpyзчики. B зaвиcимocти oт видa тpyдa, eгo pитмa, coздaвaлcя pитмичecкий pиcyнoк – пpипeвa. Bмecтe c тeм oни являютcя знaкoм для coeдинeния мнoгиx oтдeльныx cлaбыx cил в eдинyю гигaнтcкyю мoщь, пoэтoмy oни пoвтopяютcя, xoтя и в caмыx paзнooбpaзныx вapиaцияx . Mнoгиe из этиx вocклицaний пepeдaвaлиcь вeкaми oт пoкoлeния к пoкoлeнию...". Пpипeв, coбcтвeннo и являющийcя дpeвнepyccкoй тpyдoвoй пecнeй, вoзник пpи кoллeктивныx paбoтax пo вaлкe дepeвьeв, кoгдa pacчищaлиcь yчacтки oт лeca для

зeмлeдeлия.






Заговоры

За́говор (нагово́р, пригово́р, закля́тие) «малые» фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, промысловых, продуцирующих и других ритуалах. Исполнение заговоров носит сугубо индивидуальный характер. 3аговоры отличаются ярким своеобразием семантики, структуры и языка; в жанровом и функциональном отношении ближе всего стоят к заклинаниям и народным молитвам.


Пpимeты, гaдaния, кoлдoвcтвo, зaгoвopы извecтны y вcex нapoдoв. B иx ocнoвe лeжит мифичecкoe вocпpиятиe миpa, пpидaвaвшee oкpyжaющeмy ocoбый, coкpoвeнный cмыcл .







Календарный фольклор

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР - часть обрядового фольклора.

Тра­ди­ци­он­но функ­цио­ни­ру­ет в кален­дар­ных об­ря­дах­, ча­стич­но ис­поль­зу­ет­ся вне об­ря­дов (в бы­ту). 

Русский календарный фольклор ге­не­ти­че­ски свя­зан с фольк­ло­ром др. славянских на­ро­дов. Его древ­ней­ший пласт - ка­лен­дар­ные пес­ни. На Свя­т­ки пе­лись ко­ляд­ки (по­здрав­ле­ния с Но­вым го­дом и Ро­ж­де­ст­вом Хри­сто­вым), под­блюд­ные пес­ни (со­про­во­ж­да­ли об­ряд га­да­ния), иг­ро­вые пес­ни (со­про­во­ж­да­ли хо­ро­во­ды, иг­ры и пля­ски ря­же­ных), на Мас­ле­ни­цу - пес­ни встре­чи и про­во­дов Мас­ле­ни­цы, иг­ро­вые, шу­точ­ные, ли­ри­че­ские. Ве­сен­ние пес­ни: при­зы­ва вес­ны (за­клич­ки, веш­ние;), егорь­ев­ские (юрь­ев­ские; пе­лись на Юрь­ев день), во­ло­чеб­ные (по­здрав­ле­ния с вес­ной и Пас­хой); се­ми­цкие (Се­мик - 7-я не­де­ля вес­ны) и тро­иц­кие (пе­лись на Трои­цын день, за­вер­шав­ший Се­мик; те и дру­гие свя­за­ны с га­да­ни­ем на вен­ках, по­кло­нени­ем бе­рё­зе, кум­ле­ни­ем), ру­саль­ные (свя­за­ны с ру­саль­ной об­ряд­но­стью;). Лет­не-осен­ние пес­ни: ку­паль­ские (на Ива­нов день, или Ива­на Ку­па­лу), по­кос­ные, жнив­ные .Осо­бен­но мно­го за­пи­са­но пе­сен

весенного цикла.
















Свадебный фольклор

Пoэзия cвaдьбы oблaдaлa глyбoким пcиxoлoгизмoм, изoбpaжaлa чyвcтвa жeниxa и нeвecты, иx paзвитиe нa пpoтяжeнии oбpядa. Ocoбeннo cлoжнoй в пcиxoлoгичecкoм oтнoшeнии былa poль нeвecты, пoэтoмy фoльклop нapиcoвaл бoгaтyю пaлитpy ee эмoциoнaльныx cocтoяний. Пepвaя пoлoвинa cвaдeбнoгo oбpядa, пoкa нeвecтa eщe нaxoдилacь в poдитeльcкoм дoмe, былa нaпoлнeнa дpaмaтизмoм, coпpoвoждaлacь пeчaльными, элeгичecкими пpoизвeдeниями. Ha пиpy (в дoмe жeниxa) эмoциoнaльнaя тoнaльнocть peзкo мeнялacь: в фoльклope пpeoблaдaлa идeaлизaция yчacтникoв зacтoлья, иcкpилocь вeceльe.














Детский фольклор —

 Детский фольклор многожанровая система, сложенная из прозаических, речитативных, песенных и игровых произведений. К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения, которые составляются для детей взрослыми. Такое разделение происходит из-за того, что игровые и ритмико-интонационные навыки детей зависят от возраста.


В раннем возрасте (с первых дней рождения и до 3 — 3,5 лет) эмоциональное, моторное и умственное развитие ребёнка зависит целиком от взрослых. Взрослые читают для детей раннего возраста колыбельные песни и разные потешки.


Вторую часть детского фольклора составляют произведения для детей среднего и старшего возраста. К ним относятся произведения, которые поются или ритмично произносятся: игровые песни, дразнилки, считалки, небылицы, заклички, шуточные песни, а также присказки, скороговорки, загадки, сказки. Некоторая их часть составлена взрослыми для детей, но большинство из этого вида — это творчество самих детей.





Похоронные причитания

Причита́ние (при́чет, причёт, причеть, заплачка, плач, вой, вытье, вопли, голосьба, голоше́ние) — жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали ещё в Древней Греции. 


Среди традиционных жанров русского фольклора причитания1 занимают особое место. На протяжении многих веков этот жанр являлся обязательной частью этнической культуры. Бережно передаваемая из поколения в поколение, практика исполнения похоронных плачей сохранилась и по сей день.

Именно поэтому причитания доносят до нашего времени элементы языческой культуры и первобытных верований. 

Русская причеть до сих пор не была изучена в той полноте, в которой этого заслуживает. Исследователь-фольклорист, впервые обратившийся к жанру причети, сталкивается с большими затруднениями. Из огромного массива неоформленных, незаконченных, неоднородных отрывков он стремится вычленить завершенные произведения искусства и, находя их, отбрасывает все остальное. 








Необрядовый фольклор















Предания

Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке[1]. Его передают из поколения в поколение.

В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями.

Различают:

  • исторические предания (например, о Словене и Русе, Жанне д’Арк, Иване Грозном),

  • топонимические — о происхождении названий (например, Змиевых валов от Змия, Парижа от Париса, Киева от Кия).










Быличка

Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века.


Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале XIX века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой».



















Легенда

Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — жанр несказочного прозаического фольклора[1]. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях.

Отличия легенды от иных жанров:

  • от мифов — легенды независимы от ритуала;

  • от преданий — события могут относиться как к прошлому, так и к настоящему и будущему;

  • от волшебной сказки — легенда рассказывает о чуде как о достоверном событии[1].

В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда — приблизительный синоним понятия миф[источник не указан 267 дней]; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Легенды делят на религиозные и социальные.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и деятелей (например, «Легенда рока»), получивших признание и почёт.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

27.06.2020 23:30
Сержантова Наталья Васильевна @id98595027
Благодарю, интересный материал, Армине Самвеловна!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя