СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управленческий проект "Эффективное образовательное пространство педагогов как необходимое условие повышения качества образования в школе»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Проектная идея: создание образовательного пространства школы, в котором каждый педагог сможет решать проблемы реальной практики и актуальные задачи, связанные со смысловым чтением и повышать свой профессиональный уровень:

  • с учетом потребностей учителей и следовательно индивидуализации процесса;
  • через организацию целеполагания, как условия успешного результата;
  • через создание мест для рефлексии, продуктивной коммуникации;
  • через создание ситуаций успеха;
  • через минимальное нормирование деятельности, чтобы исключить  обязательность и давление.

Просмотр содержимого документа
«Управленческий проект "Эффективное образовательное пространство педагогов как необходимое условие повышения качества образования в школе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кузнечихинская основная общеобразовательная школа» Спасского муниципального района Республики Татарстан


Центр повышения квалификации Академии наук Республики Татарстан







УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

"Эффективное образовательное пространство педагогов как необходимое условие повышения качества образования в школе»




В рамках курсов повышения квалификации "Управление образовательной организацией в условиях реализации требований современных федеральных документов в области образования"












Разработала: директор Каштанова Н.В.












Казань 2021


1. Аналитическое обоснование актуальности проекта

Установленные ФГОС требования к результатам реализации основной образовательной программы вызывают необходимость в изменении содержания образования на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Профессиональный стандарт учителя также диктует, что учитель должен стать создателем новых педагогических ситуаций, учебных задач, направленных на развитие метапредметных умений.

Одними из таких умений является группа умений, связанных со смысловым чтением. На настоящий момент они являются очень важными, ведь текст является связующим звеном всех учебных предметов, и включение учащихся в деятельность по осмыслению, осознанию текста влияет в целом на качество образования. Анализ уровня сформированности умений смыслового чтения учащихся, обучающихся по ФГОС показывает недостаточный уровень.

В МБОУ «Кузнечихинская ООШ» большинство учащихся находятся в диапазоне, который не позволяет им успешно обучаться без специальной поддержки педагогов. Дефицитами при обучении у учащихся является то, что при поиске ответа на вопрос ученики, как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей, неточно интерпретируют художественные тексты, им трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами. Если брать учащихся основной школы, то самостоятельно осваивать материал на основе текстов учебника такие ученики могут, только если структура и язык учебных текстов очень просты.

Каким же образом ведут себя в этих условиях педагоги? Они понимают, что в современных условиях уже недостаточно давать детям только предметные знания. Тем не менее, при составлении контрольно-измерительных материалов для четвертных контрольных работ, для проведения промежуточной аттестации педагоги предлагают задания, которые позволяют оценить только предметные знания.

В школе был организован круглый стол по обсуждению итогов осенних ВПР учебных занятий. Кроме показателей, которые можно оценить в соответствии с критериями, все педагоги констатировали факт, что были получены правильные ответы на вопросы, в которых информация подавалась в явном виде. Если задание требовало переосмысления текстовой информации, то это вызывало значительные затруднения – ответов не было вовсе или они демонстрировали то, что ученик не понимал текст. Обсуждение показало, что педагоги школы не могут создавать в системе такие учебные ситуации, которые были бы направлены на формирование и развитие умений смыслового чтения. В своей деятельности даже педагоги предметной области «Филология» недостаточно уделяют внимание процессу формирования умений смыслового чтения, делая упор не на способ выполнения задания, а на результат. Остальные учителя-предметники если и работают над развитием смыслового чтения, то делают это скорее интуитивно, нежели создают систему.

Также педколлектив пришел к выводу, что учителя испытывают затруднения при отборе текстов для учебных занятий, не видят ресурса учебников - трудно преобразовать текст и составить к нему задания, которые обеспечат понимание текста. Учителя основной школы работают только с внешним оцениванием, не оценив возможности внутреннего, формирующего оценивания.

