СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление профессиональной ориентацией в системе среднего профессионального образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены основные этапы организации управления профессиональной ориентации в системе среднего профессионального образования. Значительное внимание уделяется двум главным направления в СПО: формирование у молодежи личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей общественного производства и приведение в соответствие личностных ориентаций молодежи с возможностями их социальной реализации.

Просмотр содержимого документа
«Управление профессиональной ориентацией в системе среднего профессионального образования»

управление профессиональной ориентацией в системе среднего профессионального образования

Елена Александровна Малыгина

Заведующая отделением металлургии

и теплоэнергетики, преподаватель

экономических дисциплин

ГПОУ «Донецкий электрометаллургический

техникум»

г. Донецк


Аннотация: В статье рассмотрены основные этапы организации управления профессиональной ориентации в системе среднего профессионального образования. Значительное внимание уделяется двум главным направления в СПО: формирование у молодежи личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей общественного производства и приведение в соответствие личностных ориентаций молодежи с возможностями их социальной реализации.


Ключевые слова: профориентация; профориентационная работа; профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; система среднего профессионального образования;


Ваше благополучие зависит

от ваших собственных решений.

Джон Рокфеллер


Управление профессиональной ориентацией - процесс целенаправленного воздействия на организацию и повышение эффективности мероприятий по формированию профессионального призвания, выявления способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.

В условиях динамично развивающейся экономики актуализирован социальный заказ на подготовку конкурентного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, мобильностью, гибкостью, способного самореализовать свой творческий потенциал в профессии и жизни. В этой связи требуется создать условия для благоприятного вхождения растущего человека в мир труда и профессий и последующего его профессионального развития в течение всей жизни.

Профессиональная ориентация как система равноправного взаимодействия личности и общества призвана создать необходимые условия для жизненного, личностного и профессионального самоопределения будущего профессионала и профессионализации работника, а также в соответствии с запросами рынка труда обеспечить его конкурентоспособными кадрами. Современный этап развития общества требует переосмысления концептуальных подходов к организации профориентации.

Профессиональная ориентация - комплекс взаимосвязанных экономических, социальных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, профпригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности.

Проблемы профессиональной ориентации молодежи становятся все более актуальными в последнее время в связи со стремительной интеграцией экономики ДРН с экономикой Российской Федерации, которая остро нуждается в квалифицированных специалистах в совершенно разных отраслях.

Одной из причин проблем рынка труда – также можно назвать большой технологический скачок, произошедший в мире, который привел не только к существенным изменениям на рынке труда, весомо добавил многообразие мира профессий и заставил взглянуть на систему профессионального образования под другим углом, но также и породил новые ценности, значимые для личностного профессионального самоопределения.

В связи с этим, одной из главных функций профориентации является обеспечение качественного и количественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах.

В условиях рыночной экономики это один из ключевых регуляторов занятости, которое может позволить себе государственное вмешательство в свободные рыночные отношения работодателей и специалистов.

Эффективные меры профориентации в масштабе повышают производительность труда, что влияет на экономические показатели страны и на микроуровне способствует уровню удовлетворённости населения жизнью, так как труд занимает большую часть жизни жителей страны и немаловажно, чтобы трудовая деятельность каждого работника приносила моральное удовлетворение, заинтересованность и желание трудиться и развиваться в своей трудовой сфере. Двойная составляющая эффективности профориентационной работы ни в коем случае не должна оставаться без внимания.

Наиболее востребованной является профориентационная работа с молодежью – школьниками, студентами, молодыми выпускниками. Это обуславливается тем, в первую очередь, что данная категория населения наиболее нуждается в подобных практиках, так как именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности.

Одной из больших ошибок является рассмотрение системы среднего профессионального образования в ключе переходного элемента между начальным и высшим профессиональным образованием:

- система среднего профессионального образования самостоятельна и направлена на подготовку определенных квалифицированных кадров, которые не могут воссоздать другие ниши системы профобразования;

- система СПО предлагает в относительно краткие сроки получить профессиональные навыки;

- невысокие по сравнению с высшей школой затраты на обучение, гибкость и мобильность системы среднего профессионального образования, высокое качество образовательных программ.

Очень часто учащиеся сталкиваются с тем, что недостаточно информированы о содержательной стороне будущей профессии.

