СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза у обучающихся начального уровня образования

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение  качества  пиьменной  речи  через выполнение  данных  упражнений и,  как  следствие  улучшение  успеваемости  по  основным  предметам.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза у обучающихся начального уровня образования»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Упражнения, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза

(простые и сложные формы)

Занятие № 1

«Сыщики» № 2

Цель: развитие простых форм фонемати­ческого анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки, слова.

Описание: логопедом произносятся сло­ги и слова со звуком [х] и без него, а дети должны хлопать в ладоши только тогда, ко­гда услышат слог, слово со звуком [х]. За­тем детям предъявляются картинки; они их называют и определяют наличие / отсутст­вие звука [х] в названии.

Инструкция: «Послушайте слоги / слова и хлопните тогда, когда услышите слог / сло­во со звуком [х]. Рассмотрите и назовите картинку; скажите: «Есть ли в названии кар­тинки звук [х]?»

«Отыщи местечко» № 1

Цель: развитие простых форм фонемати­ческого анализа и синтеза.

а) Оборудование: слова.

Описание: детям предлагается послу­шать слова и назвать первый звук в слове.

Инструкция: «Послушайте слова и назо­вите первый звук».

б) Оборудование: слоги.

Описание: детям предлагается прослу­шать слоги и хлопнуть только тогда, когда они услышат слог со звуком [п]. Сказать, в начале или в конце слога они слышат звук [п].

Инструкция: «Прослушайте слоги и хлоп­ните только тогда, когда услышите слог со звуком [п]. Скажите, в начале или в конце слога слышите звук [п]».

в) Оборудование: слова.
Описание: детям предлагается послушать слово и назвать первый звук.

Инструкция: «Послушайте слово и назовите первый звук».

г) Оборудование: схемы, фишки, слова.
Описание: детям предлагается послушать слова и определить место гласного в слове. Показать это на схеме.

Инструкция: «Послушайте слова и определите место гласного в слове; положите фишку на нужное место в схеме».

Занятие № 2

«Разведчики»

Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.

а) Оборудование: слоги, слова.
Описание: детям предлагается послу­шать слова и назвать последний согласный,

Инструкция: «Послушайте слова и назо­вите последний согласный».

б) Оборудование: сюжетные картинки.

Описание: детям предлагается рассмот­реть сюжетные картинки и назвать предме­ты со звуком [м]; объединить предметы в группы по какому-либо признаку; назвать их одним словом.

Инструкция: «Рассмотрите картинку и на­зовите предметы со звуком [м]; объедини­те предметы в группы и назовите их одним словом».

«Отыщи местечко» № 2

Цель: развитие простых форм фонемати­ческого анализа и синтеза.

а) Оборудование: предметные картинки, схемы, фишки по количеству учащихся.

Описание: детям предлагается рассмот­реть предметные картинки; выделить глас­ные звуки в их названии и определить место гласного звука, положив фишку в опреде­ленное место на схеме.

Инструкция: «Рассмотрите картинки, вы­делите гласные звуки в названии и опреде­лите место гласных звуков, положив фишки в нужные квадратики на схемах».

б) Оборудование: предметные картинки.

Описание: детям предлагается рас­смотреть предметные картинки и назвать их. Затем в первый ряд положить картин­ки, в названии которых звук [м] в начале слова; во второй ряд положить картинки, в названии которых звук [м] в середине слова

Инструкция: «Рассмотрите картинки и на-i зовите их. В первый ряд положите картинки, I в названии которых звук [м] в начале слова. Назовите картинки. Во второй ряд - картин­ки, в названии которых [м] в середине слова. Назовите картинки».

Занятие № 3

«Назови слово»

Цель: развитие простых форм фонемати­ческого анализа и синтеза.

а) Описание: детям предлагается назвать
животных, овощи, фрукты, растения, посу­ду, игрушки, в названии которых есть задан­ный звук.

Инструкция: «Назовите животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в на­звании которых есть звук [м]».

б) Описание: детям предлагается вспом­нить слова, которые начинаются на звуки [а], [о], [у].

Инструкция: «Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звуков [а], [о], [у]».

в) Оборудование: предметные картинки, буквы из разрезной азбуки.

Описание: детям предлагается назвать картинки, выделить согласные звуки в на­чале слов; соединить необходимые буквы с картинками.

Инструкция: «Рассмотрите и назовите картинки; выделите согласные звуки в на­чале слов; соедините необходимые буквы с картинками».

г) Оборудование: предметные картинки.

Описание: детям предлагается рассмот­реть и назвать картинки; объединить кар­тинки в группы и назвать их одним словом; назвать последние звуки слов.

Инструкция: «Рассмотрите и назовите картинки; объедините картинки в группы и назовите одним словом; назовите послед­ние звуки слов».

