СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление развитием творческого потенциала личности ученика в процессе занятий физкультурой и спортом.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития творческого потенциала личности школьника может быть грамотно решена при понимании и создании учителем необходимых педагогических условий ее решения.

Под педагогическими условиями понимаются те факторы среды, обстановки, в которых проявляются, существует и развивается творческий потенциал личности. Говоря о потенциале, имеем в виду наличные задатки ребенка, которые могут стать способностями только при правильной организации процесса развития личности. Определение понятия «творчество» можно привести с опорой на идеи Л.С. Выгодского, изложенные в его психологическом очерке «Воображение и творчество в детском возрасте». Таким образом, творческой называется такая деятельность человека, в процессе и в результате которой состоится нечто новое (вещь внешнего мира, известное построение ума или чувства, живущая и обнаруживающаяся только в самом человеке) (см.: Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М.: Просвещение, 1991-с.3).

Просмотр содержимого документа
«Управление развитием творческого потенциала личности ученика в процессе занятий физкультурой и спортом.»

Министерство образования и науки Республики Казахстан



КГКП «Электротехнический колледж»























Управление развитием творческого

потенциала личности ученика в процессе

занятий физкультурой и спортом







































Семей





I. Методическая идея опыта как проблема исследования учителя. Теоретические основы и новизна опыта.

Белоглазов М.Н. работает над проблемой организации и управления развитием творческого потенциала личности ученика в процессе занятий физической культурой и спортом в течение десяти лет.

Проблема развития творческого потенциала личности школьника может быть грамотно решена при понимании и создании учителем необходимых педагогических условий ее решения.

Под педагогическими условиями понимаются те факторы среды, обстановки, в которых проявляются, существует и развивается творческий потенциал личности. Говоря о потенциале, имеем в виду наличные задатки ребенка, которые могут стать способностями только при правильной организации процесса развития личности. Определение понятия «творчество» можно привести с опорой на идеи Л.С. Выгодского, изложенные в его психологическом очерке «Воображение и творчество в детском возрасте». Таким образом, творческой называется такая деятельность человека, в процессе и в результате которой состоится нечто новое (вещь внешнего мира, известное построение ума или чувства, живущая и обнаруживающаяся только в самом человеке) (см.: Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М.: Просвещение, 1991-с.3).

Основные подходы к обоснованию идеи создания педагогических условий для развития творческого потенциала личности школьника группируются следующим образом:

  • первую группу составляет база развития творческого потенциала;

  • во вторую группу включается профессиональный компонент образования педагога;

  • третья группа условий характеризует критерии оценки достижения конечной цели и выход на прогнозируемый результат.

Для реализации методической идеи анализируется база развития творческого потенциала личности ученика с применением адекватных диагностических процедур и достигается изучение уровня развития личности.

В содружестве со школьным психологом учителем, применялись методики выявления мотивов учения, своеобразия протекания психических процессов, изучения характера детей, их физических возможностей и т.д.

Исходные результаты показали следующие: контингент детей чрезвычайно разнообразный, но всех их объединяет выявленный достаточно высокий уровень общего развития. Изучение мотивации учебной деятельности на раннем этапе дало следующие показатели: познавательный мотив является ведущим у 93%, глорический – у 2%, игровой у 1%, социальный – у 4% учеников.

Проведенное тестирование дало представление об индивидуальном уровне физической подготовленности, двигательных способностях учащихся.

Все это позволило глубоко проникнуть в мир каждого ученика, увидеть его своеобразие, понять мотивы учения отношений и поведения, развивать и корректировать их.

В результате проделанной работы были составлены психолого-педагогические и психофизиологические характеристики каждого ученика.

Это позволило учителю выдвинуть и обосновать цель начального этапа работы с данным контингентом детей: развитие творческого потенциала личности каждого ученика в процессе занятий физкультурой и спортом. Она достигалась при соблюдении принципа педагогического ненасилия, когда ученик выступает не как объект приложения усилий со стороны учителя, а как субъект, способный выступить в сотрудничество.

