ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза
(простые и сложные формы)
Занятие № 1
«Сыщики» № 2
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки, слова.
Описание: логопедом произносятся слоги и слова со звуком [х] и без него, а дети должны хлопать в ладоши только тогда, когда услышат слог, слово со звуком [х]. Затем детям предъявляются картинки; они их называют и определяют наличие / отсутствие звука [х] в названии.
Инструкция: «Послушайте слоги / слова и хлопните тогда, когда услышите слог / слово со звуком [х]. Рассмотрите и назовите картинку; скажите: «Есть ли в названии картинки звук [х]?»
«Отыщи местечко» № 1
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование: слова.
Описание: детям предлагается послушать слова и назвать первый звук в слове.
Инструкция: «Послушайте слова и назовите первый звук».
б) Оборудование: слоги.
Описание: детям предлагается прослушать слоги и хлопнуть только тогда, когда они услышат слог со звуком [п]. Сказать, в начале или в конце слога они слышат звук [п].
Инструкция: «Прослушайте слоги и хлопните только тогда, когда услышите слог со звуком [п]. Скажите, в начале или в конце слога слышите звук [п]».
в) Оборудование: слова.
Описание: детям предлагается послушать слово и назвать первый звук.
Инструкция: «Послушайте слово и назовите первый звук».
г) Оборудование: схемы, фишки, слова.
Описание: детям предлагается послушать слова и определить место гласного в слове. Показать это на схеме.
Инструкция: «Послушайте слова и определите место гласного в слове; положите фишку на нужное место в схеме».
Занятие № 2
«Разведчики»
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование: слоги, слова.
Описание: детям предлагается послушать слова и назвать последний согласный,
Инструкция: «Послушайте слова и назовите последний согласный».
б) Оборудование: сюжетные картинки.
Описание: детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки и назвать предметы со звуком [м]; объединить предметы в группы по какому-либо признаку; назвать их одним словом.
Инструкция: «Рассмотрите картинку и назовите предметы со звуком [м]; объедините предметы в группы и назовите их одним словом».
«Отыщи местечко» № 2
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование: предметные картинки, схемы, фишки по количеству учащихся.
Описание: детям предлагается рассмотреть предметные картинки; выделить гласные звуки в их названии и определить место гласного звука, положив фишку в определенное место на схеме.
Инструкция: «Рассмотрите картинки, выделите гласные звуки в названии и определите место гласных звуков, положив фишки в нужные квадратики на схемах».
б) Оборудование: предметные картинки.
Описание: детям предлагается рассмотреть предметные картинки и назвать их. Затем в первый ряд положить картинки, в названии которых звук [м] в начале слова; во второй ряд положить картинки, в названии которых звук [м] в середине слова
Инструкция: «Рассмотрите картинки и на-i зовите их. В первый ряд положите картинки, I в названии которых звук [м] в начале слова. Назовите картинки. Во второй ряд - картинки, в названии которых [м] в середине слова. Назовите картинки».
Занятие № 3
«Назови слово»
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Описание: детям предлагается назвать
животных, овощи, фрукты, растения, посуду, игрушки, в названии которых есть заданный звук.
Инструкция: «Назовите животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть звук [м]».
б) Описание: детям предлагается вспомнить слова, которые начинаются на звуки [а], [о], [у].
Инструкция: «Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звуков [а], [о], [у]».
в) Оборудование: предметные картинки, буквы из разрезной азбуки.
Описание: детям предлагается назвать картинки, выделить согласные звуки в начале слов; соединить необходимые буквы с картинками.
Инструкция: «Рассмотрите и назовите картинки; выделите согласные звуки в начале слов; соедините необходимые буквы с картинками».
г) Оборудование: предметные картинки.
Описание: детям предлагается рассмотреть и назвать картинки; объединить картинки в группы и назвать их одним словом; назвать последние звуки слов.
Инструкция: «Рассмотрите и назовите картинки; объедините картинки в группы и назовите одним словом; назовите последние звуки слов».
д) Оборудование: предметные картинки.
