СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения на развитие компенсаторных навыков и умений (французский язык)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпонение упражнений на развитие компенсаторных навыков и умений при обучению чтению на иностраном языке (французском языке как втором ИЯ) является неотъемлемой частью каждого учебного занятия по формированию (развитию, совершенствованию) навыков и умений чтения.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие компенсаторных навыков и умений (французский язык)»

Упражнения на развитие компенсаторных навыков и умений

1. Упражнения, направленные на становление буквенно-звуковых соответствий (Поскольку буквенно-звуковые соответствия различны в английском и французском языках, то навык формируется заново, получая тем не менее опору в навыке зрительного восприятия)


*Прослушайте и прочитайте, обращая внимание на буквосочетания:

qu - pique-nique, cirque, kiosque, risque, pratiquer, publique, poetique

bouquet, maquette, etiquette

ill - maquillage, famille, gorille, medaille;

но: million, milliard, millionnaire (от mille - тысяча)

village (от ville - город)

illusion, illuminer, illustration

h - hamac, hall, histoire, heros, hotel, horizon

th - gothique, discotheque, bibliotheque, synthetique, panthere, theme, theatre, mathematiques, theorie

ch - cache-nez, cauchemar, champion, champignon, chef, chiffre, parachute, machine, chauffeur, chic, choc

но: technique, technicien, technologie, orchestre, echo

ge, gi, gy - voyage, plage, gilet, genre, etage, bagages, genial, girafe, geste, geographie, general, garage, nostalgie, original, passager

au, eau - tableau, pause, cauchemar, bureau, chauffeur, restaurant

ai - millionnaire, milliardaire, partenaire, fontaine, dictionnaire, documentaire

eu - moteur, chauffeur, serieux, directeur, docteur

ou - tourisme, tour, boutique, rendez-vous, ouragan, gourmand, journal, douche, poudre

oi, oy - reservoire, memoire, histoire, voyage; oi - egoisme

on, om - bombe, facon, baton, plafond, patron, pantalon

an, en, am, em - ecran, gourmand, instrument, orange, lampe, roman, moment, plan, nuance, continent, centre, volcan

un, um - jungle, parfum

im, in, ym, yn - invalide, Olympique, province, synthese, international, symbole, sympathique, magasin, instrument, ingenieur

но: gymnase, gymnastique, hymne

ti, ci + гласная - initial, initiative, diplomatie, electricien

tion - action, revolution, collection, nation, organisation, position, section, operation, station, situation, aviation

sion - television, illusion, decision, occasion

согласная + sion - emission, impression, profession, excursion

gn - signal, Espagne, magnetophone, champignon

*Прочти слова в соответствии с правилами1 :

е на конце слова обычно не читается:

note [ ] , metre [ ], forme [ ], caprice [ ], acte [ ] и т.п.

*Найдите и подчеркните слова, содержащие звук [ä]:

banane, lampe, moment, continent, nuance, ananas, entre-acte.

Найдите и подчеркните слова, содержащие звук [ë]:

instrument, Olympique, gymnase, province, Provence, genial, magasin, magazine.

*В тексте есть слова, «родственники» которых в русском языке узнаются при чтении: gourmand [gur-mä], anglais [ä-gle], gelée[Áo-le], poudre [pudr]; fruit пишется, как в английском, но читается [frýi]. Найдите их в тексте и прочитайте правильно!

*А о значении этих слов можно догадаться, лишь правильно прочитав их: analyser, descente.


2. Упражнения, направленные на зрительное восприятие целых слов и на языковую догадку по доминирующим признакам -словообразовательным моделям, сходству со словами других языков

(Навык восприятия целых слов не формируется заново, а только оснащается новым языковым материалом. Компенсаторную роль играет зрительный облик и знания о закономерностях словообразования, о значении определенных суффиксов в английском и русском языке, а также контекстуальная языковая догадка).

*Укажите различия в словах английского и французского языков, переведите эти слова:

foret / forest, honnete / honest, interet / interest (сравни с русским: интерес), hopital / hospital (сравни с русским: госпиталь).

maitre, cout, pate (ищите соответствия не только в английском языке!).

*Некоторые из слов со знаком ^ можно понять, не обращая внимания на «похороненную» букву: hotel, theatre, diplome, pole (pole Nord, pole Sud). Будьте внимательны: слово baton (палка) - «ложный друг переводчика»!

*Французские и английские слова в данном упражнении отличаются только суффиксом. Определите соответствия суффиксов и, отыскав русские переводы, нарисуйте таблицу соответствий английских и французских суффиксов слов: a) qualite / quality, societe / society, unite / unity, beaute / beauty, cite / city; b) e migrer / emigrate, illuminer / illuminate, illustrer / illustrate.