д) Оборудование: предметные картинки.

Описание: детям предлагается рассмот­реть картинки и сказать, что продается в магазине; назвать гласные звуки в словах и определить их место (начало, середина, конец). Затем сказать, что бабушка купила внуку. Ответить, на каком месте звук [л] в слове «стул» и звук [т] в слове «танк».

Инструкция: «Рассмотрите картинки и скажите, что продается в магазине. Назо­вите гласные звуки в названии картинок и определите их место (начало, середина, конец). Скажите, что купила бабушка внуку? Ответьте, на каком месте звук [л] в слове «стул» и звук [т] в слове «танк»».

Занятие № 4

«Шифровка»

Цель: развитие простых форм фонемати­ческого анализа и синтеза.

а) Оборудование: индивидуальные тетради, ручки, слова.

Описание: детям предлагается послу­шать слова и, если в слове есть звук [м], записать букву «м». Если в слове нет звука – поставить черточку; сосчитать количество записанных букв.

Инструкция: «Послушайте слова и, если в слове есть звук [м], - пишите букву «м». Если в слове нет звука [м], - ставьте черточку; со­считайте количество записанных букв».

б) Оборудование: предметные картинки и наборы букв по количеству учащихся.

Описание: детям предлагается рассмот­реть картинки и закрыть карточкой с изо­бражением той буквы, с которой начинается слово.

Инструкция: «Внимательно рассмотрите картинку и закройте ее той буквой, с кото­рой начинается название картинки».

в) Оборудование: три предметные кар­тинки, фланелеграф.

Описание: детям предлагается рассмот­реть картинки, назвать их; выделить первые звуки в их названии и составить из них но­вое слово.

Инструкция: «Рассмотрите картинки, на­зовите их, выделите первые звуки в их на­звании; составьте из них слово. Произнеси­те его вслух».

г) Оборудование: предметные картинки, фишки.

Описание: детям предлагается рассмот­реть картинки и положить фишки только под те из них, названия которых заканчиваются на звук [н].

Инструкция: «Рассмотрите картинки и по­ложите фишки только под те из них, назва­ния которых заканчиваются на звук [н]».

«Отыщите подарки»

Цель: развитие простых форм фонемати­ческого анализа и синтеза.

а) Оборудование: предметные картинки.

Описание: детям предлагается отыскать «подарки», в названии которых звук [у] находится в середине слова. Сказать, чего не стало.

Инструкция: «Отыщите и назовите толь­ко те «подарки», в названии которых звук [у] находится в середине слова. Скажите, чего не стало»

б) Оборудование: доска, предметные картинки, слова, схемы.

Описание: детям предлагается прочи­тать слова, записанные слева на доске (звук [н] в начале, середине, конце сло­ва), и соединить стрелкой с соответст­вующей схемой, записанной справа на доске. Затем задание усложняется, и ребенок, не называя картинки, которые предъявляются ему, прикрепляет их к нужной схеме.

Инструкция: «Прочтите слова, записан­ные слева на доске, и соедините их стрел­кой с подходящей схемой, изображенной справа на доске. Рассмотрите картинки и прикрепите их к соответствующей схеме».

Занятие № 5

«Подбери слово» № 1

Цель: развитие простых форм фонемати­ческого анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки, предложения.

Описание: детям предлагается послу­шать предложения и рассмотреть картинки; выбрать из ряда картинок только картинку со звуком [л], назвать ее и произнести пред­ложение целиком.

Инструкция: «Послушайте предложение и рассмотрите картинки; выберите картинку со звуком [л], назовите ее, дополните пред­ложение и произнесите его целиком».

«Шифровка» № 2

Цель: развитие простых форм фонемати­ческого анализа и синтеза.

а) Оборудование: тетради, ручки, слова.
Описание: детей призывают послушать слова и записать только ту букву, с которой начинается слово.

Инструкция: «Послушайте слова, запи­шите только ту букву, с которой начинается слово».

б) Оборудование: фланелеграф, пред­метные картинки, тетради, ручки.

Описание: детям предлагается рассмот­реть и назвать картинки; определить первые звуки в их названии и составить слово; сло­во записать в тетрадь.

Инструкция: «Посмотрите на картинку назовите их, и из первых звуков в названии картинок составьте новое слово, слово пишите в тетрадь».

в) Описание: детям предлагается вспомнить названия игрушек, фруктов, овощей, которые заканчиваются на звук [н].

Инструкция: «Вспомните названия игрушек, фруктов, овощей, которые заканчиваются на звук [н], произнесите их вслух».