Таким образом, для коллектива школы стало актуальной задачей обеспечение формирования и развития у учащихся умений, связанных со смысловым чтением.


2. Ключевая проблема, причины ее обуславливающие

Проблема, стоящая перед коллективом школы - недостаточный уровень профессиональной компетентности учителей, который выражается в том, что они не могут проектировать и реализовывать в урочной и внеурочной деятельности ситуации, обеспечивающие формирование и развитие умений смыслового чтения.

Существующая в школе модель методической работы не способствует развитию педагогов в этом направлении.

Кроме проведения различных внешнего и внутреннего оценивания в нашей школе стоит еще такая проблема, как организация обычного учебного занятия. Наша школа является малокомплектной и мы вынуждены объединять классы: 1 и 3 классы, 5 и 7 классы, 8 и 9 классы. То есть на уроке какая-то группа учащихся всегда находится в режиме самостоятельной работы и для успешной деятельности смысловое чтение необходимо, так как в случае непонимания задания ученик или начинает постоянно консультироваться с учителем, или выполняем задание неправильно или даже совсем отказывается от работы.

Но тем не менее, в связи со имеющейся ситуацией педагоги школы постепенно, систематически работали в нескольких направлениях. Проблемы реальной практики, которые необходимо было решать, то есть осваивать новое содержание профессиональной деятельности связаны с обеспечением индивидуального развития способных детей, детей, которые относительно мотивированы на получение образования и подавляющее большинство детей из семей, в которых слабо себе представляют цели современного образования и рассматривают школу только как место нахождения ребенка в определенный период жизни.

Актуальные задачи современного образования также задают направления деятельности. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования, новое осмысление применения современных информационно-коммуникационных технологий. Это только самые крупные направления деятельности.

В школе существует одно методическое объединение учителей-предметников – всего коллектив состоит из восьми человек, каждый из которых работает и в начальной и основной школе, поэтому невозможно создать дополнительные структуры, которые бы занялись изучением вопроса и работой над поиском ответа.

Коллектив школы оказался в ситуации, в которой деятельности много, часто эта деятельности идет в ущерб основной работы, а результата, который демонстрировали бы учащиеся - нет, или он очень небольшой. Учителя воспринимают эту деятельность как дополнительную, никак не оплачиваемую, с трудом связывают ее с процессом в системе. На курсах повышения квалификации только с 2021 года появился модуль по развитию функциональной грамотности. На ранее посещаемых учителями курсов сведения подавались отрывочно, эффективно в реальную практику новые умения не включались. Таким образом, существующая модель методической работы в школе недостаточно обеспечивала включенность учителей в процесс повышения профессионального мастерства как субъектов, не полностью реализовывался принцип индивидуализации образования и принцип непрерывности образования, слабо обеспечивалась связь с образовательным процессом.


3. Идея решения проблемы

Проектная идея заключается в создании образовательного пространства школы, в котором каждый педагог сможет решать проблемы реальной практики и актуальные задачи (связанные со смысловым чтением), повышать свой профессиональный уровень:

  • с учетом потребностей учителей и следовательно индивидуализации процесса;

  • через организацию целеполагания, как условия успешного результата;

  • через создание мест для рефлексии, продуктивной коммуникации;

  • через создание ситуаций успеха;

  • через минимальное нормирование деятельности, чтобы исключить обязательность и давление.

Образовательное пространство школы, которое будет создано в результат реализации проекта, будет обладать некоторым важными признаками.

Для более эффективной организации профессионального взаимодействия во время реализации проекта будет опора на педагогов, которые владеют навыками развития у учеников смысловое чтение. Эти педагоги демонстрируют наличие умений по организации применения заданий, способствующих формированию смыслового чтения. Возможно, они не осознали это, и названные умения не являются их опытом, описанными способами действий. Рефлексивные мероприятия обеспечат осознание этого и выделение способов.

Для остальных учителей будут предусмотрены мероприятия по осознании своих трудностей и сильных сторон - процедуры самообследования, проблемные семинары. Важно, чтобы для учителя ребенок не стал причиной его профессиональных затруднений. Проект предусматривает проведение в самом начале называемого привлекательного события, которое будет способствовать мотивации учителей для работы в этом направлении и большого творческого отчета, с различными формами предъявления образовательных достижений.

Во время прохождения учителем своего образовательного маршрута он по замыслу должен как можно больше попадать в ситуацию успеха. Отсюда вытекают следующие формы:

  • временная группа педагогов (образованные на основаниях - единство интереса по проблеме, компенсаторные возможности, психологическая совместимость и симпатия);

  • группа взаимообоучения равных, имеющая творческий характер – чтобы в результате ее деятельности появится определенный продукт;

  • группы по проблемам, выделенным в ходе анализа реальной практики:

-организация формирующего оценивания,

- организация учебных ситуаций, способствующих формированию и развития умений смыслового чтения,

- создание дидактических материалов.

Компенсаторный характер заключается в том, что потенциал у учителей различный, и педагог, имеющий больший потенциал в определенной области будет способствовать профессиональному росту педагога, у которого по этой теме потенциал не такой большой.

  • лаборатория - обеспечивает связь педагогической теории и практики, предусматривает относительно длительное время, главный продукт лаборатории - обобщенный опыт деятельности;

  • диалогические пары - для постоянного и временного взаимодействия во время реализации проекта, когда не нужно коллективного обсуждения понимания, а необходима поддержка;

  • ярмарка педагогических достижений - форма осознания педагогом своих достижений, их предъявления профессиональному сообществу для создания ситуации успеха для самого учителя и ситуации самоопределения, продуктивной коммуникации для других учителей;

  • практико-ориентированные семинары, занятия;

  • семинары – теоретические, рефлексивно-аналитические, проблемные.

Чтобы пространство проекта было единым и в нем отражались результаты каждого педагога или группы, планируется использование школьного сообщества ВКонтакте «Методическая работа Кузнечихинской ООШ» (https://vk.com/club199010065) для формального и неформального профессионального общения. Минимальный уровень нормирования деятельности будет выражаться в том, что в утвержденный в школе план анализа и самоанализа урока будет внесен раздел, отражающий не просто условия для формирования и развития УУД, а именно умений смыслового чтения.

Кроме того, в положение по распределению стимулирующих выплат будут внесены критерии и показатели результатов деятельности педагога по развитию у учащихся умений смыслового чтения и повышение своего мастерства через включенность в проект и апробирован индикатор при оплате за результат. Также в мониторинг образовательных достижений учащихся на школьный уровень в течение года будет вынесен показатель "Уровень сформированности у учащихся умений смыслового чтения" с учетом динамики.

Условно жизнь проекта будет состоять из нескольких этапов. Для управления проектом будет создана команда, в которую войдут разработчики проекта, для обеспечения обратной связи и решения текущих организационных трудностей.

В проекте деятельность будет организована в трех плоскостях: плоскость реальной практики, рефлексивное пространство, образовательное пространство


Схема 1. Места реализации проекта

рефлексивное пространство

образовательное пространство

практика

Схема 2. Разворачивание проекта во временной плоскости.







,










май / июнь май / сентябрь сентябрь / декабрь январь февраль /апрель май/июнь



4. Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание образовательного пространства школы, в котором педагог может с учетом своих потребностей и актуальных задач развивать профессиональные умения, связанные со смысловым чтением.

Задачи:

  1. Обеспечение потребности у педагогов в развитии своего педагогического мастерства в области смыслового чтения (рефлексия, проблематизация, продуктивная коммуникация).

  2. Сопровождение учителей во время реализации их образовательных маршрутов, с координацией деятельность методической работы с использованием ресурс методической службы Спасского муниципального района.

  3. Разработка нормативной основы деятельности, необходимой для реализации проекта.

  4. Развитие у учителей умения отбирать содержание для занятия - на основе учебника, других информационных ресуров, работать с памятками, схемами и другими видами текста.

  5. Совершенствование у учителя умение формирующего и итогового оценивания уровня сформированности умений смыслового чтения.

  6. Развитие умения организовывать учебные ситуации, направленные на развитие у учащихся умений смыслового чтения через включение организованного диалога, применений стратегий смыслового чтения.


5. Планируемые результаты и критерии их достижения

Критерии

Индикатор

Процедура

Показатель

Разработка нормативной основы реализации проекта

Изменения в Положение о распределении стимулирующих выплат педагогическим работникам школы

Изменения в перечень вопросов для анализа и самоанализа учебного занятия

Приказы

Проверка наличия

Наличие

Включенность в проект учителей

Образовательные маршруты

учителей оформлены

Собеседование

формальная до 75 %


Обеспечена потребность в развитии своего педагогического мастерства в области смыслового чтения

Учителя включаются в процесс рефлексии и продуктивную коммуникацию, определяют проблемы своей практики.

Учителя проявляют инициативу при выборе своего образовательного маршрута, обосновывают свой выбор.

Педагоги корректируют свой образовательный маршрут с учетом рефлексивных остановок в ходе проекта

Качественная включенность педагогов в процесс - до 75% от участников проекта

Развитие умений, создавать учебные ситуации, способствующие развитию у учащихся умений смыслового чтения

Знают теоретические основы теории П.Я. Гальперина, технологии смыслового чтения

Деловая игра

До 85 % участников проекта

Осуществляют профессиональные пробы учебных ситуаций (от проектирования до перепроектирования)

Экспертиза учебных занятий

До 80 % участников проекта

Обобщают свой педагогический опыт и предъявляют его педагогическому сообществу на различных уровнях

Сертификаты, удостоверения, отзывы

До 40 % участников проекта

Развитие у учителей умений отбирать необходимый дидактический материал

Разрабатывают дидактическое содержание учебного занятия (тексты разного формата), используя интернет-ресурсы, соблюдая правило безопасности и в соответствии с возрастными особенностями учащихся

Банк дидактических материалов по предметам и классам

До 85 % участников проекта

Развитие умения формирующего оценивания умений смыслового чтения

Разрабатывают критерии для оценивания заданий, связанных со смысловым чтением, в том числе, критерии демонстрирующие динамику уровня сформированности умений

Банк заданий и критерий для оценивания

До 65% участников проекта

Включают в образовательный процесс ситуации формирующего оценивания

Экспертиза учебных занятий

До 75% участников проекта

Повышение уровня сформированности умений смыслового чтения у учащихся

Учащиеся демонстрируют динамику в уровне сформированности умений, связанных со смысловым чтением



Мониторинг

Положительная динамика от 10% по показателю низкого уровня, от 10 до 15% по показателю среднего и высокого уровня

Улучшение качества выполнения контрольных работ, государственной итоговой аттестации

Анализ результатов

Положительная динамика по показателю средний балл по контрольным работам - не менее 5 пунктов, по показателям государственной итоговой аттестации - на 12%

6. Деятельность по реализации целей и задач проекта

Мероприятие

Сроки

Исполнители

Результат

  • Задача: разработать нормативную основу деятельности, необходимую для реализации проекта

Педагогический совет "Анализ деятельности школы за 2020/2021 учебный год

Май

Команда управлением проекта

У педагогических работников сформированы общие представления о содержании проекта, его предназначении результатах. Произошло согла-сование по позициям и самоопределение педагогов

Заседание комиссии по распределению стимулирующих вы-плат совместно с ко-мандой управления проектом и администрацией

Май

Члены комиссии по распределению стимулирующих выплат

Команда управления проектом

Собраны предложения от членов коллектива, согласованы критерии и показатели стимулирующих выплат, определены индикаторы оценки деятельности педагога в проекте

  • Задача: обеспечить потребность у педагогов в развитии своего педагогического мастерства в области смыслового чтения (рефлексия, проблематизации, продуктивная коммуникация)

Ярмарка достижений


Июнь

Руководители школьных творческих групп, методических объединений, педагоги

Предъявление эффективного педагогического опыта по формированию у учащихся умений смыслового чтения.

Повышение мотивации учителей для осуществления деятельности в направлении смыслового чтения

Проблемный семинар "Анализ деятельности педагогических работников за учебный год"

Май - июнь

Заместители директора

Проблематизация, осознание учителями трудностей в профессиональной деятельности

Целеполагание

Самообследование

Май - сентябрь

Группа мониторинга, экспертная группа

Определены уровни умений учителя, связанных со смысловым чтением (умение учителя работать с текстами, умения составлять дидактические материалы, используя имеющиеся ресурсы, умение формирующего оценивания умений смыслового чтения)


Определены уровни сформированности умений смыслового чтения у учащихся

Целеполагание

Экспертная оценка

Май - сентябрь

Экспертная группа

Определены достижений учителя и трудности в организации учебных ситуаций, направленных на формирование смысловых умений у учащихся

Целеполагание

Сбор

Ноябрь

Апрель

Команда управления проектом

Через продуктивную коммуникацию, рефлексию сохранена мотивационно - целевая основа деятельности участников проекта.

Мониторинг уровня сформированности умений смыслового чтения у учащихся

Январь

Группа мониторинга

Определена динамика в уровне сформированности умений смыслового чтения у учащихся

Рефлексивно - аналитический семинар "Промежуточные результаты проекта"


Февраль

Команда управления проектом

Произведен рефлексивный анализ результатов реализации проекта и при необходимости внесены коррективы в план работы


Произведен рефлексивный анализ деятельности педагога в рамках проекта, корректировка маршрутных листов

  • Задача: сопровождать учителей во время реализации их образовательных маршрутов, координируя деятельность структур школьной методической службы и используя ресурс муниципальной методической службы

Проектировочный семинар "Проектирование деятельности коллектива школы в рамках проекта"

1 этап

Сентябрь

Команда управления проектом

Определены востребованные формы повышения педагогического мастерства учителей с учетом их запросов и имеющихся ресурсов

Заседания координационного совета проекта

Раз в месяц

Команда управления проектом

Спланированы мероприятия, решены организационные вопросы

Проектировочный семинар "Проектирование деятельности коллектива школы в рамках проект."

2 этап

Январь

Команда управления проектом

Определены востребованные формы повышения педагогического мастерства учителей с учетом их запросов и имеющихся ресурсов


Уточнен перечень востребованных форм повышения педагогического мастерства учителей с учетом их запросов и имеющихся ресурсов

Творческий отчет участников проекта

Май

Команда управления проектом

Предъявлены образовательные достижения учителей, обобщен опыт

Итоговый рефлексивно - аналитический семинар

Июнь

Команда управления проектом

Подведены итоги реализации проекта, подготовлен отчет от достижении целей проекта, анализ степени достижения.





Дорожная карта реализации проекта.



2021г.

2022 г.

Задача

Мероприятие

V

VI


VIII

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Разработать нормативную основу деятельности, необходимую для реализации проекта

Педагогический совет "Анализ деятельности школы за 2020/2021 учебный год"














Заседание комиссии по распределению стимулирующих выплат совместно с командой управления проектом и администрацией














Обеспечить потребность у педагогов в развитии своего педагогического мастерства в области смыслового чтения (рефлексия, проблематизации, продуктивная коммуникация)

Творческие отчеты школьных творческих групп, методических объединений














Проблемный семинар "Анализ деятельности педагогических работников за учебный год"













Самообследование












Экспертная оценка












Сбор













Мониторинг уровня сформированности умений смыслового чтения у учащихся














Рефлексивно - аналитический семинар "Промежуточные результаты проекта"














