СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития фонематического слуха.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье предлагаются упражения , которые родители могут выполнять с дошкольниками 4,5 -6 лет для развития фонематического слуха. Рекомендации касаются детей логопедической группы и массового детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития фонематического слуха.»

Упражнения для развития фонематического слуха.

К пяти годам, даже в условиях пребывания в логопедической группе, не все дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, не могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, не повторяют слоговой ряд типа: та-та-да, ко-го-ко и т.п. Это связано с тем, что фонематический слух у этих детей «просыпается» гораздо позже, чем у сверстников. Но этому могут помочь родители, если проявят заинтересованность и окажут своим детям посильную помощь.

Поэтому данная статья и упражнения, описанные в ней, предназначена прежде всего для тех родителей, у которых есть время и желание помочь детям развить фонематический слух, т.е. слух на звуки, независимо от того, посещает ли ребенок логопедическую группу детского сада по показаниям ТПМПК или ходит или в обычную массовую группу.

Не стоит забывать, что в пятилетнем возрасте только 30% детей выговаривают четко все звуки родного языка. У остальных детей могут быть искажения звуков, замены или просто отсутствие звука в речи. Обычно это касается определенных звуков:

группа свистящих (с,з,ц) , шипящих (ш,ж, ч,щ) , соноров (л,р). Н если вы знаете точно, что у ребенка со звукопроизношением все в норме, то упражнения, которые мы вам предлагаем, касаются любого звука русского языка.

1. Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Например «А»: дом, бАк, иней, Армия, сок, рис, рыбА и т.д.

2. Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: Шуба, коШка, мыШь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. Начало, середина, конец.

(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

4. Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

5. Шутки - минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
З агорелся кошкин том(дом).

З а окошком зимний сад,
Там листочки в бочках (почках) спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд (лед).

Кот (кит) плывет по океану,
Кит( кот) из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.

Божья коробка (коровка),
полети на небо,
Принеси мне хлеба.

5. Катя и Паша.

Ребенку предлагаются две картинки (или две куклы) Катя и Паша. И говорится, что это брат и сестра ,которые никогда не ссорятся, потому что не выбирают одни и те же вещи. Катя всегда выбирает предметы в названии которых есть звук К., а Паша – предметы, в названии которых есть звук П.

Далее перед детьми выставляется ряд картинок или игрушек, например:

Кот, пузырь, картина, помидор, сок, суп, совок, парта, липа, зеркало.

Ребенку задаются вопросы: Кто из детей нарисовал кота? Кто надул пузырь? Кто любуется картиной? Кто ест помидор? Кто пьет сок? Кто любит суп? Кому нужен совок? И т.д.

Отвечая на вопрос, ребенок анализирует слова: Катя нарисовала кота. Потому что в слове кот есть звук «К». Паша надул пузырь. В слове пузырь есть звук «П».

Кукол можно назвать как угодно. Все зависит от вашей фантазии:

Таня и Саня. Зоя и Женя. Картинки или предметы для выбора подбираются соответственно.

6. Придумай слово.

Предложите ребенку сыграть в игру « Я шел, шел, шел…». Можно играть вдвоем, втроем и больше. Условие игры: назвать слово на определенный звук, например : С.

Каждый игрок говорит по очереди: Я шел, шел, шел и Собаку нашел.

Я шел, шел, шел и Санки нашел.

Я шла, шла, шла и Сумку нашла…

Суть игры – назвать как можно больше слов на «С».

Играйте с детьми весело и интересно!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!