Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | – Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь. Своими улыбками пожелаем друг другу хорошего настро-ения и интересного урока. Настроимся на рабочий лад. Давайте вспомним, какой теме посвящены произведения, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках? – Да, мы знакомились с произведениями, которые посвящены весне | Показывают готовность к уроку. Эмоционально и психологически настраиваются на урок | Владеют навыками самоорганизации: эмоциональной и психологической подготовки к предстоящей деятельности |
II. Проверка домашнего задания | – Назовите произведение, над которым вы самостоятельно работали дома. – Прочитайте произведение молча. – О ком или о чем это произведение? – Как автор называет Весну? – Как начинается произведение? – Почему Весна не сразу взялась за дело? Прочитайте | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Осуществляют контроль, оценку учебных действий. Адекватно реагируют на оценку учителя и сверстников |
III. Актуализация знаний | – Отгадайте загадку. Шагает красавица, Легко земли касается. Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна.) – Просыпается природа после долгого сна. Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с хорошей погодой, хлебом, богатым урожаем. – Перечислите названия весенних месяцев. Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц, кто узнает. (Март.) В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся, В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? ... (Апрель.) Зеленеет даль полей Запевает соловей В белый цвет пустился сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай… Что за месяц это? (Май.) | Отгадывают загадку. – Март, апрель, май | Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи. Строят логическую цепь рассуждений, находят в тексте художественного произведения примеры образных выражений и определяют их смысл. Ориентируются в жанрах художественной литературы, обосновывают выбор, преобразовывают модели в соответствии с содержанием, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
IV. Постановка учебной задачи | – Назовите тему урока. – Какую цель вы ставите перед собой на уроке? | – «Весна». – Найти в тексте описание весенних изменений в природе |
V. Работа по теме урока. 1. Сообщения о Н. Сладкове | Рассказывает о Н. Сладкове. – Николай Иванович Сладков к началу войны успел окончить Гидрографический институт. Николай Иванович имеет 7 правительственных наград. По окончании войны, оставаясь военнослужащим, каждую свободную минуту Сладков обращался к изучению природы. «Природа волновала и влекла меня всю жизнь», – говорит Николай Иванович. Ее красота, тайны, обаяние, удивительная стойкость и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки о ней. «Никто меня специально не "вводил" в природу, никто не "приучал" и не открывал глаза. Я родился уже готовым ее поклонником. Мои книги – это плоды моих увлечений» – так рассказывает Николай Иванович о своей писательской работе. – Давайте подслушаем разговор Снега и Ветра в произведении Николая Ивановича Сладкова. | Внимательно слушают. | Применяют модели для получения информации, анализируют результат. Умеют вести поиск дополнительной информации, используя справочную литературу. Составляют небольшие монологические высказывания |
2. Чтение произведения | – Понравилось ли вам это произведение? | Отвечают на вопросы |
3. Беседа по со-держанию | – Чем понравилось? – Кто герои этого произведения? | |
4. Самостоятельное моделирование обложки | | Моделируют обложку |
Физкультми-нутка | А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. Руки в стороны, согнули, Вверх подняли и махнули. Спрятали за спину, Оглянулись! | Через правое плечо, Через левое еще. Дружно присели, Пяточки задели. На носочки поднялись, Руки вверх и руки вниз | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
| – Когда говорят: «на тебе лица нет»? – Прочитайте, как говорится об этом в учебнике. – Как Ветер относится к Снегу? | | Ориентируются в тексте. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Дают оценку |
5. Работа над текстом | – Как он его называет? – В каком предложении выражена обида Снега? – Какой совет Снегу дал Ветер? Прочитайте | |
VI. Итог урока. Рефлексия | – С каким произведением познакомились? – Кто автор? – Какие произведения написал Н. Сладков? – Продолжите предложения: • Я запомнил … • Я узнал … • Меня удивило … • Мне понравилось … | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения |
Домашнее задание | Прочитать рассказы Г. Скребицкого | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |