СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ, ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ В СЛОВАХ.

Просмотр содержимого документа
«Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.»

Тема: Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах.

Тип урока

Рефлексия и оценивание способа действия

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилами написания гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах; совершенствовать умение объяснять написание слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова и написание слов с двойными согласными; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности и любви к родному языку

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с написанием слов с двойными согласными; научатся определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; писать слова с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне; пользоваться орфографическим словарем в учебнике как средством самоконтроля; объяснять значение слов

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной

форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Организация начала урока

– Проверим готовность к уроку.

– Объясните слова Александра Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

– Желаю вам суметь постигнуть тайны великого русского языка!

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Принимать
и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (учебник).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Как выполнили звуко-буквенный разбор слова «улыбка»?

– Как выполнили разбор слова «длинный» по составу?

Объясняют выполнение звуко-буквенного разбора слова «улыбка». Улыбка – [улы́пка] – 3 слога.

у – [у] – гласный, безударный;

л – [л] – согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

ы – [ы] – гласный, ударный;

б – [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

к – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

а – [а] – гласный, безударный.

––––––––––––––––––––––––––––––

В слове «улыбка» – 6 букв, 6 звуков.

Объясняют разбор слова по составу:

Выделять

существенную

информацию из текста загадки. Выдвигать

гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать

Минутка чистописания.

– Найдите одинаковый звук в словах «мир», «ива», «сливы», «диво».

– Дайте характеристику этому звуку.

– Спишите буквосочетания, продолжив закономерность.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания

.ии И иии И ии И иии



– Отгадайте загадку. Подчеркните орфограммы.

Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)

в соответствии с целевой

установкой. Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу

Работа над словами с непроверяемым написанием

– При выполнении домашнего задания вам встретилось новое слово из словаря. Какое?

– Что такое адрес?

– Нам тоже пришло сегодня письмо, в котором содержится еще одно новое слово. А чтобы его узнать, нужно разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом.

(Вагон.)

2. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное «р» содержит он

И называется … (перрон).

3. На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два «с»,

Называется … (экспресс).


– Адрес.

– Название места, где кто-либо живет или что-либо находится, а также надпись на письме, посылке и т. п., указывающая место назначения.


Решают кроссворд.





1в

а

г

о

н



2п

е

р

р

о

н









3э

к

с

п

р

е

с

с


4п

о

е

з

д









5б

а

г

а

ж




6э

с

к

а

л

а

т

о

р



Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.



4. В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд.)

5. Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. (Багаж.)

6. Сам вагон открыл нам двери,

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Всё стоит, она идет.

(Эскалатор.)

Какое слово получилось по вертикали? (Вокзал.)

Сколько слогов в этом слове? (Два.)

Произнесите это слово, выделив ударный слог.

На какой слог падает ударение?

Какие орфограммы надо запомнить?

Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Подберите однокоренные слова к слову «вокзал».

Отгадайте загадку:

В самолете он летает, 

Ездит в поезде, в трамвае. 

Чтобы быть им много лет, 

Нужен не один билет!

(Пассажир.)


в






а






г





в

о

к

з

а

л


н





Объясняют значение и происхождение слова «вокзал», используя словари. Подбирают однокоренные слова к словарному слову «вокзал».

Вокзальчик, вокзальный, привокзальный.

Составляют предложения.

Ребята приехали на вокзал.

На перроне вокзала стоит поезд.

К вокзалу подошел поезд.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.



– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «пассажир»


б


к






а


а






г


с





п

а

с

с

а

ж

и

р


ж

у

а







м








к








а






Подбирают однокоренные слова к словарному слову «пассажир».

Пассажирка, пассажирский.

Составляют предложения.

На корабль прибыли пассажирки.

По морям плавают пассажирские и грузовые суда.

Пассажиры спешили к утреннему поезду.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Прочитайте слова, записанные на доске.

Чем интересны эти слова?

Класс, шоссе, суббота, Анна, коллектив, рассказ.

На одной красивой клумбе живут очень дружные жители. Догадались? На этой волшебной клумбе живут слова с удвоенными согласными. А кто мо-

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

– Это слова с удвоенными согласными

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Строить речевое высказывание

в устной форме



жет назвать слова с удвоенными согласными? Вы помните, как их правильно писать?

Прочитайте тему урока


IV. Объяснение нового материала.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 97)

Прочитайте загадку.

Запишите слово-отгадку. Что обозначает слово «вокзал»?

Назовите слово, которое имеет значение «поезд, идущий на большие расстояния с большой скоростью». Проверьте себя по толковому словарю. Запишите это слово, запомните его написание.

Составьте по рисунку предложения или текст, используя в них слова «вокзал», «пассажиры», «пассажирский», «перрон», «экспресс»

Упражнение 97.

ВокзА́л – здание для обслуживания пассажиров и размещения служебного персонала на железнодорожной станции, пристани.

ПеррО́н – площадка у железнодорожных путей на станциях и остановочных пунктах для удобной посадки и высадки пассажиров.

Предложения:

На вокзале пассажиры ждали экспресс.

Скоро на перрон прибыл пассажирский поезд.


Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 98).

Прочитайте. Объясните лексическое значение данных слов. Запишите слова по алфавиту. Подчеркните в них удвоенные гласные.

Упражнение 98.

Антенна – часть радио- и телевизионной установки, служащая для излучения радиоволн при передаче или для улавливания их при приеме.

Аппетит – ощущение голода, желание есть.

Бассейн – открытый или находящийся в закрытом помещении искусственный водоём для плавания, прыжков в воду.

Колледж – высшее или среднее учебное заведение.

Коллектив – группа людей, объединённых общей трудовой деятельностью, общими интересами.

Программа – план чьей-либо деятельности, содержания какой-либо работы.

Телеграмма – срочное сообщение, переданное по телеграфу.

Территория – пространство земли, внутренних и прибрежных вод, включая воздушное пространство над ними, с определёнными границами.

Поля – [пал’а́] – 2 слога.

п – [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о – [а] – гласный, безударный;

л – [л’] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;

я – [а]  гласный, ударный.

––––––––––––––––––––––––––

4 буквы, 4 звука.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату

Работа по учебнику(упражнение 99)

Прочитайте. В каком предложении выражена тема поэтических строк?

– «Грустную думу наводит она…»


В каком предложении выражена главная мысль?

Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Выполните звуко-буквенный разбор слова «поля».

Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных» о происхождении слов

– «Поздняя осень»

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.


Организует работу в рабочей тетради.

Прочитайте стихотворение Ю. Мориц. Вставьте пропущенные буквы.

Запишите название стихотворения (оно зашифровано в заглавных буквах стихотворных строк).

Задание

Ослик

Очень милый, очень грустный,

Съел с ладони лист капустный,

Любит нежности и ласки –

И тогда он строит глазки,

Как принцесса принцу в сказке!


Понимать
на слух ответы учащихся. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач


Прочитайте задание . Подберите проверочное слово для каждого имени прилагательного и запишите его в скобках перед проверяемым словом. Вставьте пропущенные буквы

Задание

(Скользить) скользкий (ледок) лёд.

(Ловок) ловкий (езда) наездник.

(Гладенький) гладкая (дороженька) дорожка.

(Прелесть) прелестный (пейзажи) пейзаж.

(Место) местный (жить) житель.

(Радость) радостное чувство.


VII. Итог урока. Рефлексия

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

• У меня получилось…

• Я научился…

• Сегодня на уроке я смог…

• Урок дал мне для жизни…

• За урок я…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Выполнить упр 100; составить рассказ с использованием слов с удвоенными согласными

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Игра «Доскажи словечко»

– Отгадайте слово и запишите его.

Есть спортивная игра,
В её названии два Ю.
Играя, клюшкой шайбу бей 
Игра известная … (хоккей).

С мамой в магазин ходили,
Для занятий всё купили.
За ластик, ручку, пасту
Несу я деньги в … (кассу).

Потрудился я вчера,
Голова болит с утра.
И чихаю, и охрип,
У меня, наверно … (грипп).

В середине, по бокам
Цветы и липы тут и там.
Идти нам веселее
По липовой … (аллее).

По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется … (шоссе).

Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс).

Разгадывание ребусов

– Разгадайте ребусы и запишите слова с удвоенными согласными.

Ответ: сумма, тонна, группа, ссора.

– Рассмотрите рисунки и запишите имена детей с удвоенными согласными.

Ответ: Алла, Анна, Геннадий, Инна.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!