Не менее важным фактором достижения данной цели явился учет педагогического потенциала учителя. Он включает следующие аспекты:

  • профессиональную компетентность (учитель закончил Ичалковское педагогическое училище по специальности «учитель изобразительного искусства» и факультет физической культуры МГПИ им.М.Е.Евсевьева);

  • ориентацию на научные идеи педагогики сотрудничества, коллективного способа обучения, дифференциации и индивидуализации в обучении, интеграции уроков физкультуры с другими учебными предметами;

  • физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую и художественно-эстетическую направленность работы школы.

Взвешенный учет всех этих факторов привел к созданию варианта учебного плана, предусматривающего углубленное изучение физической культуры во 2-11-х классах по которому школа работает в течение 9 лет (см. приложение №1).

Для реализации учебного плана был сконструирован вариант структуры учебного дня с учетом гигиенических и возрастных особенностей, интересов и склонностей учащихся (см. приложение №2). В этой структуре было предусмотрено время не только для учебных занятий, но и управляемый развивающий блок внеурочной жизнедеятельности детей.

Таким образом, базовыми условиями явились как диагностика уровня творческого, интеллектуального, физического развития детей для постановки цели работы с ними, так и анализ профессиональной компетенции самого учителя для создания учебной документации, прогнозирования и организации учебного процесса.

Вторая группа педагогических условий связана с процессуальным аспектом развития творческого потенциала личности. При этом методической находкой учителя является такое продумывание учебной внеклассной жизнедеятельности детей, при которой все подчинено достижению прогнозируемого результата.

На уровне конкретного урока физкультуры методическая идея выражается в предвидении процесса развития каждой личности. Учитель использует партитуру взаимодействия с каждым учеником. Следовательно, он не абстрактно дифференцируем и индивидуализирует работу, а предвидя реальные взаимоотношения. Тем самым обращаем внимание на адресность каждого задания во всех его вариациях.

Для достижения управления деятельности ученика использует наряду с традиционными приемами следующую совокупность особенностей личного методического почерка:

  • логико-аналитический прием;

  • музицирование;

  • коллективная учебная работа;

  • учебная и одиночная карточки;

  • совершенствование пространственно-временных двигательных навыков;

  • круговая тренировка в сочетании с нестандартным спортивным оборудованием как средство воспитания двигательных качеств;

  • элементы системы «Хатха-Йога», антистрессовой пластической гимнастики;

  • применение аудиовизуальных средств.

Учебная деятельность учащихся насыщена, но в сложной современной деятельности, придя домой, многие дети находят однообразие семейного досуга, отсутствие контроля со стороны взрослых, испытывают дефицит общения.

Предусмотрев реальную ситуацию развития учащихся, учитель организовал дополнительные условия для их досуга с тем, чтобы он развивал творческий потенциал каждого ребенка (см.план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы - прилагается).

Наилучшие результаты жизнедеятельности ученика возможны при неформальном сотрудничестве с семьей. Поэтому Михаил Николаевич уделяет серьезное внимание педагогезации семейной среды через индивидуально-тематические консультации, приобщение родителей к досуговым формам общения с детьми: конкурсы «Мама, папа и я – спортивная семья», «Мама, папа и я – здоровая семья», совместные занятия в спортивных секциях и т.д.

Таким образом, в поле зрения учителя находятся:

  • возможности, предоставляемые учебным процессом;

  • досуг ученика;

  • влияние на ученика его ближайшего окружения.

В отношении третьей группы условий, связанных с результативностью развития творческого потенциала личности ученика в процессе занятий физической культурой и спортом, следует отметить, что учителем выделены ориентиры, которые являются критериями (показателями) достижения цели. Это выражается в наличии у учащихся:

  • потребности в творческой учебной деятельности;

  • положительная мотивация участия в ней;

  • активность;

  • успешность;

  • результативность.

