СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения на развитие речевого дыхания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения, вырабатывающие холодную и теплую воздушную струю

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие речевого дыхания»

Упражнения на развитие речевого дыхания

Упражнения, вырабатывающие холодную воздушную струю, выполняются со слегка приоткрытым ртом и высунутым широким мягким языком - «лопаткой», лежащим на нижней губе. В этом положении длительно на одном выдохе произносится звук ф-ф-ф...

1.   «Подуем на султанчики».По сигналу логопеда с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т.п.) таким образом, чтобы они двигались и шелестели.

2.   «Задуем свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.

3.   «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.

4.   «Загоним мяч в ворота».Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, по строенные на столе из двух предметов (кубиков и т.п.). Расстояние между «штангами» логопед постепенно уменьшает. Затем неплотно сомкнутыми губами.

Выработка направленной вверх теплой воздушной струи проводится с широко раскрытым ртом. Язык в форме «чашечки»поднят вверх, боковые края «чашечки»прижаты к верхним коренным зубам, а передняя часть языка образует щель с верхней губой (в упражнении «Фокус»)или с верхними зубами (в упражнении «Погреем ладошки»). Длительный, сильный выдох дает теплую, направленную воздушную струю.

1.   «Фокус».На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.

2.   «Погреем ладошки». Ребенок свободно, не напрягаясь, держит перед собой руки, согнутые в локтях, повернув ладони к себе. Язык в виде «чашечки» во рту у верхних
зубов. Рот открыт. В таком положении ребенок на сильном выдохе «греет ладошки» (х-х-х...).


Упражнения для губ

1.   «Клоун гримасничает». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.   «Улыбка» («Заборчик»). Удерживание губ в улыбке. Верхние и нижние передние зубы сомкнуты и обнажены.

3.   «Трубочка». Вытягивание губ вперед трубочкой. Зубы разомкнуты.

4.   «Бублик». Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты.

Для хорошей переключаемости движений чередовать выполнение упражнений для губ («Улыбка» — «Трубочка», «Улыбка» — «Бублик»), меняя порядок.


Статические упражнения для языка

Выполняются с раскрытым ртом (губы в улыбке, передние зубы видны) и неподвижной нижней челюстью.

1.   «Лопатка». Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта и положить на нижнюю губу (боковые края языка касаются уголков губ).

2.   «Иголочка». Язык высунуть изо рта вперед и напрячь – сделать узким.

3.   «Чашечка». Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта, поднять к верхней губе (верхним зубам), не прикасаясь к ним, среднюю часть языка прогнуть, одновременно загнув кверху боковые края.

4.   «Киска сердится». Упереть кончик языка в нижние резцы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, выгнув вверх-вперед спинку языка.

5.   «Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Помогая губами, удерживать полученный желобок.

Динамические упражнения для языка

(«Лопатка» - «Иголочка»; «Лопатка» — «Чашечка» и т.д.).

1.   «Накажем непослугиный язычок». Высунуть широкий язык изо рта, положить на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить сочетания пя-пя-пя...Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

2.   «Почистим зубки». Кончиком языка «почистить» верхние или нижние зубки изнутри, делая сначала движении языком из стороны в сторону; затем - вверх-вниз.

3.   «Часики». Высунуть узкий язык изо рта и тянуться им попеременно, то к правому, то к левому уху. Ритмично чередовать движения.

4.   «Качели».Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им, то к носу, то к подбородку.

5.   «Лошадка». Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком, медленно и сильно.

6.   «Гармошка». Выполняется, как предыдущее упражнение, но язык не отрывается от нёба, поднимается и опускается только нижняя челюсть («играть на гармошке»).

7.   «Змейка». Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык максимально выдвигать вперед, а затем убирать вглубь рта.

8.   «Вкусное варенье». Широкий язык поднять вверх. Облизывать верхнюю губу, делая движения вперед-назад.

9.   «Индюки». Широким передним краем языка производить ритмичные движения вперед-назад по верхней губе, произнося с голосом звукосочетания бл-бл-бл... Постепенно убыстрять темп.

10.«Маляр». Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» твердое и мягкое небо, производя движения вперед-назад (от бугорка за верхними зубами к горлышку).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!