Устаревшие и недостаточные знания подобного рода осложняют выбор будущей профессиональной траектории.

Подобные тенденции свидетельствуют о необходимости интенсивной профориентационной работы в учреждениях среднего профессионального образования.

Профессиональная ориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т.е. в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека, запросам рынка труда

Основой эффективного и качественного обеспечения учебной деятельности ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум» является профориентационная работа среди учащихся средних образовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий).

Основной целью профориентационной работы техникума является привлечение преподавательского состава, учащихся к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации молодежи; приведение образовательных потребностей поступающих в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов.

В соответствии с установленными целями, основными задачами профориентационной работы в техникуме являются:

1. Организация и осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями общего образования.

2. Оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе претендентов на поступление в колледж.

3. Информирование об образовательной деятельности, а так же о вне учебной деятельности техникума.

Профориентационная работа техникума как система деятельности включает в себя следующие компоненты:

1) Профессиональное просвещение;

2) Профориентационная диагностика;

3) Профориентационная консультация;

4) Профессиональный отбор;

5) Профессиональная адаптация;

6) Профориентационный тренинг;

1) Профессиональное просвещение проводится на ранних этапах подготовки абитуриентов с 8-9 класса школы.

На данном этапе с учащимся общеобразовательной школы проводятся групповые беседы о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии;

Беседы, рассказы, лекции о профессиях можно проводить по следующему плану:

1. Понятие о профессии, ее месте и значении в экономике республики. Краткая характеристика профессии. Потребности в профессии. Система профессиональной подготовки (типы учебных заведений, срок и условия обучения в них, профилирующие предметы). Квалификационная характеристика (профессиограмма).

2. Требования, предъявляемые  к поступающим.

Школьные предметы, которые лежат в основе профессии. Склонности, способности и особенности характера. Требования, предъявляемые к здоровью (физическое развитие, состояние отдельных органов, физиологические особенности).

3. Условия работы.

Условия труда, характер работы (на месте, в разъезде, посменно, на открытом воздухе и т. д.). Рабочее место, спецодежда.

4. Перспективы развития профессии и профессионального роста работающих. Возможность совмещения двух или трех профессий и способы овладения ими.

5. Предоставление визуального ряда (рекламные ролики представляемых профессий, рекламные буклеты ДЭМТ; профессиограммы).

2) Профориентационная диагностика - определение профессиональной пригодности на основе психологического изучения личности (личностно ориентированная диагностика).

Проведение опросов, анкетирования и тестирования с целью выявления у учащихся склонностей, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и фронтально - с целым классом или группой старшеклассников. Испытуемому предлагается тестовый бланк, ручка, зачитывается инструкция, дается время на выполнение задания.

3) Профконсультация - составная часть системы профессиональной ориентации, которое проводится с учетом физических и психологических особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общей и профессиональной подготовки, медицинских и психологических требований к работнику данной профессии, возможности трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям.

4) Профессиональный отбор позволяет, опираясь на имеющиеся данные (мотив выбора, стремления, побуждения), определить для абитуриента его будущую профессию.

5) Профессиональная адаптация (процесс приспособления учащегося к учебному процессу, коллективу, условиям труда и особенностям конкретной профессии) осуществляются социально-психологической службой колледжа, классным руководителем и мастером группы.

6) Профориентационный тренинг.

Рассмотрим рекомендуемые мероприятия по профориентационной работе в ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»:

- сотрудничество со средствами массовой информации (радио, телевидение, периодические издания) по информационному обеспечению приема и популяризации профессий и техникума в целом;

- участие в организации и проведении специализированных ярмарок профессий, выставок образования совместно со службами занятости населения;

- подготовка планов о сотрудничестве со школами, имеющими выпускные классы; (в плане указываются мероприятия, проводимые совместно со школами, место и сроки их проведения, ответственные за исполнение);

- организация и проведение «Дня открытых дверей» техникума;

- организация посещения учащимися школ мастер-классов в техникуме, также общих экскурсий по ГПОУ ДЭМТ, посещение учащимися старших классов мест прохождения практик обучающихся техникума;

- исследование мотивации выбора профессии, профессиональных интересов, соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии, профориентационное тестирование и анкетирование;

