Цель урока: дать учащимся представление об уравнении как о равенстве; формирование умений решать простые уравнения, подбирая значение неизвестного, выполнять проверку; продолжить работу над задачами; развивать вычислительные навыки, логическое мышление; прививать интерес к математике как к науке.
Планируемые результаты обучения:
Ученики должны знать и уметь:
таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
решать уравнения путём подбора значения неизвестного;
проговаривать при решении уравнений последовательность действий;
организовывать учебное взаимодействие в паре.
Формируемые УУД
Личностные:
осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку;
умения применять правила охраны своего здоровья.
Регулятивные:
самоорганизация и организация своего рабочего места;
работать по предложенному учителем плану;
осмысление выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.
Познавательные:
развитие мыслительных операций;
сравнение математических записей по нескольким основаниям;
использование простейших приёмов анализа различных видов записи;
умение следовать образцу и правилу.
Коммуникативные:
Ход урока.
Целеполагание и мотивация.
Мы сегодня на уроке отправимся в гости в лесную избушку. Попробуйте узнать к кому. Но не забывайте, что на уроке математики мы развиваем математическую речь, учимся рассуждать и доказывать.
(Звучит «Песенка Козлят» А.Рыбников)
Где играют дружно.
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
(Появляется изображение семерых козлят)
Актуализация знаний.
- Познакомьтесь – маму козу зовут Неделька. А как зовут её деток, попробуйте догадаться.
Жила коза с козлятами
В уютном своём домике.
На лесной опушке,
У маленькой речушки.
Козляток было ровно семь.
Их имена известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
- Догадались, как зовут козлят?
(Дети называют дни недели).
- Назовите второй день недели; пятый; день, предшествующий четвергу; день, идущий между субботой и понедельником.
- Хотите побывать в гостях у козлят? Чтобы открыть кодовый замок на входной двери, вы должны выполнить задание.
Найдите выражения, значения которых равно 13 и составьте слово.
7 + 6 о 7 + 5 й 9 + 4 о 10 + 2 у
4 + 8 к 13 + 0 л 6 + 6 е 9 + 3 н
8 + 5 м 13 + 0 ы 13 – 1 г 14 – 1 ц
10 + 3 д
(молодцы)
- Вот мы и в гостях у семерых козлят. Обычно, чтобы гостям не было скучно, хозяева устраивают различные развлечения. Козлята нам тоже приготовили задания.
(У каждого козлёнка конверт с заданием).
Понедельник: «Однажды я распиливал бревно и задумался: сколько мне нужно сделать распилов, чтобы получить 4 части этого бревна?»
(Устное решение логической задачи)
Вторник: «В моём саду вырос необычный цветок. Чтобы он не завял, вам нужно правильно подкормить его. Разделите записи на 3 группы и дайте название каждой группе.»
4 + 4 8 – 3 8 – 3 = 5 5 3 6 + 2 7
1 + 7 6 – 2 …. = 7 8 – 4 8 – 2 …. + 6 = 8
- На какие группы можно разбить эти математические записи?
(Равенства, неравенства, выражения)
_Что такое равенство? Неравенство? Выражение?
- А теперь настала очередь Среды.
« Составьте верные равенства, используя следующие выражения:
18 + 2 ; 34 – 14; 56 – 50; 70 – 50; 13 – 7.»
Создание проблемной ситуации.
- Четверг приготовил вам необычное задание.
(Достаю из конверта рисунок с изображением весов).
- Какое математическое действие символизируют весы? (Равенство).
Почему?
Какой математический знак можно поставить между чашами весов?
Давайте уравновесим весы.
(На одну чашу весов прикрепляю [] + [], а на другую 12. Дети подставляют в окошки числа так, чтобы получились равенства).
_
Состав какого числа мы с вами повторили?
А Четверг составил так: х + 4 = 12. Правильно ли он сделал?
Наверное, он плохо знал состав числа 12 и не смог подставить второе число.
У него получилось новое равенство.
- Как же оно называется? Как решается?
- Мы с вами подставляли числа так, чтобы весы уравнивались. Козлёнок тоже хотел их уравнять, но не смог.
- Подумайте, как мы можем назвать это равенство?
(Выслушиваю версии детей)
Решение проблемы.
(Ученики знакомятся с материалом учебника на с.80)
- Как называется новое равенство? (Уравнение)
- Решить уравнение – значит узнать, какое число нужно подставить вместо «х», чтобы получилось верное равенство.
Выберите и запишите уравнения:
28 +а 14 – 9 = 5 х + 3 = 10
20 – х х – 8 = 12 в 10
Физкультминутка
Первичное закрепление.
А теперь давайте будем учиться решать уравнения. Кто хочет попробовать свои силы у доски?
( После того, как у доски поработали 2 – 3 ученика, спрашиваю у детей:)
- Кто из вас может самостоятельно решить?
(Дети сигналят светофорчиками: зелёный – смогу, жёлтый – сомневаюсь, красный – не смогу)
Самостоятельная работа ( В парах)
Козлята Пятница и Суббота неразлучны. Они приготовили вам задание и хотят, чтобы вы решили их, работая в парах. Сядьте парами у кого жёлтый и зелёный светофорчик.
(Раздаю карточки с уравнениями. Дети по принципу учитель – ученик (один решает, другой контролирует)решают уравнения. Я работаю с теми, у кого красные сигналы.)
Закрепление.
(Работа по учебнику)
С.80 №1
Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы побывали в гостях у семи козлят. Мы повторили решение примеров в пределах 20.
- С каким новым понятием мы сегодня познакомились?
- Удалось ли нам решить поставленную задачу?
Просигнальте светофорчиками, как вы научились решать уравнения.
Козлёнок Воскресенье внимательно следил за работой каждого из вас на уроке и предлагает раздать заработанные жетоны.
А я благодарю вас за работу.
Вы – молодцы!