СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 10 класс по теме "Численность и воспроизводство населения мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание учебного материала позволяет заинтересовать всех учащихся. Учащиеся имеют возможность более глубоко изучить отдельные вопросы темы, проанализировать статистический и картографический материал, а на уроке  применить приобретенные знания на практике. 

Просмотр содержимого документа
«Урок 10 класс по теме "Численность и воспроизводство населения мира"»


Урок 12 по географии 10 класс


Учебник: География 10 класс Максаковский В.П, 2017.


Тип урока: Изучение и закрепление нового материала


Тема: «Численность и воспроизводство населения мира»


Цель: сформировать у учащихся представление об изменении численности населения мира.


Задачи:

1) расширить представление о понятиях: естественное движение населения, демографический переход, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция;

2) продолжить формирование умения работать со статистическими материалами (таблицами, графиками, диаграммами).

3) отработка приемов самостоятельной устной деятельности;

4) формирование у учащихся естественнонаучного мировоззрения, культуры семейных отношений.

Оборудование: учебник, атлас, карточки, контурные карты



Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивационный этап.


Психологическое наполнение

-Проверяет готовность к уроку и организует внимание учеников


-Создает благоприятный эмоциональный настрой



Готовятся к уроку,

Приветствуют учителя

Личностные: Полная готовность к уроку

Регулятивные: Включение в ритм работы

Коммуникативные:

Контроль, коррекция.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия.

II. Целеполагание

Через проблемный вопрос подвести к определению цели.

Вспомним полное названия курса географии 10 класса. Что означает слово «социальная»?

Социальная география изучает не население, а лишь закономерности его размещения.

География населения — важнейшая часть общественной географии, поскольку человек — главная движущая сила прогресса и главная ценность общества.

Знание демографических тенденций важно для планирования и прогнозирования социально экономического развития территории страны.

Основной тенденцией на протяжении всей истории человечества является рост численности людей, при этом темпы роста определяются уровнем экономического развития стран и регионов, качеством образования и положением женщины в обществе.

В настоящее време на Земле проживает на июль 2017 г 7,5 млрд. человек. Каждый год к населению Земли прибавляется население крупной страны, такой, как Гемания. Посмотрим как же по регионам изменялась численность населения мира

-Совместно определяют цель и задачи


-Делают запись в тетрадь (тема, цель, задачи)









































Выполняют задание 1(см приложение)

Регулятивные: Действия, направленные на то, что еще не известно

Коммуникативные Определение цели Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка цели Личностные: действие смыслообразования



III Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия


Смотивировать на активную деятельность путем составления схемы на доске

Актуализирует опорные знания (повторение терминов и понятий)

Учитель задает вопросы:

Определите и отметьте по опорной схеме-плану «Изучение географии населения мира ». Что рассмотрим сегодня на уроке?


Повторяют пройденный материал , вспоминают изученное и совместно составляют схему (Задание 2 в приложение).







Личностные: Сформулирована мотивация учащихся на учебную деятельность

Регулятивные Мобилизация сил и энергии Коммуникативные:

Владение монологической и диалогической речью

Познавательные: умение структурировать знания




IV. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.

Изучить новый материал

Используя текст учебника.

На основе определения понятия дайте определение следующим понятиям: «демография», «воспроизводство населения»


Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения. Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода


Мы определили, что большая доля в приросте численности населения принадлежит странам второго (расширенного) типа воспроизводства.

В наши дни большинство стран мира стремятся управлять своим воспроизводством, проводя демографическую политику. Попытаемся дать определение этому понятию. Инсценирование ситуаций. Вызываю четырех человек (по два).

Сценка I.

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я пом­ню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.

Второй. Ау тебя все тот же старенький «Пежо».

Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и един­ственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..

Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!

Сценка II.

Диалог между мужем и женой.

Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабуш­кой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной про­блеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате - телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!

Жена. Нет, нет, я не хочу этого... Я хочу ребенка!

М у ж. Да ты с ума сошла!

Класс отвечает на вопросы

  1. В какой в стране происходит событие?

  2. К какому типу воспроизводства относятся страны?

  3. Какая демографическая политика проводится в этих государствами?

- Итак что такое демографическая политика и на что она направлена?

Просмотр видеофрагмента

https://www.youtube.com/watch?v=2SWPSYjMXuM демографическая ситуация в Китае.

Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографически процессов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/i4-02_2.htm

Заполняют задание 3 (см приложение)











Самостоятельно работают над текстом учебника стр 63-64. Выполняют задание 4 (см приложение)























Дают определение понятию по аналогии с заданием 3. Смотрят видео фрагменты. Отвечают на вопросы задания 5, используя примеры стр 69 учебника




















































































Выполнение задания 6 (см приложение)





Познавательные.

Поиск информации

Регулятивные:

Контроль за выполнением заданий

Коммуникативные:

Умение выражать мысли строить высказывания

Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить высказывание.












































V. Включение в систему знаний и умений.


Проверить освоение знаний обучающихся

А теперь постараемся применить полученные знания для решения задач.

В стране с населением 10 млн чел, в течение года родилось 360 тыс чел. и умерло 120 тыс. чел. Выехало из страны 20 тыс., въехало 10 тыс. Рассчитайте основные демографические показатели для этой страны и сделайте выводы об уровне и типе социально-экономического развития страны

Ученики решают задание 7



-Познавательные: Поиск информации

Преобразование знаково-символьной информации в словесную

Личностные:

Установление связи между целью и результатом

Регулятивные:

Оценка- и выделение и осознание того, что усвоено

Поиск и сбор информации

VI. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.


Понять, что было усвоено на занятии

Предлагает закончить предложение (раздает карточки):

-Сегодня на уроке я понял

-сегодня я научился

-Для меня было сложным

Эмоционально оценивают свою деятельность и деятельность ученика по парте

Личностные.

Оценивание усваиваемого материала

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания Познавательные: Универсальные логические действия



Домашнее задание: Прочитать стр 70-71 о качественном составе населения. Выписать топ-5 самых больших по продолжительности жизни стран мира и уровню грамотности. Узнать о месте России по эти показателям.


Запись в дневник домашнего задания



Приложение

Задание № 1. Проанализируйте рис. 7. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара сначала эры до 2010г. Используя таб.2, сравните динамику численности населения отдельных крупных регионов мира. Как изменяется их доля в общем население Земли?

Задание №2.

Определите и отметьте по опорной схеме-плану «Изучение географии населения мира ». Какую часть мы изучили и что рассмотрим сегодня на уроке?

Задание № 3

На основе определения понятия дайте определение следующим понятиям: демография, воспроизводство населения

Задание № 4

Используя рис.10 стр 67. учебника, охарактеризуйте распространение I и II типа воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия.

Задание №5

Что такое демографическая политика? В каких странах её проводят и с какой целью?

Задание № 6. Превидите примеры регионов и стран мира, которые находятся на разных этапах демографического перехода.

Задание № 7

А. В стране с населением 10 млн чел, в течение года родилось 360 тыс чел. и умерло 120 тыс. чел. Выехало из страны 20 тыс., въехало 10 тыс. Рассчитайте основные демографические показатели для этой страны и сделайте выводы об уровне и типе социально-экономического развития страны

Б. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек. При решении используйте следующие формулы


где КР, КС, КЕП — общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно; Р- число родившихся за год; С- число умерших за год; ЕП –естественный прирост населения за год; ЧН - среднегодовая численность населения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!