- организация и проведения мастер-классов, деловых игр, классных часов, с учетом специальностей и направлений подготовки ГПОУ «Донецкого электрометаллургического техникума»;

- индивидуальные консультации для родителей, педагогов (классных руководителей);

- взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, склонностей, уровня обучения учащихся;

- проведение консультаций с учениками по выбору профессии, наиболее соответствующей их способностям, склонностям и подготовке;

- проведение профориентационной работы среди учащихся, направленной на приобретение перспективных, общественно значимых профессий и специальностей, что придает особый характер взаимодействию техникума со школами;

- участие в подготовке рекламных материалов для поступающих: справочников и буклетов о профессиях и работы техникума, информационных справок, рекламных листков, профессиограмм;

- доведение информации о дополнительных рабочих платных услугах техникума;

- информирование родителей учащихся о профессиях;

- информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда, целевой подготовке кадров;

- разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации учащихся - выборе профессии.

Профессиональная ориентация может достичь эффективных результатов, если будет образована в единую, устойчивую и динамичную систему. В значительной степени этому способствует определение этапов, аспектов, функций, методов, механизма управления, а также основных целей и направлений данной управленческой деятельности.

Работа по профессиональной ориентации осуществляется в двух главных направлениях: формирование у молодежи личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей общественного производства; приведение в соответствие личностных ориентаций молодежи с возможностями их социальной реализации.

Для решения задач, стоящих перед системой профессиональной ориентации, необходимо отработать взаимодействие различных органов и подразделений, наладить механизм управления профориентационной работой.

Исходя из выше сказанного, управление профессиональной ориентацией - это планомерная деятельность республики и общественных органов по созданию экономических, социально-психологических, организационных, правовых и других необходимых условий, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на труд, выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей, способствующих рациональному формированию профессиональных интересов, осознанному выбору профессии. Таким образом, организация управления профессиональной ориентацией в системе среднего профессионального образования есть необходимая форма повышения эффективности управления человеческими ресурсами.

Все поставленные цели, основные задачи организации управления профессиональной ориентацией в системе среднего профессионального образования в ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум» заключаются в разработке следующих этапов проведения:

1. Смысл профориентации состоит в том, чтобы помочь обучающимся выбрать профессию, которая в наибольшей степени отвечает как потребностям производства, так и их способностям, психофизиологическим особенностям. Она должна содействовать своевременному и сознательному выбору молодыми людьми профессии, учебного заведения, места работы, их рациональному трудоустройству, быстрейшей профессиональной и производственной адаптации и в конечном итоге эффективному формированию, распределению и использованию человеческих ресурсов. Профессиональная ориентация становится ныне важнейшей функцией республиканского управления.

2. Профессиональная ориентация реализуется в формах профинформации, профконсультации, профподбора (профотбора) и профадаптации. Управление профессиональной ориентацией является необходимой формой повышения эффективности менеджмента человеческих ресурсов и реализуется в процессе планомерной деятельности республики и общественных органов по созданию необходимых условий, обеспечивающих реализацию прав граждан на выбор профессии. Особая роль в улучшении профориентационной работы отводится ее координации, т. е. обеспечению планомерности и согласованности развития общегосударственной системы профориентации, активному взаимодействию всех ее звеньев с целью достижения оптимального социально-экономического эффекта.

3. Анализ отечественных и зарубежных источников свидетельствует о двух различных подходах к управлению системой профориентации. Аргументы в пользу развития профориентации в системе общего образования основываются, в частности, на том, что профориентационная работа имеет общеобразовательную природу. Наряду с этим распространена точка зрения, что главная ответственность за проведение профориентационной работы не обязательно должна возлагаться на систему школьного образования, необходимо делать общий акцент на специальные агентства типа центров профориентации или трудоустройства.


Список использованных источников


1 Е.В. Гурова, О.А. Голерова. Профориентационная работа в школе. М., «Просвещение» 2007

2 Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с.

3 Иванушкина С.А. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков/ С.А Иванушкина, Н.С. Пряжников// Журнал практического психолога- 1998- №4

4 Н.В. Пиляй. Организация профориентационной работы в школе //Справочник классного руководителя 2007, № 9

5 О.В.Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. Основы социальной реабилитации и профориентации. М, 2005

6 Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков/ Г.В. Резапкина.- М.: Генезис, 2000



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!