СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление качеством

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний учащихся  

Просмотр содержимого документа
«Управление качеством»

Управление качеством образования в условиях  реализации ФГОС: инновационные системы оценки  качества знаний учащихся

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний учащихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации.  В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности.

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности.

Регуляторы деятельности человека контроль анализ

Регуляторы деятельности человека

контроль

анализ

Контроль и анализ дают человеку информацию о том, насколько успешно идёт процесс, показывают существующие сложности. Это позволяет корректировать действия.

Контроль и анализ дают человеку информацию о том, насколько успешно идёт процесс, показывают существующие сложности. Это позволяет корректировать действия.

Контрольно-оценочная деятельность деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса

Контрольно-оценочная

деятельность

деятельность по контролю и оценке хода и результатов того или иного процесса

Контроль процесс сравнения контролируемого объекта деятельности с эталонами, нормами, критериями

Контроль

процесс сравнения контролируемого объекта деятельности с эталонами, нормами, критериями

Оценка устное или письменное выражение результатов контроля

Оценка

устное или письменное выражение результатов контроля

ФГОС предусматривает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы на каждом уровне.

ФГОС предусматривает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы на каждом уровне.

Инновационные системы оценивания тестирование; модульная система оценки качества знаний; рейтинговая системы оценки качества знаний; мониторинг качества знаний; учебное портфолио.

Инновационные системы оценивания

  • тестирование;
  • модульная система оценки качества знаний;
  • рейтинговая системы оценки качества знаний;
  • мониторинг качества знаний;
  • учебное портфолио.
В Финляндии наиболее распространенная методика - активная оценка. Финские ученики занимают самые высокие позиции в исследованиях Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (РISА). В пятерку самых успешных европейских стран входят Эстония и Польша.

В Финляндии наиболее распространенная методика - активная оценка.

Финские ученики занимают самые высокие позиции в исследованиях Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (РISА). В пятерку самых успешных европейских стран входят Эстония и Польша.

Активная оценка способствует:  мотивации к обучению  повышению результативности обучения  формированию ключевых компетенций: учить учиться  образованию учащихся, имеющих трудности в обучении  формированию позитивного сотрудничества: педагог - ребёнок

Активная оценка способствует:

мотивации к обучению

повышению результативности обучения

формированию ключевых компетенций: учить учиться

образованию учащихся, имеющих трудности в обучении

формированию позитивного сотрудничества: педагог - ребёнок

Активная оценка - это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и радоваться им; видеть свои ошибки и работать над ними; обладать умением оценки, управлять личным обучением.

Активная оценка - это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и радоваться им; видеть свои ошибки и работать над ними; обладать умением оценки, управлять личным обучением.

Активная оценка помогает педагогу изменить представление о своей роли и роли ученика в процессе формирования умений и навыков, обретения знаний.

Активная оценка помогает педагогу изменить представление о своей роли и роли ученика в процессе формирования умений и навыков, обретения знаний.

Активная оценка ядро предмет  знаниевые результаты  обратная связь  творческие результаты  деятельность, направленная  на получение результата

Активная оценка

ядро

предмет

знаниевые результаты

обратная связь

творческие результаты

деятельность, направленная

на получение результата

Значение обратной связи обеспечивает качественное планирование; создает возможности для отслеживания процесса обучения; является важным дидактическим умением учащегося; оказывает эмоциональное воздействие; служит мотивирующим фактором для ребёнка; формирует адекватную самооценку обучающихся.

