СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1 ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ПРЕДМЕТОМ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА СТРАНИЦЕ ПРОПИСЕЙ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: познакомить с новым предметом, с прописями; научить руководствоваться инструкцией и выполнять гигиенические правила при письме; выработать умение ориентироваться в прописи; создать условия для развития речевых навыков и логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1 ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ПРЕДМЕТОМ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА СТРАНИЦЕ ПРОПИСЕЙ.»

Урок 1
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ПРЕДМЕТОМ.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА СТРАНИЦЕ ПРОПИСЕЙ

Цели деятельности педагога: познакомить с новым предметом, с прописями; научить руководствоваться инструкцией и выполнять гигиенические правила при письме; выработать умение ориентироваться в прописи; создать условия для развития речевых навыков и логического мышления.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают школьные принадлежности, необходимые на уроках по предмету; правила обращения с учебной книгой; значение понятий «устная речь», «письменная речь», «слово», «предложение»; условное обозначение предложения в письменной речи (полоска); умеют наблюдать за словами и предложениями в речевом потоке и в письменной речи; составлять предложения по иллюстрациям и с помощью заданных слов; определять, получилось предложение или нет, объяснять, в чем причина; выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, порядок слов в предложении, выражение законченной мысли; обозначать каждое предложение полоской; выделять в предложении слова; изменять порядок слов в предложении.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осмысливание процесса общения как способа получения и передачи информации; последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении, составление рассказа по сюжетным картинкам о первом дне в школе, обозначая каждое предложение длинной полоской; формулирование ответов на вопросы, пересказывание небольших литературных произведений, составление рассказов по плану, из личного опыта, как описание предмета, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; различение основных литературных жанров; логические – построение рассуждений о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», об употреблении вежливых слов в речи, о необходимости учебной деятельности, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Коммуникативные: умеют формировать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: положительно отзываются о школе, имеют желание учиться, адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке –

Учебник, ручка и тетрадка?

II. Мотивация к деятельности.

– Сегодня у вас замечательный день. Вы отправляетесь в далекое плавание по океану Письма.

Посмотрите на ваши парты. Они стоят, как корабли на рейде, готовые отправиться в плавание вместе со своими капитанами. А капитаны этих школьных кораблей – вы. Каждый день вы будете узнавать что-то новое.

Внимание, первоклассники! Капитанам школьных кораблей приготовиться к плаванию!

В первый день сентября

Отправляется в плаванье школа.

И до самого лета

Уходит, уходит в моря.

Ты за партой сидишь, капитан,

А за школьным окошком

Облака все плывут и плывут

От звонка до звонка.

Я. Аким

– Итак, друзья, наши корабли отчаливают.

Звучит мелодия песни «Как провожают пароходы» (сл. К. Ваншенкина, муз. А. Островского).

III. Знакомство с гигиеническими правилами письма.

1. Как правильно сидеть за столом при письме.

Учитель демонстрирует таблицу «Сиди прямо».

– Рассмотрите рисунки таблицы. Как сидит мальчик на рисунке слева? Как сидит мальчик на рисунке справа? Кто из них сидит правильно? Как правильно сидеть за столом?

Ученик должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) должна быть слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, должна лежать на столе, параллельно его краю.

Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.

2. Как правильно расположить тетрадь.

– Рассмотрите рисунки в рабочей тетради (с. 4–5).

Если вы пишете и рисуете правой рукой, сидеть за столом и класть тетрадь надо так, как это делает мальчик.

Если вы пишете и рисуете левой рукой, сидеть за столом и класть тетрадь надо так, как это делает девочка.

Мы будем учиться наклонному, а не прямому письму, потому что такое письмо более быстрое и рука при этом движется по бумаге, как ей удобно.

Наиболее правильное положением тетради такое, когда то, что мы пишем, находится напротив середины груди.

3. Как правильно держать ручку.

Учитель показывает, как надо держать ручку в руке при письме. Ученики пробуют правильно взять ручку. Ставят локоть на парту и в поднятой руке держат ручку.