Результаты выполненной Белоглазовым М.Н. работы по выше обозначенной проблеме за период с 1992 по 2002 годы позволяют сделать вывод о наличии него положительного педагогического опыта, актуального для учителей физического воспитания на уровне школ Республики Мордовия и, возможно, значимого для соответствующих специалистов в Российской Федерации.




II. Содержание опыта работы. Практические подходы учителя в реализации методической идеи.


Поиск новых, более эффективных форм организации урока – стиль работы Михаила Николаевича.

Его уроки отличаются четкостью постановки задач и результатов, которых нужно достичь. Продуманной организацией урока учитель создает условия для выполнения большого объема самостоятельных заданий, ответственного отношения к учению, воспитывает коллективизм, уважительное отношение к партнеру и бережное – к инвентарю.

На его уроках отсутствует шаблон, они по-настоящему интересны. Используя игровой и соревновательный методы, нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры), проводя уроки с музыкальным сопровождением, умело включая элементы аэробной гимнастики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения учитель добивается не только интереса к урокам физкультуры, но и высокой плотности уроков, прочного усвоения учебного материала.

Михаил Николаевич составил по каждому разделу программы учебную карточку с комплексом специальных упражнений для развития тех или иных двигательных качеств. На занятиях он подбирает для учащихся из картотеки блок подводящих упражнений. Блок упражнений состоит из взаимосвязанных учебных занятий, последовательно от урока к уроку, от класса к классу усложняющихся. У каждого из них конкретная цель: подготовить и укрепить те мышцы, которые несут основную нагрузку в данном упражнении; создать условия для овладения основами техники, развивать двигательные качества.

При таком методе процесс обучения облегчается, так как к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От богатства «подводящих» упражнений уроки становятся более разнообразными, а процесс обучения- более интересным. Ученики занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

С первых занятий физкультурой Белоглазов М.Н. побуждает учеников к самостоятельным поисковым способам выполнения заданного упражнения. Учит учиться. Стратегия его педагогического руководства включает диагностику учащимися своих затруднений. Исследование собственных затруднений помогает им осознать причины затруднений, искать пути и средства их преодоления. Он в постоянном поиске методических приемов, воздействующих на учащихся и рационально и эмоционально, позволяющих включить учебные умения и навыки в сферу их личностно-значимого опыта, в котором будут неразрывно соединены умения и желание учиться. Таким образом, глубокое личностно окрашенное овладение программными упражнениями организуется на основе вовлечения школьника в учебный процесс не в роли пассивного исполнителя, а активного его участника.

Руководство учебной деятельностью является по своему характеру предупреждающим отставание в учении, когда Михаил Николаевич систематически выявляет продвижение учеников в овладении тем или иным упражнением, раскрывает перед ними ближайшую задачу самостоятельной работы над развитием необходимых физических качеств и координаций. У учащихся в этих условиях формируется мотив достижения цели и самопознания.

Проводимое тестирование учащихся позволяет ему выявить детей, у которых сложились негативные отношения к уроку физкультуры, поскольку они не верят в свой успех, терпят неудачи по разным причинам (слабое здоровье, низкий уровень технической подготовленности). Руководствуясь педагогикой сотрудничества, Михаил Николаевич на первый план выдвигает совместное (учителя и ученика) изучение возможностей учащихся, с которыми они приступают к овладению конкретным программным упражнением. Это стало сердцевиной его руководства учением школьников. Принципиальное разграничение индивидуальных физических возможностей учащихся и особенностей их в учении – используемый им путь в решении ключевой проблемы полной реализации возможностей учащихся.

При обследовании выявляется немало учащихся с нарушением осанки. Одна из существенных причин дефектов осанки у школьников – снижение их двигательной активности.

У учащихся 1-11 классов с нарушенной осанкой было обнаружено ослабление деятельности анализаторных систем организма, обеспечивающих позу, равновесие, ориентировку тела в пространстве, ощущение положения тела и отдельных его частей.

