Тип урока: комбинированный |
Педагогические задачи: продолжить знакомство с творчеством А. Куприна; способствовать развитию навыков правильного и осознанного чтения, эмоционального отношения к произведениям искусства; совершенствовать умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; содействовать воспитанию наблюдательности, любви к природе |
Планируемые результаты |
Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения разных авторов | Метапредметные: познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; осуществляют поиск нужной информации; находят ответы на вопросы в тексте; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; осуществляют анализ, сравнение; строят логические рассуждения, делают выводы; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме | Личностные: эмоционально переживают текст произведения, выражают свои эмоции |
Образовательные ресурсы: аудиозапись «Голоса птиц», таблица для постановки дыхания перед чтением, таблица для оценивания чтения стихотворения, сигнальные карточки, портрет А. Куприна, выставка книг, иллюстрации с изображением птиц |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Улыбнемся, детвора! Заниматься нам пора. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им |
II. Проверка домашнего задания | – Что вы изучали на прошлом уроке? – Кто написал эти произведения? – О чем они? – Что было задано на дом? | Отвечают на вопросы, выполняют задания. 1-й вариант читает стихотворение Е. Баратынского, 2-й – Ф. Тютчева | Умеют оформлять свою мысль в устной речи |
III. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением о весне. Чтобы узнать, о чем будем читать, отгадайте загадку. Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет И все же голос свой имеет. (Скворец.) – Правильно, скворец. Сегодня мы познакомимся с произведением «Скворцы» Александра Ивановича Куприна. – Кто из вас видел скворцов? – Как выглядит эта птица? | Внимательно слушают. Отгадывают загадку. Осознают и принимают учебную задачу. Рассказывают по собственным наблюдениям | Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
IV. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя о А. Куприне | Рассказывает о писателе (см. Ресурсный мате- риал) | Внимательно слушают | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Владеют навыками работы со справочной литературой. Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности. Владеют способами конструктивного взаимодейст-вия со взрослым и сверстниками |
2. Словарная работа | – При чтении стихотворения вам встретятся следующие слова. Что они означают? Скворечник – небольшая деревянная будочка для птиц, укрепленная на шесте или дереве около дома. Беспечный – беззаботный. Истребить – уничтожить, погубить | Совместно с учителем объясняют значение слов |
3. Первичное чтение произведения «Скворцы» А. Куприна | | Читают хорошо читающие ученики |
4. Работа по вопросам учебника (с. 99–100) | | Отвечают на вопросы |
5. Работа в тетради (задания 1–3, с. 64) | | Выполняют задания |
6. Работа с поговоркой | – В народе говорят: «Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли». – Как вы понимаете эту пословицу? Обыкновенные скворцы – одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями уже в феврале или марте, когда еще лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и дуплами и начинают петь, раскрыв клюв и распустив крылья. Гнездо строит самка. Ее партнер помогает лишь символически, изредка принося какой-нибудь строительный материал – солому, сухую траву, веточки или перья | – С прилетом скворцов начинается настоящая весна. Внимательно слушают |
Физкультми- нутка | Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел – Ключик сразу не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
7. Чтение произведения «Скворцы-молодцы» Н. Сладкова | – А сейчас мы познакомимся с еще одним произведением о скворцах. Это рассказ Николая Ивановича Сладкова «Скворец-молодец». Читает по ролям вместе с подготовленным уче- ником | Осознают и принимают учебную задачу. Внимательно слушают | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Владеют навыками осознанного чтения. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности |
8. Беседа по вос-приятию текста | – Понравилось ли вам произведение? – Как автор относится к своим героям? – Как люди готовились к встрече скворцов? – Как вели себя птицы? – Как скворцы берегли свои гнезда и от кого? | Отвечают на вопросы |
9. Моделирование обложек (ра-бота в группах) | | Моделируют обложки |
V. Итог урока. Рефлексия | – Чему мы сегодня учились на уроке? – Что нового узнали? – Понравились ли вам произведения? – Давайте будем добрыми и внимательными к животным. – Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и у кого все получилось. – Кому сегодня было трудно? Прозвенел уже звонок. Всем спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение произведений А. Куприна и Н. Сладкова | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
А. И. Куприн (1870–1938) родился в семье небогатого чиновника. Когда будущему писателю было 3 года, умер отец. Мать, оставшись без средств, переехала в Москву. Здесь они жили в общей палате Московского вдовьего дома. С 7 лет Куприн жил в Александровском сиротском училище. В 1880 году Куприн поступает во 2-ю московскую гимназию, вскоре преобразованную в Кадетский корпус. В юности он увлекается стихами Пушкина, Лермонтова, Гейне. После окончания юнкерского училища Куприн короткое время прослужил подпоручиком в 46-м пехотном Днепропетровском полку. Его произведения печатались в журнале «Русское богатство». В 1984 году он вышел в отставку. В поисках заработка немало бродил по России, перепробовал много профессий: был грузчиком, управляющим имением, служил на заводе, изучал зубоврачебное дело, пел в хоре, работал землемером, актером провинциального театра.
В 1894 г. Куприн поселился в Киеве. Здесь он стал сотрудником газет «Киевское слово», «Киевлянин» и «Жизнь и искусство».
В 1896 году вышел первый сборник его произведений «Киевские типы».
После Октябрьской революции Куприн покидает Россию. Некоторое время он жил в Эстонии и Финляндии, а в июне 1920 года поселился в Париже.
Отрыв от родной страны был невыносим для писателя, и в 1937 г. он возвращается на родину.