"Упражнения с обучающимися по профилактике суицидального поведения"
1.Упражнение «Рыба для размышления»
В основе упражнения лежит методика «Неоконченные предложения». Заранее заготовленные листки с неоконченными предложениями сворачиваются и убираются в коробку, которая ставится в центр круга.
Инструкция педагога-психолога: Сейчас каждый из вас по очереди будет ловить «рыбу», доставая из коробки листок бумаги, на котором записано предложение. Предложение не закончено. Задача — вслух зачитать написанное, завершая его своими собственными словами.
Материал к упражнению
•Мой самый большой страх — это…
•Когда другие унижают меня, я…
•Я не доверяю людям, которые…
•Я сержусь, когда кто-то…
•Я в самом деле очень не люблю в себе…
•Я хотел бы, чтобы мои родители знали…
• Я хотел бы, чтобы та (тот), на ком я женюсь (за кого выйду замуж), была (был)…
• Главная причина, по которой мне нравится быть в этой группе, — это…
• Когда другие люди ведут себя по отношению ко мне, как мои родители, я…
• Мое самое неприятное детское переживание…
• В моей семье все могло бы быть лучше, если бы…
• Мое самое страшное воспоминание…
• В собственном характере мне больше всего нравится…
• Мне не удалось…
• Я — лучший, когда…
• Я ненавижу…
• Я тайно…
• Самое лучшее, что могло бы произойти со мной, — это…
• Самое лучшее, что могло бы произойти в моей семье, — это…
• Труднее всего мне…
• Когда я настаиваю на своем, люди…
• Если бы я мог изменить в себе что-то одно, я бы…
• В людях мне больше всего нравится…, потому что…
После ответа каждого участника проходит обсуждение. Длительность определяет педагог-психолог, он же дает сигнал о переходе очереди к следующему «рыболову».
2. Упражнение «Я ценю себя за то…»
Инструкция. Участники сидят по кругу. Начинает упражнение педагог-психолог. Произнося «Я ценю себя за то…», он называет какое-либо из своих качеств, наматывает на палец нитку и перекидывает клубок другому участнику. Тот, в свою очередь, говорит, за что ценит себя, наматывает нитку и перекидывает клубок следующему. Последний участник перекидывает клубок педагогу-психологу. Таким образом, все присутствующие оказываются соединенными между собой. Далее требуется смотать клубок. Перекидывая его в обратную сторону тому, от кого он пришел, участник говорит, за что он ценит этого человека.
3. Упражнение «Ладошки удачи»
Инструкция. Обвести контур своей ладони и поставить свою подпись. Задача — написать на каждой ладони добрые слова пожеланий, признаний, поддержки.
4. Упражнение «Я тебя помню»
Инструкция. Участники сидят по кругу. Первый участник называет свое имя. Второй — повторяет его имя, затем называет свое. Третий — называет имя первого, второго, затем свое, и т. д.
5. Упражнение «Нарисуй свое настроение»
Упражнение позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас», выразив его в образной форме.
Инструкция педагога-психолога: Прислушайтесь к себе… Как выглядит сейчас ваше настроение? Какого оно цвета? На какую погоду (музыку, цветок, животное) оно похоже? Нарисуйте то, что вы представили…
Вопросы для обсуждения:
1) У кого какое настроение?
2) С чем связано то или иное настроение?
3) Как его можно улучшить?
В конце проанализировать, как менялось настроение во время занятия и каким оно стало.