– Ручку держат три пальца: большой, указательный и средний. (Ученики несколько раз упражняются: кладут ручку на парту, берут тремя пальцами и несколько раз приподнимают указательный палец.)

Примечание. Оптимальное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец; средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5–2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

– Внимание! Внимание! Наша эскадра приближается к берегу.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы поскачем, словно зайки…
Стоп! Немножко отдохнём
И домой пешком пойдём.

4. Работа в прописи (с. 6–7).

Графические упражнения.

Учащиеся соединяют листик с листиком, а божью коровку – с божьей коровкой.

Игра «Ориентирование на листе бумаги».

– Нарисуйте в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.

– Положите оранжевый треугольник; положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный.

Графические упражнения.

Учащиеся проводят линию от звездочек вниз, а от грибков – вправо.

Примечание. Графические навыки письма (овладение формой букв, безотрывностью соединений, скоростью письма) – это один из видов двигательных навыков. Особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.

Двигательный навык письма формируется медленно, особенно в первые два года обучения, а затем идет постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества, выработка стабильности. Этот навык достигает стадии значительной автоматизации только после 7–9 лет обучения.

На первоначальных этапах формирования навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка: в работу вовлекается целый ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела.

Письмо на первых порах связано и со значительным эмоциональным напряжением. Ребенок остро переживает первые трудности и неудачи. На первых этапах обучения письму затрата физических и духовных сил часто не приводит к желаемому результату. Рука как бы не слушается ребенка, так как движения пальцев, кисти и предплечья не согласованы.

Внимание ребенка полностью сосредоточивается только на процессе письма и с трудом распределяется между разными видами заданий. Поэтому переход от чисто графической работы к сочетанию ее со звукобуквенным анализом ведет к резкому снижению качества письма, особенно когда задание представляет для ученика большую трудность.

Учителю приходится следить за движением руки ребенка, подсказывать, куда ее вести, а иногда и помогать, взяв руку ребенка в свою, чтобы таким образом ученик ощутил, осознал, каким именно должно быть это усилие.

Сначала ребенок совершает относительно короткие движения в процессе письма, стремится быстрее прервать движение. Однако даже в самом начале обучения ребенок способен без отрыва ручки и без особого напряжения писать отдельные буквы, затем слоги, а к концу года – слова из 4–5 букв.

Сознательное овладение навыками письма

Всякий навык формируется и закрепляется в процессе упражнений. Они должны быть организованы так, чтобы каждодневное упражнение отрабатывало и закрепляло навык письма. Поэтому упражнения только тогда будут совершенствовать навык письма, когда они будут осуществляться осознанно. Учитель, предъявляя учащимся требования к письму, разъясняет, почему они должны писать наклонно, без нажима, безотрывно. Часть наиболее важных требований формулируются как правила письма, например:

1. Надо писать с наклоном.

2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.

3. Слог следует писать безотрывно.

4. Писать слова надо на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.

5. Писать нужно четко, ровно, без помарок.

С этими правилами дети знакомятся постепенно. С первых дней учащиеся узнают два первых правила. Как только они начинают писать слоги, учитель говорит о том, что слог надо писать, не отрывая руки. Когда дети начнут писать слова и предложения, вводится следующее правило: писать буквы и слова на одинаковом расстоянии друг от друга. Методика этой работы примерно такая: учитель пишет на доске три предложения. В первом предложении все буквы и слова написаны на равных друг от друга расстояниях; во втором предложении слова написаны далеко друг от друга; в третьем предложении слова расположены очень близко друг к другу, а буквы в словах написаны на разных расстояниях. На анализе этих примеров учащиеся вместе с учителем делают вывод: между словами всегда должны быть одинаковые расстояния, примерно равные букве о или и.

– Нам пора возвращаться на корабль. Скоро прозвенит звонок и закончится урок.

IV. Итог урока.

– Наше первое плавание завершено. Эскадра причаливает к родному берегу. Много раз мы будем бороздить просторы великого и прекрасного океана с удивительным названием «Красивое письмо».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!