Значение обратной связи

  • обеспечивает качественное планирование;
  • создает возможности для отслеживания процесса обучения;
  • является важным дидактическим умением учащегося;
  • оказывает эмоциональное воздействие;
  • служит мотивирующим фактором для ребёнка;
  • формирует адекватную самооценку обучающихся.
ключевой вопрос критерии достижения цели техника постановки вопросов Элементы  активной  оценки цели урока само-оценка обратная связь взаимо-оценка

ключевой вопрос

критерии достижения цели

техника постановки вопросов

Элементы активной оценки

цели

урока

само-оценка

обратная связь

взаимо-оценка

Элементы активной оценки цели определяет  педагог; формулировка целей должна быть понятна детям; вовлечение учащихся в определение собственных целей на учебное занятие или тему; принятие цели каждым обучающимся. Цели  урока

Элементы активной оценки

  • цели определяет педагог;
  • формулировка целей должна быть понятна детям;
  • вовлечение учащихся в определение собственных целей на учебное занятие или тему;
  • принятие цели каждым обучающимся.

Цели урока

Цели урока Цель учителя: учащийся должен владеть концепцией процентов, понимать необходимость использования процентов в повседневной жизни и уметь вычислять процентную долю от данного числа. Цель для учащихся: сможете подсчитать процент от числа и вычислить цену в магазине при снижении или повышении цен. Тема: Проценты

Цели урока

Цель учителя: учащийся должен владеть концепцией процентов, понимать необходимость использования процентов в повседневной жизни и уметь вычислять процентную долю от данного числа.

Цель для учащихся: сможете подсчитать процент от числа и вычислить цену в магазине при снижении или повышении цен.

Тема:

Проценты

Элементы активной оценки ученик узнаёт о требованиях теста перед началом изучения темы; ребёнок самостоятельно отслеживает свои успехи, определяя, что он уже изучил и над чем должен поработать; увеличивается ответственность и самостоятельность ребёнка; озвучивание требований перед изучением темы делает открытым процесс обучения. Критерии достижения цели

Элементы активной оценки

  • ученик узнаёт о требованиях теста перед началом изучения темы;
  • ребёнок самостоятельно отслеживает свои успехи, определяя, что он уже изучил и над чем должен поработать;
  • увеличивается ответственность и самостоятельность ребёнка;
  • озвучивание требований перед изучением темы делает открытым процесс обучения.

Критерии достижения цели

Элементы активной оценки В работах ставится не балл, а отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме. Обратная информация содержит три обязательных элемента: положительные аспекты работы ученика; что требует исправления; как следует выполнить исправления. Обратная информация

Элементы активной оценки

В работах ставится не балл, а отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме.

Обратная информация содержит три обязательных элемента:

  • положительные аспекты работы ученика;
  • что требует исправления;
  • как следует выполнить исправления.

Обратная информация

Элементы активной оценки Каждый ученик получает информацию о том, что делать дальше: «слабый» узнает, над чем и каким образом работать, чтобы усовершенствовать умения и навыки и усвоить материал; «сильный» получит еще более интересное задание, которое может выходить за рамки программы. Обратная информация

Элементы активной оценки

Каждый ученик получает информацию о том, что делать дальше:

  • «слабый» узнает, над чем и каким образом работать, чтобы усовершенствовать умения и навыки и усвоить материал;
  • «сильный» получит еще более интересное задание, которое может выходить за рамки программы.

Обратная информация

Элементы активной оценки Обратная информация может исходить: от педагога; от другого ученика;  от самого обучающегося. Обратная информация

Элементы активной оценки

Обратная информация может исходить:

  • от педагога;
  • от другого ученика;
  • от самого обучающегося.

Обратная информация

В классе, где царит атмосфера обучения, ученики не будут иметь проблем, как с самооценкой, так и с сообщением учителю, что они еще не усвоили. Они могут обратиться с просьбой подобрать соответствующее задание на закрепление или на выявление сложных и неясных вопросов. Ученик и учитель на таком уроке - союзники.

В классе, где царит атмосфера обучения, ученики не будут иметь проблем, как

с самооценкой, так и с сообщением учителю, что они еще не усвоили.

Они могут обратиться с просьбой подобрать соответствующее задание на закрепление или на выявление сложных и неясных вопросов.

Ученик и учитель на таком уроке - союзники.

