СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. Итоговое сочинение. Платонов. Маленький солдат.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию серию уроков, позволяющих подготовить учеников к итоговому сочинению. В основе этих уроков – тексты А.П.Платонова. Разнообразные приемы помогут ученикам погрузиться в платоновские тексты, определить содержательное ядро сочинения, увидеть «сигналы» художественных произведений.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Итоговое сочинение. Платонов. Маленький солдат.»

Серия уроков:

погружение в платоновский текст на уроках литературы:

подготовка к итоговому сочинению

Урок 1 (2 часа)

Тема урока: Моделирование итогового сочинения на основе рассказа А. Платонова «Маленький солдат» (направление «Добро и зло»)

Деятельностная цель:

формирование у обучающихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме для написания итогового сочинения;

Содержательная цель:

Подготовка к итоговому сочинению за счёт расширения понятийной базы обучающихся.

Предварительное домашнее задание: прочитать рассказ А. Платонова «Маленький солдат»

Ход урока

I. Введение в тему урока

Приём «Мысли во времени»

На доске запись

ДОБРО ЗЛО



Работа в группах по 4 человека

Задание:

1) Перед Вами два слова – «добро» и «зло». В течение 1 минуты каждый из Вас должен написать 6 слов-ассоциаций, которые связаны с ключевыми словами.

2) В группе обсудите слова-ассоциации, которые вы написали на листе, и коллективно сократите список слов до 4. Озвучьте их.

3) Теперь каждая группа выбирает 2 слова-ассоциации из оставшихся 4-х, озвучивает их и объясняет классу, почему именно эти слова больше всего соотносятся с ключевыми словами


Примечание: в идеале остаются слова ДОБРО – мир, счастье; ЗЛО – война, горе //смерть// сиротство…


4) на доске делается запись последнего отчёта групп

ДОБРО ЗЛО

1.

2.

3.


— Посмотрите на слова, которые в итоге у нас остались, и ответьте на вопросы:

— Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?

— Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?


II. Моделирование будущего сочинения на тему «Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?» (частичное заполнение таблицы)

1. Выделение ключевого слова в теме сочинения.

— Прочитайте ещё раз тему урока.

— Скажите, какое слово в теме ключевое? Какой ответ должен прозвучать? (Почему? Должны быть названы причины)

— Назовите эти причины и запишите их в таблицу (вступление)


Вступление

(примерно 50-60 слов)

Причины (примерные)

1. Противопоставление понятий ДОБРО и ЗЛО

2. Необходимость решения этой проблемы.

3. Необходимость нахождения путей решения проблемы и т.п.

Основная часть

(примерно 250 - 270 слов)

Тезис


Обоснование тезиса (дальнейшее составление плана)



Заключение

(примерно 50-60 слов)




2. Работа над выбором первого (рамочного) предложения и формулирование идеи сочинения

— Какой смысл мы хотим выразить в своей работе? (Тема добра и зла будет всегда волновать человечеств, потому что во все эпохи добро и зло противопоставлено друг другу, и только от нас, людей, зависит, на чьей стороне будет перевес силы, а значит, мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы добра на земле было больше. – 46 слов)

— Как вы думаете, где лучше всего записать сформулированную идею вашего сочинения – во вступлении или в заключении? Почему?

— Запишите свои мысли в таблице там, где считаете нужным (с формулировки идеи можно начать сочинение, а можно и завершить ею)

— Кто из вас решил завершить сочинение в виде формулировки идеи?

— Предложите своё начало сочинения (Почему на земле так много зла? Что происходит в наших душах, если мы позволяем царствовать злу? Почему противостояние добра и зла волнует и писателей, и художников, и философов, и политиков, и простых людей?... Давайте найдём ответы на эти вопросы, обратившись к рассказу Андрея Платонова «Маленький солдат» - 46 слов)


3. Самостоятельный анализ ключевых положений рассказа «Маленький солдат»

Приём «Погружение в словесную ткань»

Задание: перечитайте фрагменты текста, ответьте на вопросы, выпишите цитаты, сделайте обобщения, назвав темы, раскрытые в том или ином эпизоде.

Фрагмент рассказа 1:

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.

вопросы

Цитаты к ключевым положениям и их элементарный анализ

Примечание: если класс подготовленный, то заполняется детьми самостоятельно, при необходимости учитель помогает ученикам заполнять таблицу.

добро

зло

1. Как в этом небольшом фрагменте раскрыты два противоположных понятия ДОБРО и ЗЛО?

2. Какие детали помогают читателю понять мысли писателя?

3.Какие темы скрываются за обыденностью изображения привокзальной суеты?

  • «счастье отдыха»,

  • «тихо шипел котёл горячего... паровоза»,

  • «уговаривающие слова»


детали, которые напоминают о доме, счастье, о мирной жизни


тема мирной жизни,

дома, счастья

  • «недалеко от линии фронта»,

  • «внутри уцелевшего вокзала»,

  • «давно покинутого дома»


детали, которые указывают на то, что рядом война


тема войны,

тема разлуки,

тема разрушения

Фрагмент рассказа 2:

На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено теперь было к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Фрагмент рассказа 3:

Ребенок знал уже, что такое даль расстояния во время войны — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, — поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

1. Что поражает читателя во внешности мальчика при первой встрече?

