СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для запоминания форм букв, для развития артикуляционного аппарата

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для запоминания форм букв, для развития артикуляционного аппарата»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





ПРОВЕРИЛ

Преподаватель

________/________/

«_» ________2022г.








Сообщение на тему
«Упражнения для запоминания форм букв, для развития артикуляционного аппарата»










Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Максимчук Инна

Преподаватель: Голоскок Г.Н.





Ейск, 2022 г.



Многие люди, которые абсолютно ни какого отношения не имеют к публичным выступлениям, порой им все же приходится исполнять роль конферансье, ведущего или оратора, поэтому для них важно развитие артикуляции и какие на сегодняшний день существуют эффективные упражнения для развития артикуляции.

Предлагаем 10 упражнений, которые помогут не только развить мышцы речевого аппарата, но и существенно улучшить их подвижность. Выполняя упражнения, уделяйте особое внимание тому, что направление нагрузки должно быть определенные группы мышц. Прежде, чем приступить к выполнению, нужно с помощью гимнастики разогреть речевой аппарат. Всего лишь 5-7 минут будет достаточно, но существенно улучшиться качество практики.

Артикуляция – это работа органов речи, когда произносится тот или иной звук. Артикуляционная гимнастика имеет несколько видов:

Гимнастика для щек:

  • Поочередное раздувание и втягивание губ.

  • Перегонка воздуха сначала из щеки в щеку, потом из нижней губы под верхнюю губу.

  • Пытаясь вытолкнуть воздух из ротовой полости, напряжение губ и щек.

  • Размыкание и смыкание губ одновременно с втягиванием щек.

Гимнастика нижней челюсти:

  • Кулаками упереться в нижнюю челюсть и давить на кулаки челюстью.

  • Разные движения нижней челюстью: круговые, назад-вперед, вверх-вниз.

Гимнастика мягкого неба:

  • Имитация полоскания горла.

  • С позевываниями произношение гласных звуков.

  • Зевание с открытым ртом.

Гимнастика губ:

  • Фырканье.

  • С сомкнутыми зубами напряженная улыбка, вытягивание губ трубочкой.

  • Обнажая верхние губы, подтягивание верхней губы, потом обнажая нижние зубы подтягивание нижней губы.

  • С сомкнутыми зубами разные движения: круговые, влево-вправо, вверх-вниз.

Гимнастика языка

  • Круговые движения языком в пространстве между зубами и губами, поочередное задерживание языка под левой и правой щекой.

  • У верхнего неба задерживание языка.

  • Похлопывание губами языка.

  • Пожевывание языка.

  • Попытки достать языком до носа и до подбородка.

  • Вытягивание языка.

  • Складывание языка «трубочкой».

Когда вы закончили артикуляционную гимнастику, убедились в том, что разработаны все речевые аппараты, можно начинать главные упражнения на совершенствование произношения. Упражнения для развития артикуляции

Первое упражнение.

Данное упражнение направлено на разработку кончика языка – его активности и твердости в произношении. Используйте для этого свою фантазию: вообразите, что ваш язык это молоточек. Для развития артикуляции побейте «молоточком» по зубам, повторяя да-да-да. Затем попробуйте произнести буквы «Т» и «Д».

Второе упражнение.

Упражнение на освобождение языка и гортани. Его суть заключается в быстром вдохе через нос и резким выдохом через рот. Выдох нужно сопровождать звуком «фу». Дополнить это упражнение можно укреплением мышц гортани: произнесите буквы «К» и «Г» несколько раз.
Третье упражнение.

Суть заключается в быстрой активации губных мышц. Необходимо надуть щеки и через сжатые губы, резким хлопком сбросить набранный воздух, произнося одновременно буквы «П» и «Б».

Четвертое упражнение.

Цель упражнения развить артикуляцию и отработать навык перед новой фразой набирать воздух. Возьмите любой отрывок из произведения или стихотворения и перед каждой фразой осознанно набирайте воздух. Чтобы выработать привычку, об этом упражнении забывать нельзя. Также следует принять во внимание три момента: бесшумным должно быть дыхание, держать губы немного открытыми перед началом фразы, сразу же закрывать рот по окончанию каждого звука.

Пятое упражнение.

Правильное разделение воздуха способствует развитию артикуляции. При громком произношении, как правило, человеку требуется больше дыхания, а при тихом произношении необходим большой контроль выдоха. Тренируйтесь, произнося фразы громким и тихим голосом, так вы сможете определить, сколько воздуха вам требуется на ту или иную фразу. Данный прием желательно совмещать с предыдущим упражнением.

Шестое упражнение.

Цель упражнения на развитие артикуляции - единым потоком произносить гласные и внутри этого потока четкое произношение согласных. Выберите несколько строк из стихотворения и делайте так: исключите из строк сначала все согласные и произносите ровно, немного протягивая, только гласные. Затем начинайте вставлять в поток гласных быстрые и четкие согласные, постарайтесь, чтоб таким же поток гласных сохранил свою звучность.

Седьмое упражнение.

Данное упражнение улучшает дикцию. Чтобы выполнить его необходимо подобрать для себя несколько скороговорок с разными буквосочетаниями. Дабы развить артикуляцию, оттачивайте четкое произношение. Сначала размеренно и не спеша, потом постепенно увеличивая темп. Контролируйте дикцию, выразительность и внятность, следите за ритмичностью.

Восьмое упражнение.

Это упражнение также улучшает дикцию. Основывается оно на том, что необходимо в конце любого слова резко подчеркивать его окончание. На это нужно обратить особое внимание. Это поможет произносить слова выразительно и четко.

Девятое упражнение.

Выполняя данное упражнение на развитие артикуляции, вы улучшите произношение звуков. Его следует применять для звуков, которые вам наиболее сложно произносить. Откройте словарь, найдите букву, которая у вас вызывает сложности с произношением, и громко читайте все слова, где есть этот звук, вслушивайтесь в него тщательно. Многократные повторения помогут улучшить произношение.

Десятое упражнение.

Это упражнение развивает акустические и тембральные свойства голоса. Оно состоит из развития языка и глотки. Беззвучно произносите буквы «О», «А», «Э» по десять раз при этом раскрывайте полость зева, а не сам рот.

В результате можно выделить несколько основных принципов и составить короткое резюме:

  • В развитие артикуляции главное это сознательный контроль и систематичность занятий.

  • Особую важность имеет работа перед зеркалом.

  • Выполняя упражнения, нужно к себе требовательно относиться, уметь себя слушать (видеть) со стороны

  • Обязательно выполнять многочисленные повторения звуков, которые для вас труднопроизносимые, делать это нужно до тех пор пока не почувствуете при их произношении состояние комфорта.

  • Работе с эмоциональными и мышечными зажимами следует уделять особое внимание.

  • Ускорить процесс поможет просмотр видеоматериалов и прослушивание аудиозаписей людей, которые обладают идеальной артикуляцией.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!