Элементы активной оценки способствуют активизации мышления; учащиеся видят более широкий контекст проблемы; побуждают к поиску ответов и более активному участию в процессе обучения.  Ключевые вопросы

Элементы активной оценки

  • способствуют активизации мышления;
  • учащиеся видят более широкий контекст проблемы;
  • побуждают к поиску ответов и более активному участию в процессе обучения.

Ключевые вопросы

Человек охотно учится тому, в чём заинтересован, что его интригует, что необходимо для достижения цели. Дети стремятся понять и легко запоминают то, что им интересно.

Человек охотно учится тому, в чём заинтересован, что его интригует, что необходимо для достижения цели.

Дети стремятся понять и легко запоминают то, что им интересно.

Элементы активной оценки Функции: пробуждают любознательность и интерес к теме; поощряют мыслительную деятельность; привлекают внимание и ставят вызов; способствуют усвоению материала; тесно связаны с целью урока или серии уроков; направлены на реализацию целей урока. Ключевые вопросы

Элементы активной оценки

Функции:

  • пробуждают любознательность и интерес к теме;
  • поощряют мыслительную деятельность;
  • привлекают внимание и ставят вызов;
  • способствуют усвоению материала;
  • тесно связаны с целью урока или серии уроков;
  • направлены на реализацию целей урока.

Ключевые вопросы

Элементы активной оценки Важно: задавая вопрос, оставьте время на размышление; учитель сам решает, кого спросить (принцип неподнимания рук); используйте элементы игры. Техника постановки вопроса

Элементы активной оценки

Важно:

  • задавая вопрос, оставьте время на размышление;
  • учитель сам решает, кого спросить (принцип неподнимания рук);
  • используйте элементы игры.

Техника постановки вопроса

Педагогу нужно научиться правильно реагировать на неправильные ответы учеников. Неправильный ответ показывает, каким образом учащиеся делают типичные ошибки, что помогает найти правильное направление решения. Следует допускать ответ «Я НЕ ЗНАЮ». Это важная информация о том, что ребёнок ещё не усвоил.

Педагогу нужно научиться правильно реагировать на неправильные ответы учеников. Неправильный ответ показывает, каким образом учащиеся делают типичные ошибки, что помогает найти правильное направление решения.

Следует допускать ответ «Я НЕ ЗНАЮ».

Это важная информация о том, что ребёнок ещё не усвоил.

Элементы активной оценки используйте поиск ответа в парах: учащиеся согласовывают, какой ответ на вопрос правильный; формируйте пары на основе сотрудничества «слабого» и «сильного» ученика. Техника постановки вопроса

Элементы активной оценки

  • используйте поиск ответа в парах: учащиеся согласовывают, какой ответ на вопрос правильный;
  • формируйте пары на основе сотрудничества «слабого» и «сильного» ученика.

Техника постановки вопроса

Особенности организации учебного занятия с применением активной оценки определять критерии оценки результативности учебного занятия; знакомить обучающихся с критериями результативности; реализовывать возможность обратной связи; учить детей ответственности за их обучение; предоставлять возможности оценки и самооценки; оценивать работу учеников только после их самооценки;

Особенности организации учебного занятия с применением активной оценки

  • определять критерии оценки результативности учебного занятия;
  • знакомить обучающихся с критериями результативности;
  • реализовывать возможность обратной связи;
  • учить детей ответственности за их обучение;
  • предоставлять возможности оценки и самооценки;
  • оценивать работу учеников только после их самооценки;
Особенности организации учебного занятия с применением активной оценки давать возможность улучшить свою работу и показать, как это можно сделать; верить в возможности ребёнка и демонстрировать ему свои надежды, что он может достичь большего; сообщать родителям о прогрессе их ребёнка, вооружать их критериями оценки; создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования.

