СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для закрепления по теме "Прямое и переносное значение слова" для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточка с заданиями по теме "Прямое и переносное значение слова"  для закрепления. Задания предназначены для детей с нарушением слуха

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для закрепления по теме "Прямое и переносное значение слова" для 5 класса»

Материал (карточка) к уроку по теме «Прямое и переносное значение слова» 5 класс

Упражнение 1. По приведенному толкованию (определению) назовите определяемое слово и запишите его.

1. Раздел науки о языке, изучающий звуки. 2. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. 3. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Главный член предложения, который называет действие или состояние подлежащего. 5. Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки. 6. Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. 7. Раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его значения. 8. Раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его грамматических признаков.

Для справок: сказуемое; прямая речь; морфология; обращение; фонетика; пунктуация; лексика; текст.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова из скобок и объясняя (устно) их значение:

1). На дворе стало (…). Сирень начала (…) (расцветать, рассветать). 2). (…) ребенка. (…) ботинки и калоши (одеть, надеть). 3). (…) плохого работника. (…) разные краски (смешать, сместить). 4). (…) на вершину горы. (…) в класс (войти, взойти).


Упражнение 3. Спишите; сравните в каждой паре лексические значения выделенных слов. Определите, какое из значений прямое, какое – переносное (надпишите над выделенными словами):

1). Стальная иглаигла сосны. 2). Берег моряморе флагов. 3). Бронзовая монета – бронзовый загар. 4). Воет волк – воет буря. 5). Гладить бельё – гладить волосы. 6). Подошва туфель – подошва горы. 7). Светлая аудитория – внимательная аудитория.


Упражнение 4. выпишите только словосочетания, в которых выделенные слова употребленны в прямом значении:

1). Строить дом, строить планы. 2). Зерно истины, зерно пшеницы. 3). Рой пчел, рой мыслей. 4). Убить время, убить зверя. 5). Острый взгляд, острый нож. 6). Мягкое кресло, мягкий климат. 7). Горят костры, горят глаза. 8). Идет дождь, идет почтальон. 9). Бегут дети, бегут ручьи. 10). Тяжелый характер, тяжелый камень. 11). Твердый металл, твердая рука.



















Ключи:

Упражнение 1

1)фонетика 2) прямая речь 3) обращение 4) сказуемое 5) пунктуация 6) текст

7) лексика 8) морфология


Упражнение 2

1). На дворе стало рассветать. Сирень начала расцветать. 2). Одеть ребенка. Надеть ботинки и калоши. 3). Сместить плохого работника. Смешать разные краски. 4). Взойти на вершину горы. Войти в класс.


Упражнение 3

1). Стальная игла (прямое)игла (переносное) сосны. 2). Берег моря (прямое)море (переносное) флагов. 3). Бронзовая (прямое) монета – бронзовый (переносное) загар. 4). Воет (прямое) волк – воет (переносное) буря. 5). Гладить (прямое) бельё – гладить (переносное) волосы. 6). Подошва (прямое) туфель – подошва (переносное) горы. 7). Светлая аудитория (прямое) – внимательная аудитория (переносное).


Упражнение 4

1). Строить дом, строить планы. 2). Зерно истины, зерно пшеницы. 3). Рой пчел, рой мыслей. 4). Убить время, убить зверя. 5). Острый взгляд, острый нож. 6). Мягкое кресло, мягкий климат. 7). Горят костры, горят глаза. 8). Идет дождь, идет почтальон. 9). Бегут дети, бегут ручьи. 10).Тяжелый характер, тяжелый камень. 11). Твердый металл, твердая рука.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!