Английский суффикс

Французский суффикс





*Это забавно, но это так: существует соответствие между, казалось бы, непохожими словами английского и французского языков. Найдите ее! ecran /screen, ecole / school, etrange / strange,eponge / sponge.

*Найдите в тексте слова, соответствующие русским: центр, циркулировать, шоссе. Прочтите их по-французски правильно!

Un jeune cycliste circulait en direction du centre ville. Sur la rue des Terres Rouges il a heurte un taureau place au centre de la chaussee. Maintenant le garcon se trouve a l’hopital.

*В первой строке на этой странице вы видите слово nouveauté. Какое однокоренное слово вы знаете? Учитывая, что суффикс - té - признак существительного (сравни: beauté ¬ beau, qualité и т.д.), переведите слово nouveauté.

*Заполни пропуски переводами:

legumes (.........): chou-fleur (цветная капуста), endive (спаржа), ........(сельдерей), carotte (.......). cuilleree a soupe (...... ложка) / cuilleree a cafe (чайная ложка), pincee de sel (щепотка ......)

*В тексте встречаются слова, о значении которых можно догадаться по аналогии со словами русского языка. Какое из этих слов - исконно русское? station, astronaute, steppe, kilometre, verticale.

*В тексте есть географические названия. Прочтите их правильно и найдите их русские соответствия (укажите стрелками):

Rotterdam Северный полюс

Pays-Bas г. Роттердам

pole Nord Нидерланды

*Внимание: ложные друзья переводчика! Найдите в словаре, выпишите в свои словарики и запомните: feuilleton, magazine, journal, tableau, train, librairie, main, sale, reste, cent, present.

*Слова centre, halle, hotel, входя в следующие сочетания, означают достопримечательности:

Hotel с прописной буквы - обозначение здания исторической ценности, часто музея: Hotel des Invalides, Hotel Salé, Hotel Carnavalet; Hotel de Ville - муниципалитет; Halle: Forum des Halles - рынок, Grand-Halle - старый зал бойни, где сейчас проводятся выставки.

*Из списка выпишите слова, обозначающие: деятеля (кто делает); действие (что делают). Как вы это определили? Переведите слова на русский язык, найдите соответствия суффиксов слов и дополните таблицу (4): architecteur, directeur, realisation, operation, docteur, production, ingenieur.

*Подчеркните сплошной чертой слова, означающие человека, прерывистой - предмет. Как вы переведете последнее слово? Guitariste, machiniste, paysage, alpiniste, guitare, paysagiste, bicyclette, cycliste.

*Опираясь на значение английского слова, определите, что означает французское прилагательное spatial:

space ------- espace ® spatial а) специальный

б) космический

в) воздушный

3. Упражнения, направленные на контекстуальное и внетекстовое прогнозирование значения слов и выражений (Навык не формируется заново, а оснащается новым языковым материалом. Компенсаторную роль играет само умение смыслового вероятностного прогнозирования, а также средства текстового материала: заголовок, оформление, дробление текста) и экстралингвистические знания учащихся.)

*Догадайтесь по иллюстрации, заголовку, о чем идет речь в тексте.

*Определите значение незнакомого слова adorer, учитывая, что слово и запись символами выражают одно понятие: j’aime un peu *, j’aime **, j’adore ***.

*Прочтите главное предложение и догадайтесь о содержании подчиненного предложения.

*В первой фразе текста есть выражение ...a etre alle(e)... Вы поймете его, опираясь на фразу: Youri Gagarine est le 1-er homme a etre alle dans l’espace.

*Найдите в тексте и определите по картинкам и окружению значение глаголов, укажите стрелками перевод:

étaler

éplucher

сouper

enlever

allumer

mixer

recouvrer

чистить

включить

перемешать

резать

вынуть

выложить

покрыть

*Под каждой картинкой-действием есть подпись, в которой указывается несколько действий. Подчеркните только тот глагол, который означает действие, нарисованное на картинке.

*Определи, какой микротекст к какой картинке относится. В этом тебе поможет сопоставление ключевых слов микротекста и подписей под картинками.

*В тексте встречаются французские названия диснеевских мультфильмов. Заполни пропуски в их переводе:

La Belle au Bois Dormant - ...................Красавица.

Le Rois-Lion - ..........-............

Bossu de Notre-Dame - ............... из .......................


4. Упражнения на ориентацию в синтаксической структуре предложения и усвоение значений грамматических категорий (Навык подвергается коррекции, во-первых, в плане усвоения новых схем грамматических структур, во-вторых, в процессе предварительного сознательного установления аналогий между известным и новым. Компенсаторную роль выполняет наличие аналогичных структур, грамматические знания учащихся, особенности текстового материала (оформление, насыщенность достаточно «прозрачными» структурами), контекстуальная языковая догадка и смысловое вероятностное прогнозирование.

*Найдите фразы, соответствующие следующим схемам.

*Сопоставьте фразы на английском и французском языках, установите значение предлога en: Les eleves sont en classe / The pupils are in classe. Apres la catastrophe la vie du garcon etait en danger / After the catastrophe the boy’s life was in danger.

Догадайтесь по контексту или определите по словарю значение выражений с предлогом en:

En principe les musees de France sont fermes le mardi. Ce libre est en vente des le 5 mai. En effet ce n’est pas un video. Cette emission est diffusee en direct.

*Просмотрите предложение. Найдите подлежащее. Какие информативные признаки оно имеет?

Pour se poser dans les steppes du Kazakhstan, le vaisseau Soyouz a commence a freiner a la verticale de l’Amerique du Sud. Au musee de Rotterdam, aux Pays-Bas, une momie est exposee. Menee par Yannick Noah, l’equipe de France affronte l’Italie en demi-finale de la Coupe Davis. 6500 especes de reptiles habitent notre planete. Ce soir, on assiste aux exercices de la championne.

*Просмотрите предложение; на основе порядка слов прогнозируйте место сказуемого и подлежащего.

*Найдите в предложении сказуемое. По личному окончанию сказуемого прогнозируйте, в каком числе и лице может быть подлежащее.

Tous vos personnages preferes prennent vie devant vos yeux. Peak Performance diffuse les portraits de grands sportifs. Je te lis et merci pour le Petit Journal.

*Прочитайте предложение. Определите, простое оно или сложное. С опорой на какие признаки вы это сделали?

Mon oncle cherche du travail. Il a ete renvoye de la boulangerie ou il travaillait. Moi, je cherche dans les journaux des petites annonces qui peuvent l’aider. Mais il ne le sait pas.

*Вопросы к тексту рецепта: В какой форме глаголы в тексте (не забывайте, что это особый текст): а) в будущем времени; б) в повелительном наклонении; в) в неопределенной форме?

*Французы любят употреблять неопределенно-личное местоимение on (» английское one), за которым «прячется» кто-то неопределенный: иногда это «ты», иногда - «мы». Передайте смысл рекламной фразы: Les Petits Savoirs: on les lit, on rit, on grandit.

*Найдите в тексте формы глагола avoir; определите, смысловой это или вспомогательный глагол?

*Найдите в тексте формы глагола etre; определите, смысловой это или вспомогательный глагол?

*Найдите в тексте формы le, la, les: это артикли при существительном или дополнения при глаголе?

*Причина каких-либо событий выражается в придаточных предложениях, вводимых союзом puisque (такое придаточное стоит в начале сложного предложения) или parce que (придаточное - во второй части фразы). Переведите предложения, указывая причину.

*В этом рецепте все перепутано. Ориентируясь на наречия и предлоги avant, apres, puis, ensuite, enfin, а также на смысл предложений, укажите цифрами правильную последовательность фраз.

Avant tout dégele les framboises. Apres cela etale une couche de framboises sur le fond d’un plat.

Enfin, fais cuire 30 minutes.

Ensuite epluche les poires, coupe-les en tranches, pose-les sur les framboises.

Enfin, fais cuire 30 minutes.

Puis allume le four a 2000 C.

Apres avoir allume le four mixe le sucre, le beurre et la farine pour faire une poudre, recouvre les fruits avec la poudre.

*Во французском языке отношения родительного падежа передаются обычно с помощью предлога de, а творительного - с помощью предлога par. Найдите в тексте все словосочетания с этими предлогами и напишите их перевод.

*Помня, что с помощью суффикса -ant образуется причастие настоящего времени (как -ing в английском), напишите, что значат по-русски следующие слова: correspondre ® correspondant(e) parler® parlant(e).

*В заметке есть слитные формы предлогов a и de. Найдите их и словосочетания, в которых они употреблены, и вы сможете ответить на вопросы: где выставлен этот экспонат? где он был найден? откуда он?


5. Упражнения по функционально-смысловой обработке текста

Относятся к практическим, выполняются на материале целых текстов / микротекстов. Компенсация недостаточных языковых знаний происходит за счет особенностей текстового материала.

*Перед вами - рубрика из французской газеты для подростков. Просмотрите заголовок и составляющие части и догадайтесь, что это за рубрика.

*Что это за текст: а) реклама; б) рецепт? О чем идет речь: а) о салате; б) о сладком блюде; в) о супе? На сколько порций рассчитано блюдо: 1 2 3

*Назовите тип документа: а) рекламный проспект; б) программа телепередач; в) заметка. Что именно предлагается читателю в этом тексте: а) магазины; б) музеи; в) вокзалы?

*Когда опубликован этот номер газеты Le Populaire ?

*Какова цена этого номера? 2 франка 60 сантимов; 3 франка 50 сантимов; 5 франков.

*Установите, из документа какого типа взяты следующие фразы:

Mixez le sucre avec la farine pour faire de la poudre. - Vous voulez vous amuser? Passez cet apres-midi avec nous! - Je t’aime bien et je t’embrasse. - Un film tres serieux. A regarder avec les parents.

*Найдите в тексте следующие буквенные обозначения и «расшифруйте» их: BD; F; h.

6. Упражнения на развитие информационно-поисковых умений

Относятся к практическим, выполняются на материале целых текстов / микротекстов. Умения развиваются на базе систематизации знаний о построении текста и на основе корректируемого навыка зрительного восприятия целых слов. Компенсация недостаточных языковых знаний происходит на основе комбинации других умений (функционально-смысловой интерпретации текста, ориентации во фразе, смыслового прогнозирования и языковой догадки), использования экстралингвистических знаний учащихся и особенностей текстового материала.

*Выделите слова (символы), обозначающие место; время.

*Выделите количественные данные. Установите, с какими существительными они связаны и что означают эти сочетания (количество, дата, номер и т.д.).

*В правом нижнем углу листа вы видите название газеты (Le Petit Quotidien - ежедневник для детей) и дату и день недели, когда он выпущен. Напишите их по-русски.

*Подчеркните в тексте имена одной чертой, географические названия - двумя.

*Выделите ключевые слова, опорные предложения.

*Определите ключевое слово в каждом микротексте. В этом вам поможет: а) картинка и подпись под ней; б) первая фраза текста.

*В каком музее можно увидеть (укажите номер части текста): картины Ренуара; наряды начала века; картины Пикассо; театр для детей?

*Какой канал, в какой день, в какой час вы выберете, чтобы посмотреть: художественный фильм? американский сериал? спортивные передачи? музыкальную программу? информационную программу?

*Соотнесите сообщения и заголовки к ним. Как это сделать? а) слова заголовка обычно повторяются в заметках, так как они являются ключевыми, несущими наиболее важную информацию.

б) ключевое существительное заголовка может быть заменено в первой фразе заметки местоимением (обязательно соответствие рода и числа местоимения и существительного!).

7. Практические упражнения на интеграцию умений чтения

*По ключевым словам, фотографиям и подписям к ним установи: а) какой праздник отмечает Диснейленд; б) какие мероприятия проходят в нем по этому поводу? Расскажи, участвовал ли ты в подобных мероприятиях?

*Просмотри текст еще раз, представь себе, как готовится это блюдо, и предложи свой вариант названия этого блюда.

*Если бы такая серия книг для детей издавалась на русском языке, какое русское название для нее ты бы предложил?

*Найди в тексте выражения, с помощью которых авторы убеждают посетить музеи, и используй их при составлении собственного рекламного проспекта выставки (магазина, музея, твоей школы, парка отдыха и т.д.).

*Просмотри программу телепередач (обзор новинок и т.д.) и составь свой рейтинг входящих в нее пунктов.

8. Упражнения на развитие дополнительных умений чтения

*Расположи слова (имена) в алфавитном порядке.

*Открой словарь на букву ..., буквосочетание ... . В каком порядке в словаре будут следовать слова, начинающиеся с таких буквосочетаний: au-, ac-, at-, ai-, ar- и т.д.?

*Определи часть речи подчеркнутых слов, укажи признаки, на основе которых тебе удалось это сделать.

*Определи по наличию /отсутствию артикля, изолированные это слова или устойчивые словосочетания.

*По обозначению после слов (v, adv, adj, m, pl и т.д.) определи их грамматическую категорию.

*Выбери в словарной статье подходящее по смыслу фразы значение подчеркнутого слова.

*Обрати внимание, как меняется значение слова при его сочетании с другими словами. Найди в тексте данное слово в словосочетаниях, в которых его значение изменено.




1 Это и подобные упражнения входят в состав учебного пособия Ж.М. Арутюновой «Voyage au pays des sons».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!