Описание: детям предлагается рассмотреть картинки и сказать, что продается в магазине; назвать гласные звуки в словах и определить их место (начало, середина, конец). Затем сказать, что бабушка купила внуку. Ответить, на каком месте звук [л] в слове «стул» и звук [т] в слове «танк».
Инструкция: «Рассмотрите картинки и скажите, что продается в магазине. Назовите гласные звуки в названии картинок и определите их место (начало, середина, конец). Скажите, что купила бабушка внуку? Ответьте, на каком месте звук [л] в слове «стул» и звук [т] в слове «танк»».
Занятие № 4
«Шифровка»
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование: индивидуальные тетради, ручки, слова.
Описание: детям предлагается послушать слова и, если в слове есть звук [м], записать букву «м». Если в слове нет звука – поставить черточку; сосчитать количество записанных букв.
Инструкция: «Послушайте слова и, если в слове есть звук [м], - пишите букву «м». Если в слове нет звука [м], - ставьте черточку; сосчитайте количество записанных букв».
б) Оборудование: предметные картинки и наборы букв по количеству учащихся.
Описание: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть карточкой с изображением той буквы, с которой начинается слово.
Инструкция: «Внимательно рассмотрите картинку и закройте ее той буквой, с которой начинается название картинки».
в) Оборудование: три предметные картинки, фланелеграф.
Описание: детям предлагается рассмотреть картинки, назвать их; выделить первые звуки в их названии и составить из них новое слово.
Инструкция: «Рассмотрите картинки, назовите их, выделите первые звуки в их названии; составьте из них слово. Произнесите его вслух».
г) Оборудование: предметные картинки, фишки.
Описание: детям предлагается рассмотреть картинки и положить фишки только под те из них, названия которых заканчиваются на звук [н].
Инструкция: «Рассмотрите картинки и положите фишки только под те из них, названия которых заканчиваются на звук [н]».
«Отыщите подарки»
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование: предметные картинки.
Описание: детям предлагается отыскать «подарки», в названии которых звук [у] находится в середине слова. Сказать, чего не стало.
Инструкция: «Отыщите и назовите только те «подарки», в названии которых звук [у] находится в середине слова. Скажите, чего не стало»
б) Оборудование: доска, предметные картинки, слова, схемы.
Описание: детям предлагается прочитать слова, записанные слева на доске (звук [н] в начале, середине, конце слова), и соединить стрелкой с соответствующей схемой, записанной справа на доске. Затем задание усложняется, и ребенок, не называя картинки, которые предъявляются ему, прикрепляет их к нужной схеме.
Инструкция: «Прочтите слова, записанные слева на доске, и соедините их стрелкой с подходящей схемой, изображенной справа на доске. Рассмотрите картинки и прикрепите их к соответствующей схеме».
Занятие № 5
«Подбери слово» № 1
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки, предложения.
Описание: детям предлагается послушать предложения и рассмотреть картинки; выбрать из ряда картинок только картинку со звуком [л], назвать ее и произнести предложение целиком.
Инструкция: «Послушайте предложение и рассмотрите картинки; выберите картинку со звуком [л], назовите ее, дополните предложение и произнесите его целиком».
«Шифровка» № 2
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование: тетради, ручки, слова.
Описание: детей призывают послушать слова и записать только ту букву, с которой начинается слово.
Инструкция: «Послушайте слова, запишите только ту букву, с которой начинается слово».
б) Оборудование: фланелеграф, предметные картинки, тетради, ручки.
Описание: детям предлагается рассмотреть и назвать картинки; определить первые звуки в их названии и составить слово; слово записать в тетрадь.
Инструкция: «Посмотрите на картинку назовите их, и из первых звуков в названии картинок составьте новое слово, слово пишите в тетрадь».
в) Описание: детям предлагается вспомнить названия игрушек, фруктов, овощей, которые заканчиваются на звук [н].
Инструкция: «Вспомните названия игрушек, фруктов, овощей, которые заканчиваются на звук [н], произнесите их вслух».