В целях оздоровления организма, обеспечения гармоничного развития, формирования осанки, профилактики и исправления ее нарушений Михаил Николаевич концентрирует внимание на правильно организованный двигательный режим школьников. Достигается это путем применения комплекса физкультурно-массовых мероприятий, проводимых в течение учебного дня школы:

  • гимнастика до учебных занятий;

  • физкультминутка на уроках и в режиме групп продленного дня во время приготовления домашних заданий;

  • уроки физической культуры;

  • занятия в группах корректирующей гимнастики ОФП;

  • домашние задания по физкультуре.

Одним из основных вариантов решения вопроса не только профилактики, но и исправления осанки школьников по мнению Михаила Николаевича является поиск путей совершенствования методики проведения уроков физической культуры. В связи с этим им был введен новый принцип построения методики уроков физической культуры, основанный на:

  • усвоении упражнений программы в общепринятом учебном плане;

  • освоение тех же упражнений в условиях прикладного характера.

Тренировка пространственно-временных двигательных навыков способствовала не только улучшению ощущения тела и отдельных его частей, но и воспитанию сознательного управления движением, более быстрому и четкому овладению двигательными умениями и навыками программного материала.

Все эти методы направлены на развитие физической подготовки учащихся, на то, чтобы выровнять всех учеников, довести их хотя бы до среднего уровня физической подготовленности, что само по себе важно.

Учитель контролирует физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния учащихся в процессе физических нагрузок различного характера он не только сравнивает величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживает быстроту восстановления пульса во время отдыха.

Оценка приспособляемости организма учащихся к различным нагрузкам по реакции пульса на отдельные упражнения и длительности его восстановления позволяет Михаилу Николаевичу совершенствовать учебный процесс, исключать или ограничивать упражнения, к которым ученики недостаточно адаптируются, находить оптимальные интервалы отдыха, правильно чередовать упражнения и различные задания.

Больших успехов Михаил Николаевич добился во внедрении в учебно-воспитательный процесс ритмической гимнастики. Эти упражнения доступны для учащихся всех возрастных групп, эффективны, эмоциональны.

Бодрящая музыка в современных ритмах, новизна подачи учебного материала, новые виды упражнений заинтересовывают ребят, содействуют формированию привычки к повседневным занятиям физкультурой, увеличивают их двигательный режим, ускоряют процесс закрепления двигательных навыков, повышают моторную плотность занятий.

Учитель применяет на занятиях ритмической гимнастики игровой метод, имитацию под музыку характерных приемов из различных видов спорта (удары боксера, теннисиста, футболиста, гребки пловца и т.п.), поведения животных, трудовых действий. В среднем школьном возрасте к простым ритмическим движениям для различных частей тела (рук и плечевого пояса, мышц ног, шеи и туловища) добавляет прыжковые и беговые упражнения. Для юношей-старшеклассников используются комплексы ритмической гимнастики, имеющие атлетическую направленность (упражнения с гантелями, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и др.).

Уроки Михаила Николаевича со старшеклассниками носят тренировочный характер, на них юноши овладевают навыками военно-прикладной, профессионально-прикладной физической подготовки. Этими уроками он развивает у будущих воинов силу, выносливость, быстроту, ловкость и смелость.

Михаил Николаевич уделяет большое внимание использованию и методики круговой тренировки. Метод круговой тренировки в сочетании с нестандартным оборудованием позволяет ему развивать не только двигательные качества у учащихся, но и укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Упражнения подбираются на все группы мышц, доступные и интересные детям – их в педагогическом комплексе учителя более 30. уроки, построенные по этой методике, отличаются большей плотностью и эмоциональностью, ученики на них постоянно полезно заняты.

Для учащихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, учитель разработал карточки индивидуальных занятий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются.

