Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом. Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться. Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыб- ка – знак хорошего настроения, взаимного доброго расположения друг другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас! – Проверим готовность к уроку. | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Вычислите значения: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca320b83d7da/1129777_1.png) – Играем с цифрами. В игре участвуют цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. – Разместите их в кружочках так, чтобы ни одну из цифр нельзя было соединить прямой линией от кружка до кружка – с ее соседками в порядковом ряду. Две цифры уже поставлены на места. Ответ: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca320b83d7da/1129777_3.png) | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания уст- ного счета | Фронтальная | Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
Работа с геометрическим материалом. – Какие фигуры изображены на чертеже? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca320b83d7da/1129777_4.png) – Назовите признаки четырехугольника. – Назовите признаки пятиугольника. – Какие получатся новые фигуры, если стороны АВ и СD продолжить так, чтобы они пересеклись? | Работают с геометрическим материалом | Фронтальная | Устные ответы |
– Закройте «лишнюю» картинку. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca320b83d7da/1129777_5.png) | Определяют «лишнюю» картинку | Фронтальная | Устные ответы |
– Решите задачи. – Составьте по таблице задачи про птиц, заполняя окошки своими числами. Запишите ответ каждой задачи в третьей строке таблицы. Было | 9 | | 7 | | Улетело | 3 | 5 | | 8 | Осталось | | | | | | Работают с таблицей | Фронтальная | Устные ответы |
III. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Работа над ошибками (осуществляется по каждой их категории) | Сообщает результаты контрольной работы, указывает ошибки, допущенные учащимися. Предлагает для анализа задачи на кратное сравнение и увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. 1. У Пети 24 марки, а у Коли 8 марок. Во сколько раз у Пети марок больше, чем у Коли? 2. Ученики посадили 3 куста крыжовника, а кустов малины – в 2 раза больше. Сколько кустов малины посадили ученики? 3. В шкафу 15 кукол, а машинок в 3 раза меньше. Сколько машинок в шкафу? 4. Веревку длиной 16 м укоротили до 8 м. Во сколько раз веревка стала короче? | Выполняют работу над ошибками. Отвечают на вопросы | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют желание учиться. Познавательные: общеучебные – умеют находить необходимую информацию в учебнике; логические – проводят анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным учителем эталоном | Устные ответы. Работа в тетради |
III. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите рисунки на доске. – Как называются данные фигуры? – Какая часть фигуры закрашена на каждом рисунке? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca320b83d7da/1129777_6.png) – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем решать задачи на нахождение нескольких долей числа | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и очередность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, его временнх характеристик | Устные ответы |
IV. Повторение по теме | Работа по учебнику. Задание 21 (с. 85) | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Решите задачу. Трое мальчиков и трое девочек играют в космонавтов. Дети решили, что командиром корабля будем мальчик, бортинженером – девочка. – Составьте и заполните таблицу возможных вариантов комплектования экипажа «командир – бортинженер». | Таня | Катя | Света | Юра | Ю, Т | Ю, К | Ю, С | Дима | Д, Т | Д, К | Д, С | Федя | Ф, Т | Ф, К | Ф, С | – Сколько всего пар получилось? (9 пар.) | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают комбинаторную задачу, заполняя таблицу | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логичес- кие – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, а также план выполнения заданий, корректируют его в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 22 (с. 86) | – Работаем с геометрическим материалом. – Сколько одинаковых квадратов, не имеющих общих сторон, можно сложить из 16 спичек, если длина стороны квадрата равна одной спичке? (Четыре квадрата.) Решение: 1 4 = 4 16 : 4 = 4 (кв.). – Сколько одинаковых квадратов, не имеющих общих сторон, можно сложить из 16 спичек, если длина стороны квадрата равна двум спичкам? (Два квадрата.) Решение: 2 4 = 8 16 : 8 = 2 (кв.). – Сколько одинаковых квадратов, не имеющих общих сторон, можно сложить из 16 спичек, если длина стороны квадрата равна четырем спичкам? (Один квадрат.) Решение: 4 4 = 16 16 : 16 = 1 (кв.) | Выполняют вычисления | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 23 (с. 86) | – Рассмотрите рисунок. Как называются данные фигуры? (Шестиугольник, четырехугольник.) – Из скольких одинаковых треугольников можно сложить шестиугольник? (Из шести треугольников.) – Из скольких одинаковых треугольников можно сложить четырехугольник? (Из трех треугольников.) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca320b83d7da/1129777_7.png) | Делят фигуры на равные части | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 24 (с. 86) | – Назовите общее свойство чисел первого ряда. (Числа записаны одинаковыми цифрами.) – Назовите общее свойство чисел второго ряда. (Каждое следующее число, начиная со второго, на 14 больше.) – Назовите общее свойство чисел третьего ряда. (В каждом числе в разряде единиц стоит цифра 8.) – Назовите общее свойство чисел каждой группы. (Все числа двузначные.) | Устанавливают закономерности | Фронтальная | Устные ответы |
V. Самостоятельная работа по карточкам | Работа по карточкам | Проводит самостоятельную работу по карточкам. Карточка А 1. В книге 48 страниц. Таня прочитала 30 страниц. Сколько страниц этой книги осталось прочитать Тане? 2. Выберите и закрасьте кружки с номерами задач, обратных данной. Решите эти задачи. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca320b83d7da/1129777_8.png) Карточка В Около каждой задачи вставьте в кружок знак действия, с помощью которого она решается. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca320b83d7da/1129777_9.png) Карточка С Сколько на чертеже отрезков? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca320b83d7da/1129777_10.png) Запишите длину: самого длинного отрезка – см; самого короткого отрезка – см. Как узнать, не измеряя, длину третьего отрезка? | Выполняют самостоятельную работу по карточкам | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учи- теля, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем | Выполнение задания в рабочей тетради |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Образная рефлексия». – Сравните свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка). – Нарисуйте образ урока. – Заканчивается наш урок. И мне интересно, с какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия. Закончите фразы. Урок интересный, потому что… Он взволновал… Урок заставил задуматься… Урок дал понять… Он навел меня на мысль… – Благодарю всех за работу. Мне было очень приятно с вами сегодня общаться. Надеюсь, урок был полезным и поможет вам в жизни | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 13 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |