II. Целеполагание | Через проблемный вопрос подвести к определению цели. | Вспомним полное названия курса географии 10 класса. Что означает слово «социальная»? Социальная география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. География населения — важнейшая часть общественной географии, поскольку человек — главная движущая сила прогресса и главная ценность общества. Знание демографических тенденций важно для планирования и прогнозирования социально экономического развития территории страны. Основной тенденцией на протяжении всей истории человечества является рост численности людей, при этом темпы роста определяются уровнем экономического развития стран и регионов, качеством образования и положением женщины в обществе. В настоящее време на Земле проживает на июль 2017 г 7,5 млрд. человек. Каждый год к населению Земли прибавляется население крупной страны, такой, как Гемания. Посмотрим как же по регионам изменялась численность населения мира | -Совместно определяют цель и задачи -Делают запись в тетрадь (тема, цель, задачи) Выполняют задание 1(см приложение) | Регулятивные: Действия, направленные на то, что еще не известно Коммуникативные Определение цели Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка цели Личностные: действие смыслообразования |
III Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия | Смотивировать на активную деятельность путем составления схемы на доске | Актуализирует опорные знания (повторение терминов и понятий) Учитель задает вопросы: Определите и отметьте по опорной схеме-плану «Изучение географии населения мира ». Что рассмотрим сегодня на уроке? | Повторяют пройденный материал , вспоминают изученное и совместно составляют схему (Задание 2 в приложение). | Личностные: Сформулирована мотивация учащихся на учебную деятельность Регулятивные Мобилизация сил и энергии Коммуникативные: Владение монологической и диалогической речью Познавательные: умение структурировать знания |
IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения. | Изучить новый материал | Используя текст учебника. На основе определения понятия дайте определение следующим понятиям: «демография», «воспроизводство населения» Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения. Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода Мы определили, что большая доля в приросте численности населения принадлежит странам второго (расширенного) типа воспроизводства. В наши дни большинство стран мира стремятся управлять своим воспроизводством, проводя демографическую политику. Попытаемся дать определение этому понятию. Инсценирование ситуаций. Вызываю четырех человек (по два). Сценка I. Встречаются два старых друга, которые не виделись два года. Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов. Второй. Ау тебя все тот же старенький «Пежо». Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!.. Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого! Сценка II. Диалог между мужем и женой. Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня. Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют. Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате - телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру! Жена. Нет, нет, я не хочу этого... Я хочу ребенка! М у ж. Да ты с ума сошла! Класс отвечает на вопросы В какой в стране происходит событие? К какому типу воспроизводства относятся страны? Какая демографическая политика проводится в этих государствами? - Итак что такое демографическая политика и на что она направлена? Просмотр видеофрагмента https://www.youtube.com/watch?v=2SWPSYjMXuM демографическая ситуация в Китае. Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографически процессов. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/i4-02_2.htm | Заполняют задание 3 (см приложение) Самостоятельно работают над текстом учебника стр 63-64. Выполняют задание 4 (см приложение) Дают определение понятию по аналогии с заданием 3. Смотрят видео фрагменты. Отвечают на вопросы задания 5, используя примеры стр 69 учебника Выполнение задания 6 (см приложение) | Познавательные. Поиск информации Регулятивные: Контроль за выполнением заданий Коммуникативные: Умение выражать мысли строить высказывания Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить высказывание. |
V. Включение в систему знаний и умений. | Проверить освоение знаний обучающихся | А теперь постараемся применить полученные знания для решения задач. В стране с населением 10 млн чел, в течение года родилось 360 тыс чел. и умерло 120 тыс. чел. Выехало из страны 20 тыс., въехало 10 тыс. Рассчитайте основные демографические показатели для этой страны и сделайте выводы об уровне и типе социально-экономического развития страны | Ученики решают задание 7 | -Познавательные: Поиск информации Преобразование знаково-символьной информации в словесную Личностные: Установление связи между целью и результатом Регулятивные: Оценка- и выделение и осознание того, что усвоено Поиск и сбор информации |
VI. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Понять, что было усвоено на занятии | Предлагает закончить предложение (раздает карточки): -Сегодня на уроке я понял -сегодня я научился -Для меня было сложным | Эмоционально оценивают свою деятельность и деятельность ученика по парте | Личностные. Оценивание усваиваемого материала Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания Познавательные: Универсальные логические действия |