На уроках физкультуры учитель практикует ведение учащимися «карточек здоровья». В карточке ученик записывает числителем свой результат, а в знаменатель – оценку. В конце каждой четверти ученики сдают свои карточки учителю, который проверяет их и выставляет оценку в классный журнал. Совместный анализ результатов учителем и учеником по карточке дает большой педагогический эффект: повышаются ответственность и заинтересованность учеников в работе над собой.

В педагогической практике Михаила Николаевича имеет место интеграция уроков физкультуры с уроками изобразительного искусства, музыки, экологии, биологии. Через интеграцию обеспечиваются единство образовательного процесса по учебным предметам и качество знаний учащихся.

Логическим продолжением уроков физкультуры в школе стали разнообразные внеклассные спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия, которыми охвачены фактически все учащиеся (см.приложение № 3).

Учителя, воспитатели и старшеклассники под общим руководством Белоглазова М.Н. проводят гимнастику до уроков, подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках.

До 90% учеников занимаются в спортивных секциях ритмической гимнастики, настольного тенниса, волейбола, футбола, лыжных гонок, легкой атлетики, атлетизма, туризма, спортивного ориентирования, спортивной гимнастики.

Спортивные праздники, Дни здоровья, «Старты надежд», военно-спортивная игра «Зарница», Вахта памяти в канун Дня Победы, туристические походы, игры «Папа, мама и я – спортивная семья», «Кожаный мяч», «Белая ладья», «Чудо-шашки», турниры по настольному теннису – вот далеко не полный перечень спортивно-массовых мероприятий, организуемых и проводимых Советом физкультуры школы, руководимым Михаилом Николаевичем.

Общий объем занятий физическими упражнениями у учащихся составляет до 8 часов в неделю.

Школа стала центром физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы на селе. Вместе с учениками занимаются их родители, сельская молодежь.


III. Результаты работы по проблеме «Значимость быта для массовой практики».

Результаты работы Михаила Николаевича сказываются на физической подготовленности учащихся, их здоровье и выборе жизненного пути.

Школьники стали значительно меньше болеть, повысилась успеваемость по всем учебным предметам и активность работы в коллективе школы.

Спортсмены школы постоянные участники районных и республиканских соревнований по разным видам спорта. В их копилке победы и призовые места по легкой атлетике, лыжным гонкам, волейболу, мини-футболу, настольному теннису. А ученик школы Есин Константин – кандидат в мастера по игровому спорту, рекордсмен Мордовии в весе до 70 кг.

Выпускники школы выбирают профессии, опираясь на знания и опыт, заложенный в них Михаилом Николаевичем: 15 из них учатся или закончили обучение на факультете физической культуры МГПИ им.М.Е.Евсевьева, 12 – в высших военных училищах и учебных заведениях системы МВД России.

Педагогический опыт Белоглазова М.Н. хорошо известен учителям физкультуры школ Мордовии. На базе Большеберзниковской средней общеобразовательной школы № 2 работает республиканская школа передового педагогического опыта по физическому воспитанию учащихся в условиях сельской школы.

Опыт транслируется для педагогической общественности через проводимые Михаилом Николаевичем открытые учебные занятия с учащимися школы, лекции на курсах повышения квалификации в Мордовском РИО, публикации на страницах республиканской прессы. Например, только в 2001/2002 учебном году Михаил Николаевич провел на районном и республиканском уровнях 12 открытых уроков с учащимися школ, 5 учебных занятий – с учителями физкультуры на курсах повышения квалификации, опубликовал в республиканской прессе две статьи из цикла «К здоровому образу жизни через школьные занятия физкультурой и спортом», принял участие и выступил на республиканском телевизионном дискуссионном «Круглом» столе по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи по опытно-экспериментальной работе.

Признанием педагогических заслуг Белоглазова М.Н. явилось вручение ему Благодарственного письма Главы Республики Мордовия Н.И.Меркушкина и присуждение государственной премии Правительства Республики Мордовия за педагогическое подвижничество и высокий профессионализм.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!