«Упражнения на автоматизацию звуков с использованием координационной лесенки»
Для детей с ТНР характерна общая моторная недостаточность, разной степени выраженности, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой функцией. Состояние общей моторики влияет на развитие чувства ритма и равновесия, ориентировки в пространстве, способности управлять силовыми и пространственными движениями. Исследователи указывают на взаимосвязь психического и физического развития ребёнка.
Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Многие исследователи отмечали тесную взаимосвязь развития речи и общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
В моей работе одним из методов работы с детьми с ТНР, является использование координационной лестницы
Координационная лестница — это своего рода удобный и компактный тренажер для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости, устойчивости вестибулярных реакций, самоконтроль действий, двигательных представлений, помехоустойчивость. В тоже время это простой и эффективный тренажер, с помощью которого можно тренировать «чувство ритма», межполушарное взаимодействие и мозжечковую стимуляцию, а также решать задачи по развитию речевого дыхания, внимания, воображения, общей моторики. Эта лестница универсальна. Ее можно использовать как с одним ребенком, так и с группой детей, для общего развития и при коррекционной работе, в помещении и на улице.
Упражнения на лестнице обеспечивают более продуктивную работу мышц что и помогает лучше ощутить свое тело
Метод использования координационной лестницы направлен на стимулирование работы правого и левого полушарий мозга, ведь именно взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Задания совмещают моторные и сенсорные функции и направлены на:развитие скоординированной работы обоих полушарий мозга, удержание программы, развитие переключаемости, развитие устойчивого внимания, развитие зрительно-пространственного восприятия, освоение ориентировки в собственном теле. Детям, во время выполнения задания на лестнице, предлагается, произносить изолированный звук, слоги, чистоговорки, потешки, скороговорки, четверостишья и постараться сделать это ритмично. Ребенок выполняет определенные движения по лестнице четко проговаривая отрабатываемый речевой материал заранее подобранный вместе с учителем логопедом, и закрепляет его правильное произношение.
Таким образом, это неразрывный круг: общая моторика-мелкая моторика-речь – мышление развивается интенсивно и разносторонне.
Упражнения на координационной лестнице можно разделить по сложности выполнения: простые движения и движения с усложнениями.
Простые движения – это движения циклического характера, с повторяющимися элементами. Например:
Движения с усложнениями – это движения, которые включают в себя упражнения с дополнительным заданием, предметом.
Комплексы упражнений с использованием координационной лесенки
Оборудование: координационная лестница: общая длина 4,5 м - 10 ячеек, длина ячейки 45 см., ширина 50 см.
Цель:развитие у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей, внимания, ориентировки в пространстве, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.
Ребенок идет пружинящим шагом с продвижением вперед по лестнице. Движения равномерные, спокойные.
Методические указания. Во время выполнения упражнения следить за осанкой ребенка, добиваясь естественных, непринужденных движений и правильного произношения автоматизируемого звука.
Ребенок, продвигаясь вперед по координационной лестнице, подбрасывает мяч вверх и ловит его, при этом проговаривает ритмично текст.
Методические указания. Ребенок должен хорошо владеть мячом. Уметь бросать и ловить его.
Ребенок двигается боковым приставным шагом. Делает шаг в сторону, по ячейкам лестницы, одной ногой, затем приставляет к ней другую ногу.
Методические указания. Следить за тем, чтобы ребенок на каждом шаге четко произносил текст. Шаг должен быть легким. Корпус надо держать прямо, не поворачивая в сторону движения.
Ребенок держит в одной руке кубик. Поднимая ногу, с продвижением вперед, передает кубик в другую руку под коленом. Одновременно проговаривая текст.
Методические указания. Следить за четкостью выполнения движения и правильным произношением поставленного звука.
Ребенок топает правой ногой, с продвижением вперед на одно звено лестницы. Затем левую ногу приставляет к правой ноге, потом правой ногой делает притоп.
Методические указания. Важно обращать внимание ребенка на осанку: руки должны быть на поясе, голова чуть приподнята.
Ребенок выполняет переменный шаг с продвижением вперед.
Методические указания. Следить за правильным выполнением движения и четким проговариваем текста в соответствии с ритмом.
Речевой материал для автоматизации звуков
Звуки С, Сь
Я — большой усатый сом.
Пью я соки перед сном.
Жаль, что соли в речке нет
Супбез соли ем в обед!
Соня спит и видит сон:
Сук с огромным сундуком!
