СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление местоимений. устранение двусмысленности и неточности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Употребление местоимений. устранение двусмысленности и неточности.»

УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ. УСТРАНЕНИЕ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ И НЕТОЧНОСТИ.


Устранение ошибок при употреблении местоимений

Неумелое обращение с местоимениями может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания:

Например: Кто-то сказал, что я беру взятки. ...Я не могу с этим смириться, но это так! (Что это? — что «кто-то сказал» или что «беру взятки»?). В предложении не должно создаваться условий для ошибочного понимания местоимений.


Приведем еще несколько примеров подобных ошибок:

  • На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря;

  • Готовится диспут на тему «Свободное время подростка и как его убить»;

  • Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает.

Для устранения таких ошибок нужно:

  • Изменить порядок слов: Пришло письмо на судно, и скоро оно снялось с якоря,

  • отказаться от использования местоимения: Воспитатель обращает внимание детей на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, кролик прыгает...

  • переделать фразу: Как организовать досуг подростка? На эту тему готовится диспут.


Рассмотрим ещё примеры стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения:

1.Местоимения третьего лица обычно заменяют существительное, которое употреблялось в предыдущем предложении, и имеют тот же род и число. Однако в некоторых предложениях связь местоимения и существительного может быть неясна.


Пример: Дети ели бутерброды. Они лежали на траве и разговаривали. Согласно логике на траве лежали дети, но так как местоимение они находится ближе к слову бутерброды, возникает смысловая неясность.

В таком случае лучше заменить: Дети лежали на траве, разговаривали и ели бутерброды.


2.Также нельзя разрывать предложение с существительным и заменяющим его местоимением другим предложением.

Мужчина проходил мимо дома. Из окна вылетел стул. Он остановился и посмотрел вверх.

Читается так, словно остановился и посмотрел не мужчина, а стул.

В таком случае в третьем предложении лучше снова употребить существительное мужчина.


ЗАДАНИЕ:

СПРАВКА. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

1. Речь идёт о наблюдениях, а не о дневниках.

2. Непонятно, задержалась Наташа или мать.

3. Непонятно, отъезжающим занять свои места или места проводников.

4. Ему обращать внимание на неё или на себя.

5. Вопросы по докладу ученика или учителя.

Перестрой, чтобы убрать двусмысленность, и запиши.

Повторение. Запиши:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя