Доклад на ПЕДСОВЕТ
«Управление познавательной деятельности воспитанников
во внеурочное время»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного воздействия воспитанников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого воспитанника, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.
Познавательная деятельность в большей мере происходит на воспитательских часах, на самоподготовке. В группе у воспитанников наблюдаются нарушения памяти, внимания, речи, мышления, плохо развито воображение. Поэтому на занятиях для коррекции мышления, памяти, речи, внимания проводим разнообразные дидактические игры и упражнения, например такие как «Запомните слова», «Предметы», «Зрительная память», «Картина» и другие. Дидактические игры и упражнения распределены по направлениям.
В группе есть плохо читающие дети. Это Колобов К, Миронов С. С такими воспитанниками проводим индивидуальную работу, используем всё те же разнообразные игры и упражнения, работаем по заданию логопеда.
Большую работу ведём по профилактике табакокурения. Проводили опыт с «курящей бутылкой», дети сами убедились, что такое никотин и как он влияет на организм.
Для того, чтобы воспитанники лучше усваивали тот или иной материал, занятия проводим в различной форме: это и викторины, устные журналы, круглые столы, игры-соревнования, игры-путешествия.
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне - и, может быть, я запомню,
Сделай меня соучастником – и я пойму»
(гласит китайская мудрость).
Воспитанники с ОВЗ отличаются рядом особенностей, таких например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность и т.д. Пониженная работоспособность и неустойчивое внимание имеют разные формы индивидуального проявления. У одних воспитанников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других сосредоточенность внимания наступает лишь после того, как они непосредственно приступят к работе. Поэтому занимаясь с детьми кружковой работой, знакомлю их с ТБ при работе с острыми и колющими предметами. В ходе работы происходит знакомство с технологией и свойствами материалов. Чтобы воспитанники лучше запоминали, кроме объяснения провожу дидактические упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Для коррекции памяти, внимания, воображения, мышления в работе использую дидактические игры и упражнения, художественное слово, тренинги. Для расширения кругозора, познавательного интереса использую ТСО.
В нашей деятельности творчество носит познавательный характер, постоянно заставляет думать и само по себе становиться достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способности. Познавательная деятельность всегда связана с созданием чего- либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.
Большую трудность для воспитанников с ОВЗ представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных воспитанников отличает низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень мыслительных операций. Для преодоления проблем необходимо формировать у воспитанников знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять для успешного решения поставленных педагогических задач.
Для активизации познавательного интереса с ребятами посещаем уголки природы, совершаем прогулки к речке, в лес. На таких прогулках происходит знакомство с ТБ в природе, правила поведения на дороге, в общественных местах. Закрепляем культуру общения, умение слушать и говорить. Проводя различные экскурсии в места социального назначения, через беседы, рассказы, наблюдения воспитанники лучше познают окружающий мир, у них формируются основные, нравственные и культурные ценности.
Таким образом, используя на занятиях, прогулках, в кружковой работе различного рода дидактические игры, упражнения способствуют непосредственному расширению представлений об окружающей действительности, формируют навыки коммуникативного общения, воспитывают трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.