Особенности организации учебного занятия с применением активной оценки

  • давать возможность улучшить свою работу и показать, как это можно сделать;
  • верить в возможности ребёнка и демонстрировать ему свои надежды, что он может достичь большего;
  • сообщать родителям о прогрессе их ребёнка, вооружать их критериями оценки;
  • создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования.
Организация обучения с активной оценкой   я знаю, зачем и чему я должен научиться; мне нравится, когда педагог говорит со мной о моем прогрессе и знает, на каком этапе обучения я нахожусь; я получаю от учителя информацию о том, что мною сделано хорошо, что я могу улучшить, как я могу развиваться дальше; я осуществляю контроль и оценку своей деятельности и ее результатов, что дает мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность; я использую знания и умения моих одноклассников. Позиция обучающегося

Организация обучения с активной оценкой

  • я знаю, зачем и чему я должен научиться;
  • мне нравится, когда педагог говорит со мной о моем прогрессе и знает, на каком этапе обучения я нахожусь;
  • я получаю от учителя информацию о том, что мною сделано хорошо, что я могу улучшить, как я могу развиваться дальше;
  • я осуществляю контроль и оценку своей деятельности и ее результатов, что дает мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;
  • я использую знания и умения моих одноклассников.

Позиция обучающегося

Организация обучения с активной оценкой В начале каждого урока мы будем договариваться о цели работы, чтобы знали, что и зачем вы будете делать. По завершении урока сами должны оценить то, насколько цели достигнуты. Элементы активной  оценки

Организация обучения с активной оценкой

В начале каждого урока мы будем договариваться о цели работы, чтобы знали, что и зачем вы будете делать.

По завершении урока сами должны оценить то, насколько цели достигнуты.

Элементы

активной

оценки

Организация обучения с активной оценкой Всегда буду знакомить с критериями оценки: указывать на то, что будет оцениваться. Проверка будет осуществляться частично – только то, о чём была предварительная договоренность. Элементы активной  оценки

Организация обучения с активной оценкой

Всегда буду знакомить с критериями оценки: указывать на то, что будет оцениваться. Проверка будет осуществляться частично – только то, о чём была предварительная договоренность.

Элементы

активной

оценки

Организация обучения с активной оценкой Перед вами будут поставлены вопросы и задачи для самостоятельного решения. Проблемные ситуации будем разрешать вместе: вы будете проявлять инициативу, а не только следовать указаниям учителя. Элементы активной  оценки

Организация обучения с активной оценкой

Перед вами будут поставлены вопросы и задачи для самостоятельного решения. Проблемные ситуации будем разрешать вместе: вы будете проявлять инициативу, а не только следовать указаниям учителя.

Элементы

активной

оценки

Организация обучения с активной оценкой Часто будете получать не отметку, а комментарий к работе: что сделали хорошо, а на что ещё следует обратить внимание. Элементы активной  оценки

Организация обучения с активной оценкой

Часто будете получать не отметку, а комментарий к работе: что сделали хорошо, а на что ещё следует обратить внимание.

Элементы

активной

оценки

Организация обучения с активной оценкой Буду стараться учитывать мнение о том, как вы хотите, чтобы вас учили. Элементы активной  оценки

Организация обучения с активной оценкой

Буду стараться учитывать мнение о том, как вы хотите, чтобы вас учили.

Элементы

активной

оценки

Организация обучения с активной оценкой Будете оценивать: друг друга (задавать друг другу вопросы, давать советы); сами себя и планировать своё дальнейшее развитие. Элементы активной  оценки

Организация обучения с активной оценкой

Будете оценивать:

  • друг друга (задавать друг другу вопросы, давать советы);
  • сами себя и планировать своё дальнейшее развитие.

Элементы

активной

оценки

Методика активной оценки ограничивает частоту выставления отметки. Результат в виде балла выставляется после изучения целой темы. Для родителей ребёнок после каждого занятия заполняет таблицу, где напротив темы в двух-трёх предложениях он пишет, чему научился на данном занятии.