Сопровождать учителей во время реализации их образовательных маршрутов, координируя деятельность структур школьной методической службы и используя ресурс муниципальной методической службы

Проектировочный семинар "Проектирование деятельности коллектива школы в рамках проекта 1 этап














Заседания координационного совета проекта


Мероприятия по реализации образовательных маршрутов учителей










Проектировочный семинар "Проектирование деятельности коллектива школы в рамках проекта." 2 этап














Творческий отчет участников проекта














Итоговый рефлексивно - аналитический семинар















7. Необходимый ресурс, источник ресурса.

Кадровый ресурс является основным в реализации этого проекта. Педагоги школы в проекте должны будут удерживать различные позиции: от участника проекта до члена команды управления проектом. Кадровый ресурс будет востребован для обеспечения в проекте различных процессов: управление, организация продуктивной коммуникации, рефлексии. Для создания команды управления проектом учитывались, прежде всего, желание, а также способность людей организовывать межличностные отношения. Это люди, обладающие определенным авторитетом для других, имеющих способности принимать управленческие решения. Команда управления проектом включает в себя заместителя директора, педагогов – активных участников профессиональных конкурсов педагогов.

Для обеспечения содержательной стороны процесса имеется ресурс учителей, которые владеют способом включения в урок организованного диалога, как средства реализации речевой фазы. Учителя начальной школы могут быть ресурсом по теме организация на уроке формирующего оценивания.

Информационное обеспечение проекта будет осуществляться через работу школьного сообщества ВКонтакте «Методическая работа Кузнечихинской ООШ» (https://vk.com/club199010065).


8. Риски проекта, как их минимизировать, чем компенсировать.

Организационный - школа работает в одну смену. Время, необходимое для того, чтобы осуществлять работу в группе, если это требует коллективного решения или обсуждения – после уроков. Риск некачественного планирования может привести к сбою работы групп. Чтобы его минимизировать, необходимо на этапе планирования больше внимания уделять процедуре согласования сроков. При необходимости, так как этап реализации проекта прописан примерно, непонятно на данный момент, какие образовательные маршруты учителя будут реализовывать, какие формы выберут. Если будет недостаточно одного сбора, добавить в план деятельности дополнительные мероприятия.

Возможен недостаточный уровень мотивации для участия в проекте. Будем стараться минимизировать риск созданием ситуации успеха, сопровождение движения учителя. Есть педагоги, которые могут выступать в роли тьютора.


9. Какие дополнительные эффекты могут быть получены в ходе реализации проекта, как их использовать.

В ходе реализации проекта предполагаем, что сложится механизм создания образовательного пространства с необходимыми для нас требованиями. Если его описать, можно перекладывать этот механизм на решение актуальных задач другого содержания.

На наш взгляд, включение педагогов в деятельность по содержательному основанию и при этом не разделение их ни по уровням образования (учителя начальных классов и учителя основной школы), ни по предметам будет способствовать сплочению коллектива, признание ценности каждого члена коллектива и работы, которую он осуществляет на своем месте.































10. Приложение


Тезаурус


Смысловое чтение - процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегии смыслового чтения - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Формирующее оценивание (внутреннее) - оценивание, которое нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного обучающегося, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Образовательное пространство – набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказать влияние на образование человека

Образовательный маршрут - оформленный как план-график продукт, в котором мероприятия и способы деятельности определены, исходя из потребностей учителя. Он проектируется самим педагогом, исходя из стоящих перед учителем актуальных задач, проблем реальной практики и вариативности окружающего его образовательного пространства.















Список использованных источников:


1.https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/03/10/smyslovoe-chtenie


2.https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/upravlencheskij_proekt_effektivnoe_obrazovatelnoe__050719.html


3.http://metod.kriro.ru/sites/default/files/method/files/23-10-2018/16-06/zimina_i.v._metodicheskie_rekomendacii_itog.pdf

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!