СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены примеры различных пальчиковых игр и упражнений

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития мелкой моторики рук»

1.Дом и ворота

На поляне дом стоит,

(Пальцы обеих рук делают "крышу".)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".)

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются.)

В этот домик приглашаем.

"Крыша".



2. Индюк



Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

(Пальчики обеих рук "идут" по столу.)



3.Новые кроссовки



Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

(Загибать пальчики, начиная с большого.)

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

("Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)



4.Гости



Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

(Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.)



5.Кто приехал?



Кто приехал? Мы, мы, мы.

(Хлопать кончиками пальцев.)

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

(Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

(Большие и средние пальцы.)

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

(Большие и безымянные пальцы.)

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

(Большие пальцы и мизинцы.)



6.Раз, два, три, четыре, пять



Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопки на счет.)

Вышел пальчик погулять.

(Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.)

Только вышел из ворот -

Глядь, другой к нему идет.

(Присоединяется средний палец.)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

(Затем - безымянный.)

Вместе встанем в хоровод -

Вот.

(Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.)



7.Строим дом



Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.)

Молоточки стучат,

(Стучать кулаком о кулак.)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(Пальцы соединить, показать "крышу".)

Вот какой хороший дом,

(Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживем.

(Вращать кисти рук.)



8. Цветок



Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)



9. Засолка капусты



Мы капусту рубим,

(Движения прямыми кистями вверх-вниз.)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Имитировать посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Сжимать и разжимать пальцы.)



10. Семья



Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья.

Хлопать в ладоши.



11. Дождик капает



Дождик капает,

Дождик капает.

Кап -кап-кап.

Кап-кап-кап.

Пальчики обеих рук постукивают по столу.



12. Кого встретили в лесу?



Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

("Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)

Там живет лиса.

(Рукой показать хвост за спиной.)

Там живет олень.

(Пальцы рук разведены в стороны.)

Там живет барсук.

(Кулачки прижать к подбородку.)

Там живет медведь.

(Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)



13. Пять и пять



Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

(Сжимание - разжимание пальцев рук.)

Повернулись, улыбнулись,

(Вращение кистей рук.)

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы.

( Стучать кулачками.)



14. Яблонька



У дороги яблонька стоит,

(Руки сплести над головой, пальцы разжаты.)

На ветке яблочко висит.

(Сложить запястья вместе.)

Сильно ветку я потряс,

(Руки над головой, движения вперед-назад.)

Вот и яблочко у нас.

(Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.)

В сладко яблочко вопьюсь,

(Соединить запястья, ладони развести.)

Ах, какой приятный вкус.



15. Дружба



Дружа в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Соединять пальцы в "замок".)

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

(Касание кончиков пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.



16. Прогулка



Пошли пальчики гулять,

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.)

А вторые догонять.

(По столу "бегут" указательные пальцы.)

Третьи пальчики бегом,

(Средние пальцы.)

А четвертые пешком.

(Безымянные пальцы.)

Пятый пальчик поскакал

(Касаться стола ритмично обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Хлопнуть кулаками по столу.)





17. Наперегонки



Мы по лесенке бежали

Ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять,

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

(Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами.)



17. Отдохнём



Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.



Наши пальчики трудились,

Хорошо писали.

Они так старались,

А теперь устали.

Мы немного отдохнем,

С силой кулачки сожмем.

Пальцы разжимаем

И опять сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно ими помахать.

В чистый ручеек руки опускаем,

И усталость с пальчиков

Мы водой снимаем.

(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.)

Спасибо, водица,

За новые силы.

Теперь мы напишем

Все буквы красиво.



18. Упражнение для рук.



Проговаривая текст, ученики сжимают и разжимают пальцы; затем ногтем большого пальца надавливают на подушечки всех пальцев.



Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали. Мы немного отдохнем И опять писать начнем.





Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев рук)


1. Свои пять пальцев.


а) Каждый палец здоровается с большим и говорит ему «здравствуй». Сначала медленно, потом быстрее (3—5 раз).

б) Соединив подушечки пальцев обеих рук, делаем «крышу». Напрягаем пальцы изо всех сил, а потом, дунув, расслабляем их (3—5 раз).

в) Пальцы умные, ласковые: гладим их большим паль­цем той же руки — от мизинца до указательного, затем де­лаем щелчок, как кастаньетами.


2. Делаем упражнение, проговаривая такой текст:

Пальчик об пальчик — стук, стук, стук! Ладошка о ладошку — хлоп, хлоп, хлоп! Ножка об пол — топ, топ, топ!


3. Кисти рук сжаты в кулачки. Сжимаем и разжимаем пальцы:

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Вот немного отдохнем и опять писать начнем».



4. Кисти рук сжаты в кулачки. Называя палец, отгиба­
ем каждый одновременно на обеих руках:

Мой мизинчик, где ты был? — С безымянным — щи варил. А со средним — кашу ел. С указательным — запел. А большой меня встречал И конфеткой угощал.


5. Это стихотворение рассказываем, показывая руками, что делаем.



Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойся сразу оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся ,шейка ,

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь смывайся! Грязь смывайся!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!