«Разложи товар по витринам»

Цель: развитие простых форм фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки, два альбомных листа («витрины»)

Описание: детям предлагается «разложить товар по витринам». В первую «витрину» положить картинки, в название которых звук [о] в начале слова, во вторую - звук [о] в середине слова. Перечислить, чего не стало.

Инструкция: «Разложите товар по «витринам». В первую «витрину» положите картинки, в названии которых звук [о] в начала-слова, во вторую - картинки, в названии которых звук [о] в середине слова. Перечислите, чего не стало».

б) Оборудование: наборы цифр (1,2,3) по количеству учеников, слова.

Описание: детям предлагается послушать слова и поднять соответствующую цифру (1,2,3), когда они услышат слова cо звуком [м] в начале, середине, конце слова;

Инструкция: «Прослушайте слово, определите место звука [м] в слове; поднимите соответствующую цифру (1, 2, 3); опреде­лите место звука [б] и поднимите цифры «1» или «2».

Занятие № 6

«Сыщики» № 5

Цель: развитие простых форм фонемати­ческого анализа и синтеза.

а) Оборудование: сюжетная картинка.
Описание: детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку и отыскать предме­ты, в названии которых есть звук [л]; назвать их и устно составить с ними предложения.

Инструкция: «Рассмотрите картинку, най­дите на ней предметы, в названии которых есть звук [л]; назовите их и устно составьте с ними предложения».

б) Оборудование: предметные картинки, наборы букв.

Описание: детям предлагается рас­смотреть предметные картинки, выбрать буквы, которые соответствуют первым звукам в названии картинок, и положить их на картинку.

Инструкция: «Рассмотрите картинки и, не называя их, выберите буквы, которые соот­ветствуют первым звукам в названии карти­нок; положите буквы на картинки».

в) Оборудование: предметные картинки.

Описание: детям предлагается рассмот­реть предметные картинки, выделить пер­вые звуки в их названии и составить из них слово.

Инструкция: «Рассмотрите картинки, выделите первые звуки в их названии и со­ставьте из них слово. Слово назовите».

г) Оборудование: коробка, предметные картинки со звуком [л] и без него.

Описание: детям предлагается рассмот­реть картинки и назвать только картинки со звуком [л] перед коробкой, справа от короб­ки, сзади коробки, под коробкой.

Инструкция: «Рассмотрите и назовите картинки, в названии которых есть звук [л], перед коробкой, справа от коробки, сзади коробки, под коробкой».



«Дом звуков» 2 «придумай слово»

Цель: развитие сложных форм фонема­тического анализа и синтеза.

Оборудование: изображение домика (4 окошка), цветные фишки, слова: «сова», «брось», «сено».

Описание: детям предлагается подоб­рать слова к каждому этажу дома (слова бо­лее сложной звуковой структуры).

Инструкция: «Рассмотрите домик с фиш­ками. Скажите: «На каком этаже могут «по­селиться» слова «сова», «брось», «сено»?»

б) Цель: развитие сложных форм фоне­матического анализа и синтеза.

Описание: детям предлагается подобрать слово к заданной схеме: первый звук- со­гласный, второй звук - ударный гласный, тре­тий - согласный, четвертый - согласный.

Инструкция: «Подберите слово к схеме, записанной на доске».

Занятие № 20

«Буквы и звуки» № 3

Цель: развитие сложных форм фонема­тического анализа и синтеза.

Описание: детям предлагается подобрать слова, в которых букв больше, чем звуков; назвать количество слогов, букв и звуков; охарактеризовать звуки.

Инструкция: «Подберите слова, в которых букв больше, чем звуков, назовите количе­ство слогов, букв и звуков; охарактеризуйте звуки».

«Дом звуков» № 3 «Подбери слово к схеме»

Цель: развитие сложных форм фонема­тического анализа и синтеза.

Оборудование: домик с пятью окошками, цветные фишки, слова: «столы», «ремень», «дождь».

Описание: детям предлагается подоб­рать слова к каждому этажу дома.

Инструкция: «Рассмотрите домик с фишками. Скажите, на каком этаже могут «поселиться» слова «столы», «ремень», «дождь»?»

б) Цель: развитие сложных форм фоне­матического анализа и синтеза.

Описание: детям предлагается подоб­рать слово к схеме: первый звук - твердый согласный, второй звук - ударный гласный, третий - твердый согласный, четвертый -твердый согласный, пятый - гласный.

Инструкция: «Подберите слово к схеме (схема)».

в) Цель: развитие сложных форм фоне­матического анализа и синтеза.

Оборудование: доска, фишки.

Описание: предлагается придумать слово по схеме: первый звук - мягкий со­гласный; второй - ударный гласный; тре­тий - мягкий согласный; назвать ударную гласную.

Инструкция: «Подберите слово к схеме, назовите ударный гласный».












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!