СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовые упражнени для развития речи дошкольников (страшая, подготовительная группы) и 1 класс добукварный и букварный  периоды. В разработке обозначены упражнения с инструкцией по разделам: развитие фонематического слуха, развитие грамматических навыков, увеличение словарного запаса. 

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития речи»

Упражнения для развития фонематического слуха

 

«Назови слова»

(Для развития слуховой дифференцировки)


Задание № 1. «Назови как можно больше слов, которые начи­наются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)..

Задание № 2. «Назови как можно больше слов, которые закан­чиваются на звук П" (И, О, С, Л и т .д.).

Задание № 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).


«Хлоп-хлюп»

(Обучение звуковому анализу слова)


Это упражнение также имеет несколько вариантов задания:

1.  «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши.

    Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

    Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь,липа, лампа, речка, волосы и т.д.


2.  «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».

    Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

    Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

    Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

 


«Играем со словом»

(Обучение звуковому облику слова)


Задание № 1. «Придумай слова, которое начинается (оканчи­вается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д..

Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».

Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д..

Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковер», «ракушка», «туча» и т.д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?».



 Игра «Путаница»



Цель: игра для развития звукового различения.

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения:



Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.



Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?



«Придумай новое слово»


Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изме­нить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым.

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, пе­даль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

 


«Длиннее-короче»


Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать.

Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок.



Игра «Телеграф»



Игра на развитие фонематического слуха. 

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.





Игра «Эхо»



Цель: игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, «На11о, monkey!» – «Привет, обезьянка!»), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).





Игра «Починим испорченный телефон»



Цель: игра для развития фонематического слуха.

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.





Упражнение «Цепочка слов»



Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Сейчас я назову слово, а следующий назовет второе слово, которое будет начинаться на букву последнюю в моем слове.

Например, стоЛ, ЛисТ, ТетраДь и т.д. Нельзя называть имена, клички, названия городов, деревень, рек, морей и т.д. Можно называть только предметы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно будет называть слова.





Игра «Слова»



Цель: развитие фонематического слуха.

Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»





Игра «Цепочка звуков»



Цель: Определение конечного звука в слове.

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.





Упражнение «Что сказали звери?»



Цель: Определение первого звука в слове.

Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:

«Что сказала корова?» – мышь, утка (му).

«Что сказала кукушка?» – кот, утка (ку).

«Что сказала курочка?» – корова, ослик (ко).

Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.





Упражнение «Отгадай имя»



Цель: Определение первого звука в слове

Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

Волк – абрикос – сирень – яблоко.
Торт – облако – лиса – яйцо.
Вилка – игла – тюбик – арбуз.
Астра – ноты – тополь – ослик – новость.

Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах:

Обруч – лимон – ягуар.
Арбуз – незабудка – Ялта.
Танец – артист – нитки – ястреб.
Носки – автобус – самолет – телевизор – яйцо.















































Упражнения для развития грамматических навыков



«Вторая половинка».

(чтение только второй половины слова)



При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова (абсолютная точность не обязательна). Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало. Используйте упражнение чаще, если ребенок искажает окончания при чтении.



Примеры: Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, береза.



Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки.



Лесная поляна покрыта пушистым снегом.





«Кто? Что?»

(составление предложений по разным моделям)



«Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:



Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)



Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)



Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»





«Закончи предложение»



Задание: «Попробуй угадать конец фразы».



Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .



«Добавь слова»

(распространение предложений)



Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»



«Составь фразу»

(образование предложений из слов)



1. Придумай предложения, используя следующие слова:



забавный щенок полная корзина



2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»: Дымок, идет, трубы, из. Орехи, в, белка, дупло, прячет.













Упражнения для развития словарного запаса

  


«Игра в слова»


Задание № 1. «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Вы можете проводить это упражнение в виде соревнования: «Кто назовет как можно больше слов, обозначающих фрукты и т.д.?»


 

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать».


Мотель — метет, а гром — ...,

ветер — ..., а снег — ...,

дождь — ..., а солнце — ...

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце,  оно ведь не только светит?» Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»


 

«Признак»


Задание № 1. «Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

железо —________________________

бумага —________________________

дерево —________________________

снег —__________________________

пух - ___________________________

стекло —________________________

 

Задание № 2. «Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».

(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня.)

 

Задание № 3. «Сравни:

по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко;

по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу;

по прочности — веревку и нитку, камень и глину;

по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей;

по высоте — куст и дерево, гору я холм».

 


«Угадайка»


 Задание: «Отгадай загадку:

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит —

Сядет и укусит.

(комар)

 

Круглый, полосатый,

С огорода взятый.

Сахарный и алый стал —

Кушайте, пожалуйста. 

(арбуз)

 

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это».

 

«Слова-приятели»

(Упражнение на синонимы)

 

Задание № 1.  «Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный) «Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание № 2. «Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?

Задание № 3. «Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

 

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.



«Слова-неприятели»

(Упражнение на антонимы)


Задание: Скажи наоборот:

 

холодный        чистый       твердый        толстый

тупой             мокрый       старший       светлый

просторный     враг           верх            проиграть

поднять          день           утро            весна

зима              завтра         рано           близко

низко             редко          медленно    радостно

темно             сел             взял           нашел

шбыл              уронил        насорил      выпрямил

легкий            высокий      больной



«Один и много»

(Изменение слов по числам)

 

Задание № 1. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши».

книга           ручка          лампа        стол          окно

город          стул             ухо           брат          флаг

ребенок       человек       стекло      трактор     озеро

имя              весна          друг          семя         арбуз

 

Задание № 2. «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты — один».

когти        облака      воины           листья

цветы       пилы         молодцы     стебли

 


«Уменьшение»


Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький пред­мет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол — ...?»

 

трава   рука        плечо     солнце   банка

стул     книга      флаг       чашка     шапка


 

«Закончи слово»


Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По...» (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че, и т.п.

 


«Объясни слово»


Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож        шляпа                мяч                письмо

зонтик    подушка           гвоздь          осел

мех         алмаз                соединить    лопата

меч         неприятность  храбрый       стихотворение

герой     азартная игра

Цель этого упражнения — научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, ука­зывая основной вид использования предмета, описывая его при­знаки.

Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!