Упражнения для запуска речи у младших дошкольников
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:
Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарат Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
«Лакаем молоко» как кошка.
Звукоподражания с повторами — полезно делать в разных темпах: Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му! Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю! Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан) Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик) Как-кап-кап ! (Треугольник) Бум-бум-бум! (Бубен)
Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-
гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка». Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
Простукивание на бубне простых слов и имен.
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь Прятки игрушек под платочком
ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут
продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).