«Разложи товар по витринам»
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки, два альбомных листа («витрины»)
Описание: детям предлагается «разложить товар по витринам». В первую «витрину» положить картинки, в название которых звук [о] в начале слова, во вторую - звук [о] в середине слова. Перечислить, чего не стало.
Инструкция: «Разложите товар по «витринам». В первую «витрину» положите картинки, в названии которых звук [о] в начала-слова, во вторую - картинки, в названии которых звук [о] в середине слова. Перечислите, чего не стало».
б) Оборудование: наборы цифр (1,2,3) по количеству учеников, слова.
Описание: детям предлагается послушать слова и поднять соответствующую цифру (1,2,3), когда они услышат слова cо звуком [м] в начале, середине, конце слова;
Инструкция: «Прослушайте слово, определите место звука [м] в слове; поднимите соответствующую цифру (1, 2, 3); определите место звука [б] и поднимите цифры «1» или «2».
Занятие № 6
«Сыщики» № 5
Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.
а) Оборудование: сюжетная картинка.
Описание: детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку и отыскать предметы, в названии которых есть звук [л]; назвать их и устно составить с ними предложения.
Инструкция: «Рассмотрите картинку, найдите на ней предметы, в названии которых есть звук [л]; назовите их и устно составьте с ними предложения».
б) Оборудование: предметные картинки, наборы букв.
Описание: детям предлагается рассмотреть предметные картинки, выбрать буквы, которые соответствуют первым звукам в названии картинок, и положить их на картинку.
Инструкция: «Рассмотрите картинки и, не называя их, выберите буквы, которые соответствуют первым звукам в названии картинок; положите буквы на картинки».
в) Оборудование: предметные картинки.
Описание: детям предлагается рассмотреть предметные картинки, выделить первые звуки в их названии и составить из них слово.
Инструкция: «Рассмотрите картинки, выделите первые звуки в их названии и составьте из них слово. Слово назовите».
г) Оборудование: коробка, предметные картинки со звуком [л] и без него.
Описание: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать только картинки со звуком [л] перед коробкой, справа от коробки, сзади коробки, под коробкой.
Инструкция: «Рассмотрите и назовите картинки, в названии которых есть звук [л], перед коробкой, справа от коробки, сзади коробки, под коробкой».
«Дом звуков» 2 - «придумай слово»
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: изображение домика (4 окошка), цветные фишки, слова: «сова», «брось», «сено».
Описание: детям предлагается подобрать слова к каждому этажу дома (слова более сложной звуковой структуры).
Инструкция: «Рассмотрите домик с фишками. Скажите: «На каком этаже могут «поселиться» слова «сова», «брось», «сено»?»
б) Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Описание: детям предлагается подобрать слово к заданной схеме: первый звук- согласный, второй звук - ударный гласный, третий - согласный, четвертый - согласный.
Инструкция: «Подберите слово к схеме, записанной на доске».
Занятие № 20
«Буквы и звуки» № 3
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Описание: детям предлагается подобрать слова, в которых букв больше, чем звуков; назвать количество слогов, букв и звуков; охарактеризовать звуки.
Инструкция: «Подберите слова, в которых букв больше, чем звуков, назовите количество слогов, букв и звуков; охарактеризуйте звуки».
«Дом звуков» № 3 - «Подбери слово к схеме»
Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: домик с пятью окошками, цветные фишки, слова: «столы», «ремень», «дождь».
Описание: детям предлагается подобрать слова к каждому этажу дома.
Инструкция: «Рассмотрите домик с фишками. Скажите, на каком этаже могут «поселиться» слова «столы», «ремень», «дождь»?»
б) Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Описание: детям предлагается подобрать слово к схеме: первый звук - твердый согласный, второй звук - ударный гласный, третий - твердый согласный, четвертый -твердый согласный, пятый - гласный.
Инструкция: «Подберите слово к схеме (схема)».
в) Цель: развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Оборудование: доска, фишки.
Описание: предлагается придумать слово по схеме: первый звук - мягкий согласный; второй - ударный гласный; третий - мягкий согласный; назвать ударную гласную.
Инструкция: «Подберите слово к схеме, назовите ударный гласный».