Кто залез на этот сук
И повесил там сундук?
Сотня сосен — сто стволов,
Светлых сказочных столбов!
И стоит на тех стволах
Царство света в облаках!
-Что, лисичка, загрустила? —
У лисички я спросила.
— Я б гусятник навестила
У гусяток погостила...
Днём осенним, в воскресенье
Сеня носит сено в сени.
Что ты носишь сено, Сеня?
Не для сена воскресенье!
Звук Ц
Вот лошадки — ЦОК-ЦОК-ЦОК!
Возят деткам СОК-СОК-СОК!
Звуки Ш,Ж
Шла мышиная машина,
Шла до станции «Мешок».
Вышли мыши из машины —
Встретил мышек наш Пушок!..
Насмешил нас пастушок —
Сочинил смешной стишок!
Над ромашкой
Шмель жужжит...
Маша, кажется,
Дрожит...
Раз шажок, два шажок,
Левый, правый сапожок.
Я учу Алешку
Топать понемножку.
Жу-жу-жу-жу-жу-жу- в зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа-жа-жа-жа- испугалтись мы моржа.
Жу-жу-жу-жу-жу-жу- ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи- жи-жи-жи- очень мирные моржи.
Ши-ши-ши-ши-ши-ши что-то щепчут камыши
Ше-ше-ше- ше-ше-ше-это утка в камыше
Ша-ша-ша-ша- ша-ша-выходи из камыша
Звуки Ч,Щ
Чёрный грач — чудесный врач,
Паучок — чудесный ткач!
А кузнечик? А кузнечик —
Замечательный скрипач!
Рисовали дочки
Веточки, листочки,
Уточку и речку,
Кошечку и печку!
Бык увидел кабачок.
Кабачки любил бычок!
Бык обнюхал кабачок,
Облизал его бочок!
Чу-чу-чу-чу-чу-чу- посадили алычу
Ча-ча-ча- ча-ча-ча- вот поспела алыча
Чу-чу-чу- чу-чу-чу -собираем алычу
Ча-ча-ча- ча-ча-ча-всем полезна алыча
Звуки Л,ЛЬ
Балалаечка играла —
Алла пела и плясала.
Балалайка замолчала —
Плачет Алла: «Мало! Мало!»
Лада в ладушки играла,
Лана платье полоскала,
Я оладушки жевала,
Лайка молоко лакала!
Лайка выла и скулила —
Лада лапку ей лечила.
Лайка весело скакала —
Лапка лайки заживала!
Лисоньки лисят лечили —
Чай с малиной им налили!
Лишь малинки полизали —
Веселей лисята стали!
Дили-дили, дили-дили! —
Нас будильники будили...
Дили-дили, дили-дили! —
Деткам песню заводили:
«Динь-день, динь-день,
Будет, дети, дивный день!»
Звуки Л,Р, Ль,Рь
Налетел пчелиный РОЙ!..
Нелегка медведя РОЛЬ
Рада, рада детвора:
В небе радуга с утра!
Всеми красками играет!
Здравствуй, радуга! Ура!
Шёл сурок на урок,
Нёс в коробочке пирог...
Съест сурок свой пирог,
Как закончится урок!
Редьку, репку, огурец
Ест для крепости борец!
Канарейка ест варенье.
Говорит, для оперенья...
Раку рак на день рожденья
Подарил стихотворенье,
Приготовил рак сюрприз —
Перламутровый сервиз!
Пирамидки и матрёшки,
Погремушки, поварёшки,
И конструктор, и зверюшки...
Зря разбросаны игрушки!
Крыса в норке
Грызла корки!
В парке Мурка
Грела шкурку!
Грузовик развозит фрукты,
Сыр и прочие продукты,
А фургон для зоопарков
Возит тигров и гепардов!
Мурзик в погреб пробирался...
Мурзик-Мурзик! Зря старался!
Мурка первая прокралась,
С простоквашей разобралась...
Медсестра стоит С УКОЛОМ,
Медсестра глядит С УКОРОМ:
- Ну скорей ложись, ЛУКА!
Устаёт уже РУКА!
- ЮРА, ЮРА, где ЮЛА?
Я ж тебе её дала!
На уроке ЛЕПКИ
Мы лепили РЕПКИ!
Открывай скорей ГЛАЗА:
Кончилась давно ГРОЗА!
Городок дождём ПОЛИТ,
В небе ласточка ПАРИТ!
10