УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ. УСТРАНЕНИЕ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ И НЕТОЧНОСТИ.
Устранение ошибок при употреблении местоимений
Неумелое обращение с местоимениями может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания:
Например: Кто-то сказал, что я беру взятки. ...Я не могу с этим смириться, но это так! (Что это? — что «кто-то сказал» или что «беру взятки»?). В предложении не должно создаваться условий для ошибочного понимания местоимений.
Приведем еще несколько примеров подобных ошибок:
-
На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря;
-
Готовится диспут на тему «Свободное время подростка и как его убить»;
-
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает.
Для устранения таких ошибок нужно:
Рассмотрим ещё примеры стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения:
1.Местоимения третьего лица обычно заменяют существительное, которое употреблялось в предыдущем предложении, и имеют тот же род и число. Однако в некоторых предложениях связь местоимения и существительного может быть неясна.
Пример: Дети ели бутерброды. Они лежали на траве и разговаривали. Согласно логике на траве лежали дети, но так как местоимение они находится ближе к слову бутерброды, возникает смысловая неясность.
В таком случае лучше заменить: Дети лежали на траве, разговаривали и ели бутерброды.
2.Также нельзя разрывать предложение с существительным и заменяющим его местоимением другим предложением.
Мужчина проходил мимо дома. Из окна вылетел стул. Он остановился и посмотрел вверх.
Читается так, словно остановился и посмотрел не мужчина, а стул.
В таком случае в третьем предложении лучше снова употребить существительное мужчина.
ЗАДАНИЕ:
СПРАВКА. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:
1. Речь идёт о наблюдениях, а не о дневниках.
2. Непонятно, задержалась Наташа или мать.
3. Непонятно, отъезжающим занять свои места или места проводников.
4. Ему обращать внимание на неё или на себя.
5. Вопросы по докладу ученика или учителя.
Перестрой, чтобы убрать двусмысленность, и запиши.
Повторение. Запиши: