СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения, направленные на формирование у учащихся умений слышать и говорить

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье даны  упражения, направленные на развите реуч обучающихся. Используя их на уроках в 1-2 классах формируются умения слушать и слышать ответы собеседников, исправлять ошибки, развивать слуховую память.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения, направленные на формирование у учащихся умений слышать и говорить»

Упражнения, формирующие умения слушать и говорить.



Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбирать точное слово, составлять словосочетания.

Предложение – это минимальная единица речи, которая представляет грамматически организованное соединение слов. (или одно слово), словосочетаний, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.

Младшие школьники уже умеют пользоваться синтаксическими конструкциями, которыми овладели практически, беря для себя образцы в речи взрослых, в книгах. Хотя в целом в речи детей преобладает простое предложение, но в устной речи первоклассников до 10%, сложных предложений, в том числе сложноподчинённых. В письменной речи учащихся 4 классов сложные предложения составляют от 17 до 20%, причём более половины из них сложноподчинённые, преимущественно с придаточными определительными , изъяснительными и временными. Начинают дети использовать и придаточные причины, уступительные, а также сложные бессоюзные предложения, главным образом с отношениями последовательности действий. Однородные члены предложения употребляют все школьники; нередко в их сочинениях и обособленные второстепенные члены (деепричастные и причастные обороты), вводные слова. Использование более сложных синтаксических конструкций объясняется стремлением учащихся выразить в своих высказываниях всё более глубокое содержание, они ищут для него языковую форму .

Поэтому нужно ценить и поддерживать естественное развитие синтаксиса речи учащихся и не ориентировать их на однообразные предложения из 3-4 слов, что ещё встречается в практике отдельных учителей. Не следует преуменьшать возможности учащихся: средний размер предложений в письменной речи четвероклассников – более 6 слов.

Поскольку школьники ещё не имеют достаточных сведений по синтаксису, то очевидно, что обучение правильному построению различных синтаксических конструкций должно проходить практически…

М.Р. Львов. «Методика развития речи младших школьников»







































Упражнение №1

Сократи предложение до 4,3,2 слов.

Образец: Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает.



Летом часто идут проливные дожди.

Утром Вова ел рисовую кашу.

Мимо дома проехала грузовая машина.

Вышитое полотенце Лена подарила своей сестре.

На земле лежит мягкий ковёр из хвои.

Гусеницы приносят большой вред нашим огородам.

Зимой деревья часто покрыты серебристым инеем.

Юра и Ваня строили на ручье мельницу колесом.

Мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой.

Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку.

В глухом лесу на краю озера остановились чуткие птицы на отдых.

Кот спит очень чутко.

Светит тёплое весеннее солнце.

Коля и Федя бегали по лесу.

Вчера дул сильный холодный ветер.







Упражнение №2

Переставь слова в предложении.

Сегодня утром Маша пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.



Толстый лёд сковал ручей.

Весело в лесу пели птички.

Из молока получают масло и сыр.

Воробей громко и тревожно зачирикал.

Звери и птицы рады теплу и весне.

Под старой берёзой Алёша увидел маленького птенчика.

Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи.

Медведица любит в холоде подремать.

Гнездо висит на высоте двух метров на ветке можжевельника.

В тундре волки и олени живут рядом.

Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.

Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани.

Лучи солнца мягко освещали лесок и озеро.

Из вороха старых листьев, травы и валежника выглядывают грибы.





Упражнение №3

Образец: Измени одно слово.

Ребята пришли из школы.

Мальчики пришли из школы.

Ученики пришли из школы.

Ученики вышли из школы…





Снег лежал на крыше.

Теплоход пристал к пристани.

Стоит яркий солнечный день.

Пришла долгожданная весна.

В кустах весело пел чиж.

Журчат шумные ручейки.

По дороге шла старушка с ведром.

Дикие ветки дают кислые мелкие плоды.

С листьев стекали свинцовые капли росы.

Под старой сосной грелась рысь.

В зелёной траве стрекочут кузнечики.

Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков.

Утята прыгнули в воду и поплыли.

Зимой караси уйдут под воду в глубокие ямы и пролежат до весны.







Упражнение №4

Прослушай, запомни, ответь: всё ли верно.(если нет следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица)

Выпал снег, Алёша пошёл загорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Лягушка раскрыла зонтик, потому, что пошёл дождь.

Воробей принёс дрова, а мышонок, затопил печь.

В лесу раздавались весёлые трели кукушки.

Кошка баюкала мышку и пела колыбельную песенку.

Я очень удивился, когда в норе увидел большого жука.

Сегодня ночью я слушал, как стрекотали кузнечики, куковала кукушка, квакали рыбы, тявкали лисы.

Ёжик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.

Я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а мыши – в чемодане.

Нам стало жаль черепаху и мы отпустили её в синее море.

Усталый заяц вернулся с ночной охоты.

Мужик взял пилу и пошёл в лес рубить дерево.

В каплях дождя шумели солнечные лучики.

Солнце закрыло облако.

Облако закрыло солнце.

Лёд расколол ветер.

Осень сменяет лето.







Упражнение №5

Образец:

Дополни предложение.

Мы играем.

Мы играем в футбол.

Мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на стадионе.

Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.



Серёжа учит.

Лида читает.

Мама сшила.

Папа привёз.

Мы открыли.

Кот мяукал.

Весна пришла.

Идёт дождь.

Заяц убежал.

Мышка вышла.

Дети помогали.

Расцвела черёмуха.

Я отогнал.







Упражнение №6

Закончи предложение.

Образец:

Девочка шла по

Девочка шла по тропинке.

Девочка шла по лесу и напевала.

Девочка шла по улице и несла тяжёлую сумку с продуктами.

Девочка шла по узкой горной тропинке.


Мальчик покраснел…

Толя с Валей возвращались…

Травка выглянет на свет …

Всем нужны хорошие…

Летом мы решили…

По пути бабушка мне…

Медведи любят…

Дети встретили в лесу старушку, которая…

Дети встретили в лесу старушку, у которой…

Дети встретили в лесу старушку, которую…

Барбос растянулся на солнце, но…

Расскажите мне о…

Товарищ тот, кто…

При солнышке тепло, при матери….









Упражнение №7

Задай вопрос – ответь.

Образец:

Воробей поселился в скворешне.

Кто поселился в скворешне?

Что сделал воробей?

Где поселился воробей?

Правда ли, что воробей поселился в скворешне?

Воробей ли поселился в скворешне?

Какя птица поселилась в скворешне?

Кто справил новоселье в скворешне?

Где нашёл приют воробей?







Канарейка улетела в окно.

Ребята ходили в лес за грибами.

Ласково светило солнышко.

Радуются солнышку птицы и звери.

Сорока села на дерево.

Гадкий утёнок стал красивым белым лебедем.

Снежная Королева заколдовала Кая.

Дюймовочка спасла ласточку от смерти.

Старик тосковал о лебеди и жалел его.

Красная Шапочка пошла проведать бабушку.

Иванушка превратился в козлёночка.

В избушке жили три медведя.

Колобок перехитрил зайца.

Теремок раздавил медведь.

Клюква растёт на болотах.

Рукавички спасают руки от мороза.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!