Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие моторики рук у детей с ОВЗ с расстройством аутического спектра и множественными нарушениями.»
Коррекция и развитие мелкой моторики рук
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС у обучающихся с расстройством аутического спектра (РАС) и множественными нарушениями является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь - мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, лен ты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи -ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, самостоятельно.
Физические упражнения для коррекции и развития
мелкой моторики рук обучающихся с РАС (и множественными нарушениями)
№ пп | Упражнения | Коррекционная направленность |
1. | С малыми мячами (резиновый, теннисный и др.) а) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую. б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя. в) Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя. г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета | Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения Концентрация внимания, дифференцировка усилий во времени и пространстве |
2. | а) Удары мяча об пол и ловля его двумя руками. б) То же, но ловля правой (левой) ру кой | Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты от скока мяча от силы и на правления удара, ориентировка в пространстве |
3. | Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя. | Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления |
4. | а) Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках. | Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения |
5. | а) Поочередные удары разными мячами об пол и ловля двумя (мячи каучуковый, резиновый, теннисный). б) Удары разными мячами о стену. в) Броски мяча в цель с близкого расстояния | Дифференцировка тактильных ощущений, дифференцировка двигательных реакций в ответ на разные раздражители, точность движений, соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания |
6. | Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 2 м. Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу | Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества |
7. | То же, но в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз | Дифференцировка тактильных ощущений, сопоставление усилия и пространства, способность зрения различать расстояние, скоростно-силовые качества |