Упражнения для занятий с ребенком ТНР на уроках русского языка
Данилова Арина Андреевна студентка 3 курса
КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель: Виталева Надежда Ивановна
Актуальность: в представленной статье рассматривается работа с детьми, у которых стоит диагноз тяжелые нарушения речи (далее ТНР) на уроках русского языка. Объясняется, почему таким детям нужно давать дополнительные задания и почему стоит начинать это делать, как только такой ребенок пошел в школу.
Ключевые слова: АООП, ТНР.
Введение:
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее часто встречаемой формой речевой патологии у учащихся младших классов. Нарушение письма оказывает негативное влияние на весь процесс обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Кроме того, препятствует эффективности школьной адаптации, понижает мотивацию к получению знаний. Данные нарушения часто вызывают вторичные психические отклонения в формировании личности, влекут за собой трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Теоретическая часть:
В России есть большое количество детей с тяжелыми нарушениями речи.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» [2, с. 55].
Однако не все дети могут познавать мир одинаково.
Ученикам с ТНР свойственно замедление восприятия информации. Работоспособность находится у них на пониженном уровне. Ассоциативные связи между слуховой, зрительной и речевой способностями нарушены. Происходят сложности в организации произвольной деятельности. Так же заметны нарушения мелкой моторики, зрительной и слуховой координации.
Из-за возникших проблем с речью проявляются сложности в понимании и усвоении материала по русскому языку. Вследствие этого возникают затруднения с письмом. При неспособности ребенка к усвоению учебного материала снижается его мотивация к преодолению препятствий. У детей с ТНР понижена самооценка и желание к дальнейшему обучению.
Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранения дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.
В качестве компенсаторных функций у детей с ТНР выступают сенсорные системы:
-тактильные ощущения;
-слух (при условии, что отсутствуют нарушения);
-зрение (если не выявлены проблемы);
-двигательная функция.
Успех по устранению дефектов речи напрямую зависит от состояния перечисленных систем и умения ими пользоваться.
Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:
-добровольное обучение;
-адаптированное содержание учебного материала;
-дополнительные знания;
-темп подачи материала в зависимости от скорости усвоения.
Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.
Речевые нарушения подразделяются на две группы: нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи), нарушения в применении средств общения [1, с.150].
После уроков дети посещают занятия учителя-логопеда. Учитель-логопед при планировании коррекционной работы учитывает программные требования по русскому языку, последовательность и время изучения тех или иных тем.
Всё это обеспечивает тесную двустороннюю связь учителя начальных классов и учителя-логопеда при реализации АООП.
Учитель начальных классов и учитель-логопед применяют разнообразные задания и упражнения для эффективного усвоения программного материала и коррекции нарушений речи.
Примеры упражнений.
Задача ребенка в каждом квадрате найти правильно написанную букву.
В каждой строке найти правильно написанную букву.
Раскрасить картинку. Если в слове ударение падает на первый слог, то красит желтым. Если на второй слог, то серым. А если на третий слог, то черным.
Раскрасить картинку.
Ча - желтый
Ща - черный
Чу - голубой
Щу - зеленый
Жи – красный
Ши - оранжевый
Вывод: как уже было сказано в статье детей с ОВЗ все больше, поэтому возникла необходимость создания инклюзивных классов. В таких классах совместно учатся дети с различными категориями нарушений и дети с нормой, что позволяет им получать равную возможность на образование в массовой общеобразовательной школе.
Чаше всего в таких классах встречаются дети с различными нарушениями речи. Эти дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, из-за которых у них есть проблемы с социальной адаптацией и нуждающихся в специальной коррекции.
Детям с ТНР нужны задания, которые сформулированы четко и кратко. Так же у таких детей нарушена самооценка вследствие чего, можно легко потерять адаптацию в учебном процессе. Задача учителя вовремя заметить проблемы ученика и совместно со специалистами начать их корректировать. Примеры заданий, которые помогут в усвоении программы, представлены в данной статье. Ожидаемые результаты: выравнивание детей с ТНР с детьми нормы к окончанию начальной школы.
Список литературы:
1. защита персональных данных пользователей и сотрудников библиотеки (электронный ресурс) – режим доступа: https://vk.com/doc44021504_235368015?hash=4e222dddc16db96e3b&dl=4aa1c6273cf11ce49c – Лапшин. Основы дефектологии – (дата обращения 1.11.2022)
2. защита персональных данных пользователей и сотрудников библиотеки (электронный ресурс) – режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0214/1_0214-55.shtml - Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – (дата обращения 28.10.2022)