Тема: Водные богатства нашего края
Класс: 4
Цель фрагмента урока: формирование представлений учащихся о водоемах нашего края, познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значениями водоемов и их охраной.
Планируемые результаты фрагмента урока:
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; последовательность действий на уроке; планировать свои действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы на основе оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им при работе в паре и группе.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи
Предметные: Формирование представления о водоемах нашего края, знакомство с естественными и искусственными водоемами, со значениями водоемов и их охраной.
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания
Ход урока
1.Мотивационный этап:
-Здравствуйте, ребята. Встаньте пожалуйста…Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анна Александровна. Давайте подарим друг другу улыбку и начнем свою работу. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Наш урок я предлагаю начать с высказывания: «Терпение и труд дивные всходы дают» (уч-ся читает высказывание)
-Как вы понимаете эти слова? Кто еще хотел бы сказать свое мнение?
- на уроке буду оценивать вас я и вы сами.
-Ребята, на столах у вас лежат листы самооценивания, в них вы будете оценивать свои знания, где 5 это справился с работой, 4 были затруднения, 3 не справился.
Проверить готовность к уроку.
2.Постановка учебной задачи:
- Ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Родной край – часть большой страны)
- Что означает слово «край»? (местность, область,) -Кто может сказать точнее?
- Как называется наша область?
- Что вы уже узнали о нашем крае?
-Вот и сегодня нам предстоит узнать что-то новое и интересное о нашем крае
-Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. Как вы думаете, о чем я говорю?
Верно все, о чем вы сказали, а название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в загадке:
Очень добродушная
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу,
Даже камень источу. (Вода)
-А можем ли мы сказать, что вода-это главное богатство?
-Ребята, а вы знаете, почему Землю называют голубой планетой?
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Водные богатства нашего края)
-А все ли вы знаете о водных богатствах нашего края?
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Формулируют цель) Слайд
- Чтобы достичь цели, я предлагаю вам построить план нашего урока. Обратите внимание на слайд, вам нужно выбрать правильный алгоритм плана и назвать неподходящий пункт.
-Проверяем полученные знания
-Изучаем Водные богатства нашего края
-Изучаем грибы
-Закрепляем знания о Водных богатствах нашего края
3. Учебное действие
-Итак, приступим изучению первого пункта плана
-Ребята, каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
-Одинакова ли вода на вкус? (Нет, она бывает пресная и соленая)
-Какая вода в водоемах нашего края?
-Где вода соленая?
-А какие водоемы вы знаете?
-Я предлагаю вам поработать в парах и разделить названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы бывают естественными, т.е. созданные природой и искусственные, т.е. созданные человеком. У вас на столах лежат таблицы, выберите название водоемов и впишите в нужную колонку. ( Естественные: река, озеро, море, океан, ручей; Искусственные: канал, водохранилище, пруд)
-Давайте проверим ваши работы по эталону на слайде
Белгородская область – это одна из областей, которая относится к маловодным регионам РФ.
Ребята, обратите внимание на слайд, прочитайте, какие водоемы расположены на территории нашей области (Реки- Северский Донец, Псел,Оскол, Ворскла, Айдар, Тихая Сосна и т.д.; Озёра- Долгое; Водохранилища-Белгородское, Солдатское, Морквинское, Старооскольское, Корочанское, Ураевское; Пруды- Владимировка, Знаменка, Осколец, Роговое и т.д.)
-Назовите естественные водоемы (Реки- Северский Донец, Псел,Оскол, Ворскла, Айдар, Тихая Сосна и т.д.; Озёра- Долгое;)
-Перечислите искусственные водоемы(Водохранилища-Белгородское, Солдатское, Морквинское, Старооскольское, Корочанское, Ураевское; Пруды- Владимировка, Знаменка, Осколец, Роговое и т.д.)
-Подумайте, чем отличается река от озера?( У озера нет истока и устья. У озера нет течения. Озёр в России огромное количество. свыше двух миллионов)
-Ребята, как называют место, где река берет свое начало? (Исток)
-А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро? (Устье)
-Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, у нее есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.)
— А как мы это узнаем? (Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будут правый берег и правые притоки, а слева — левый берег и левые притоки.)
— Что вы знаете о значении водоемов в жизни людей? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи, хозяйственных нужд. Водоемы — это дом для растений и животных. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.)
— Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 147 (1 абзац)
- Как вы считаете, как взрослые и дети должны охранять водоемы? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Нужно следить за чистотой воды)
-Верно, помните, что водоемы-это наше богатство. В настоящее время на заводах и фабриках строят очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова.
Итак, приступим ко второму пункту плана
-Ребята, у вас на столах лежат карточки, сейчас вы самостоятельно выполните задание. На карточках зачеркните лишнее слово и подчеркните названия тех водоемов, которые есть у нас в крае?
Река море океан озеро гора пруд
-Давайте проверим ваши работы с помощью документ-камеры
- Какое лишнее слово? Почему? ( Лишнее слово гора, потому что это суша, а остальное - вода.)
Оцените себя
4. Действие контроля, самоконтроля
-Выполним третий пункт плана
-Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Для этого вспомните правила работы в группе. Разделитесь на две группы по 3 человека.
-Сейчас мы с вами составим памятки «Правила поведения у водоема». Помните о том, что водоемы- это богатство нашего края. (Составляют памятку)
-Давайте проверим ваши памятки.
-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
5. Действие оценки, самооценки
-Что нового вы узнали на уроке?
-Мы поработали по всем пунктам плана. Проверим, так ли это? Достигли ли мы цель?
-А кто помнит девиз нашего урока? Какие же всходы мы получили?
-Ребята, на берегу водоема выросло дерево успеха. Я предлагаю вам проанализировать свои листы самооценки. Каждый листочек дерева имеет свой определенный цвет. зеленый — если у вас все 5, желтый —если одинаковое количество 4 и 5, красный —если есть 3. Сейчас я предлагаю вам нарядить свое дерево соответствующими листочками.
-Молодцы, с вашими оценками я согласна. …была активна, получает оценку 5. …отвечал полными ответами, получает…
Урок окончен, сегодня все хорошо работали. Молодцы! Сдайте мне пожалуйста свои листы самооценки на проверку