Урок 1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
Цель урока. Систематизировать знания учащихся по особенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратить внимание на необходимость строгого соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи урока:
1. Образовательные: Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, познакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире
2. Развивающие: умение учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.
3. Воспитательные:
Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.
- Продолжить формирование универсальных учебных действий:
познавательных УУД: умения выбрать главное из текста учебника;
регулятивных УУД: развитие умений целеполагания, планирования, рефлексии;
личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
коммуникативных УУД: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.
Предметные результаты:
1. знают о городе как месте проживания человека, об особенностях жизнеобеспечения жилища
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выдвигать предположения и доказывать их;
уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Тип урока: усвоение новых знаний.
Структура урока
I. Организационный этап..........................................................................5 мин.
II. Мотивация учебной деятельности........................................................2 мин.
III. Актуализация опорных знаний.............................................................3 мин.
IV. Первичное усвоение новых знаний. ......................................................15мин.
V Первичная проверка понимания...............................................................5 мин.
VI. Первичное закрепление. ....................................................................... 10 мин.
VII. Домашнее задание.................................................................................2 мин.
VII. Подведение итогов урока.....................................................................3 мин.
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие. Мотивация.
II. Мотивация учебной деятельности.
Шарада. Назовите формулу безопасности.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь? Формирование темы урока.
Вот мой дом, моя квартира,
Здесь учусь, играю, сплю.
Вы ответьте мне, ребята,
В безопасности живу?
Применение технологии «кластер». Построение кластера урока для постановки цели и задач урока совместного с обучающимися. Обучающиеся называют цели и
задачи урока.
Выявление затруднений.
Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь его обеспечить всем необходимым.
И человек многого достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас.
Трудно было древнему человеку. Ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом. Сможет ли человек долго прожить в таких условиях?
Мысленно перенесёмся на 100 лет назад, в начало XX в., и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека. В доме была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо было запасать дрова и топить ими печь. Пища также готовилась на огне в печи. Комнаты в большинстве домов освещались керосиновыми лампами, туалет был на улице. Умывались из рукомойников, воду в дом носили из колодцев или уличных колонок. Хранилась вода в вёдрах или бочках. Иными словами, требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта.
Работа в парах. Назвать основные бытовые приборы, используемые горожанином в повседневной жизни.
Вывод. Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована. Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура. Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и иных обязанностей по отношению к нему. Чтобы обезопасить себя и своё жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации. Несоблюдение этих правил может привести к опасным ситуациям, к беде.
V Первичная проверка понимания
Работа в группах. Какие опасности могут быть дома? Составить схему: опасности на кухне, в ванне, в комнатах.
Работа с пословицей. «МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ» . А всегда ли мы выполняем обязательные правила безопасности?
Нарушение правил электробезопасности может привести к электротравмам и пожару.
Нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электробытовыми приборами, при хранении и использовании горючих и легковоспламеняющихся веществ может привести к пожару.
Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к затоплению своей квартиры, квартир соседей.
Правила безопасного поведения в быту подробно изложены в главе 2. А здесь мы отметим следующее: чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в нём поддерживать постоянный порядок. Нужно помогать родителям в уборке комнат, всегда держать в определённом месте свои учебники, спортивный инвентарь. Если нужно использовать тот или иной прибор, надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации.
Метод мозгового штурма. Назвать основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире.
Вывод: Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире:
• небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);
• неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;
• неосторожное обращение с огнем , газом и химическими препаратами;;
• криминальные ситуации (взлом, ограбление).
Опасные ситуации случаются в квартире. Чаще всего - это:
• пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);
• взрыв газа (утечка газа, не выключенная плита);
• затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина);
• отравление (газом или химическими препаратами);
• поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
• разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).
VI. Первичное закрепление Обобщение и систематизация знаний.
А) «Выиграешь секунду – потеряешь жизнь»
Б) «Беда вымучит, беда и вылечит»
Фронтальный опрос. Вопросы :
Какое оборудование и бытовые приборы имеются в вашем доме (квартире)?
Какие правила соблюдаются в вашем доме (квартире) при пользовании различными электрическими, газовыми и другими приборами?
Какие случаи поломки бытовых приборов были в вашей жизни и как вели себя взрослые в этих ситуациях?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия « Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?»
Изучить § 1.2 учебника и подготовить ответы на поставленные вопросы.
Выполнить задания в дневнеке безоасности.
ОТГАДАЙ ШАРАДУ:
СИТУАЦИИ ОПАСНЫЕ И ПРЕДВИДЕТЬ МОЖНО
И НУЖНО