Методика активной оценки ограничивает частоту выставления отметки. Результат в виде балла выставляется после изучения целой темы.

Для родителей ребёнок после каждого занятия заполняет таблицу, где напротив темы в двух-трёх предложениях он пишет, чему научился на данном занятии.

Организация обучения с активной оценкой Каждый день интересуйтесь не отметками, которые получил ребёнок, а его учебными успехами. Спрашивайте:  - Что ты сегодня узнал нового? - Чему научился? - Что было самым интересным? Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь. Рекомендации для родителей

Организация обучения с активной оценкой

Каждый день интересуйтесь не отметками, которые получил ребёнок, а его учебными успехами. Спрашивайте: - Что ты сегодня узнал нового?

- Чему научился?

- Что было самым интересным?

Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.

Рекомендации для

родителей

Организация обучения с активной оценкой Попросите ребёнка ещё до чтения параграфа ответить на вопросы, которыми параграф завершается. Он будет знать, на что обращать внимание при чтении текста. Рекомендации для родителей

Организация обучения с активной оценкой

Попросите ребёнка ещё до чтения параграфа ответить на вопросы, которыми параграф завершается. Он будет знать, на что обращать внимание при чтении текста.

Рекомендации для

родителей

Организация обучения с активной оценкой Спросите у ребёнка, есть ли у него критерии выполнения домашней работы: на что учитель будет обращать внимание при проверке выполнения домашнего задания. Попросите соотнести выполненную работу с полученными от учителя критериями. Рекомендации для родителей

Организация обучения с активной оценкой

Спросите у ребёнка, есть ли у него критерии выполнения домашней работы: на что учитель будет обращать внимание при проверке выполнения домашнего задания. Попросите соотнести выполненную работу

с полученными от учителя критериями.

Рекомендации для

родителей

Организация обучения с активной оценкой Обратите особое внимание на то, что ребёнком сделано правильно, удачно. Это придаст ему больше уверенности в своих силах. При обнаружении пробелов и ошибок обсудите, как он эти недостатки может устранить. Рекомендации для родителей

Организация обучения с активной оценкой

Обратите особое внимание на то, что ребёнком сделано правильно, удачно. Это придаст ему больше уверенности в своих силах.

При обнаружении пробелов и ошибок обсудите, как он эти недостатки может устранить.

Рекомендации для

родителей

Организация обучения с активной оценкой Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребёнка не на бездумный пересказ текста, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Спрашивайте: - Почему ты так думаешь? - А можно ли по-другому? - На чём строится твоё убеждение? - Верно ли ты выполнил задание, понял содержание текста? Рекомендации для родителей

Организация обучения с активной оценкой

Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребёнка не на бездумный пересказ текста, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Спрашивайте:

- Почему ты так думаешь?

- А можно ли по-другому?

- На чём строится твоё убеждение?

- Верно ли ты выполнил задание, понял содержание текста?

Рекомендации для

родителей

Организация обучения с активной оценкой  Почаще обращайтесь к оценочным листам и портфолио, которое ведёт ваш ребёнок. Рекомендации для родителей

Организация обучения с активной оценкой

Почаще обращайтесь к оценочным листам и портфолио, которое ведёт ваш ребёнок.

Рекомендации для

родителей

Внедрение в образовательную среду активной оценки будет повышать качество образования, если в процессе обучения воплощается идея становления ребёнка как субъекта обучения, владеющего навыками постановки целей, планирования учебно-познавательной деятельности, организации своего учения, контроля и оценки его хода и результатов, при условии вовлечения родителей в контрольно-оценочную деятельность.

Внедрение в образовательную среду активной оценки будет повышать качество образования, если в процессе обучения воплощается идея становления ребёнка как субъекта обучения, владеющего навыками постановки целей, планирования учебно-познавательной деятельности, организации своего учения, контроля и оценки его хода и результатов, при условии вовлечения родителей в контрольно-оценочную деятельность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!