2. Почему его описание отзывается в сердце читателя тревогой? Какие слова создают эту тревогу?

3. Какими чувствами должен быть наполнен мир десятилетнего ребёнка?

4. Что перечеркнуло его детство?

  • ребёнок лет 9-10


счастливое, безмятежное детство

  • «бывалый боец»,

  • «глаза... обнажали грусть»,

  • «он тосковал»,

  • «сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет»,


тема одиночества,

тема потерянного детства

Фрагмент рассказа 4:

— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь — тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!

Сережа заплакал.

1) Как Платонов рисует эмоции мальчика при расставании?

2) На понимание какой темы наводит читателя автор, описывая психологическое состояние героя?

3) Какой совет даёт ему майор?

4) Что узнаем мы из этих слов о маленьком солдате?


  • «особо-то воевать не старайся»,

  • держись, солдат»,

  • «Серёжа заплакал»


тема потерянного детства

Фрагмент 5:

Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год, он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война.

...Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод.

Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну.

1) Платонов пишет: «Характер его втянулся в войну». Как вы понимаете смысл этих слов?

2) Что значит «у него воинский характер»?

3) Какие темы вновь звучат в этих фрагментах?

  • Несмотря на то что вокруг война, рядом мать и отец


тема семьи

  • «близко принимал к сердцу войну и дело отца»,

  • «начал понимать по-настоящему, для чего нужна война» ,

  • «характер его втянулся в войну»

тема потерянного детства

Фрагмент 6:

А потом случилось горе, и в тыл мальчика некогда стало отправлять. Отца его, полковника, серьезно поранило, хоть и бой то, говорят, был слабый, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась — она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями, одно в полость живота, — и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала… Остался Сергей сиротой.

  1. Какова роль противительного союза, которым писатель начинает этот абзац?

  2. Как проявилось ЗЛО в данном эпизоде?


  • «А потом случилось горе»,

  • «отца… ранило…умер через два дня»,

  • «мать … захворала, затомилась…через месяц скончалась»,

  • «остался сиротой»


Тема сиротства, одиночества

Фрагмент 7:

Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.

... маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.

  1. Как вы понимаете выражение «образ святого детства»?

  2. С какой целью автор сравнивает ребенка со взрослым человеком?

2) Какая тема вновь звучит в словах «увела война»?

  • герой счастлив во сне, когда не ощущается реальность войны

  • «всхрапывал во сне»

  • «увела … война»,


тема потерянного детства



— Скажите, пожалуйста, какая тема чаще всего повторяется в тексте? Почему? (тема потерянного детства, т.е. тема раннего взросления ребёнка)

— Что лежит в основе этого явления?

— Продолжим работу с текстом. Какое слово чаще всего встречается в рассказе? (сердце)

— Найдите в тексте это повторяющееся слово, прочитав его в контексте.


  • «...светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца»,

  • «Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке.»,

  • «...он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет.»,

  • «Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, вместо родных, всем человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.»,

  • «...он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку».


— Что стоит за этим повторяющимся образом?


Сердце – это символ родства, единения людей.

Сердце – путеводная нить, которая позволяет мальчику сохранить себя,

не умереть от одиночества, от боли и горя.

Только в единстве с другими можно выжить в тяжёлых условиях,

Родство и единство душ противостоит войне.


— Давайте ещё раз ответим на вопросы, к которым обращались в начале уроке:

Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?

Что должны сделать люди, чтобы противостоять злу на земле?


4. Определение содержательного ядра сочинения: составление плана основной части сочинения на тему «Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?»

  1. Тезис 1: Зло всегда привлекает внимание людей, оно ярко, опасно, порой страшно. Оно – средство для достижения корыстных целей. И чтобы его победить, нужно знать причины конфликта добра и зла и пути решения данного противостояния. Уверена, зло можно победить только вместе, единство сможет противостоять злу.

или

Тезис 2: Причин того, что проблема добра и зла будет всегда волновать человечество, много. Одна из них - война, которая калечит не только тела, но и души. Особенно страшно, когда война «проходит» по детской судьбе. Страшно, когда война губит «святое детство», о чём и рассказывает нам Андрей Платонович Платонов.

  1. Обоснование тезиса:

— раннее взросление Серёжи: не ребёнок – воин, солдат,

— сиротство,

— расставание со старшим другом,

— одиночество,

— трагедия одинокого сердца,

— ребёнок – символ жизни, олицетворение добра, а война – символ смерти, горя и разрушения.


III. Работа над сочинением.


IV. Домашнее задание.

1. Прочитайте рассказы А.П. Платонова «Пустодушие», «Неодушевлённый враг»

2. Подумайте, можно ли обратиться к этому рассказу при написании сочинения на одну из тем:

1) «Война – это зло, «самое гадкое … в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе...» (Л.Н.Толстой)»

2) Почему люди становятся жестокими/злобными?

3) Оправдана ли жестокость военным временем?


3. Напишите план к теме, которую вы выберите для вашего сочинения.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!