Урок 108. А. Барто «Апрель». Н. Сладков «Ивовый пир»
(из цикла «Лесные шорохи») (дополнительное чтение)
Тип урока: комбинированный |
Педагогические задачи: продолжить знакомить детей с творчеством А. Барто; учить видеть и чувствовать глубокий смысл стихотворений, выражать свои мысли посредством выразительного чтения; воспитывать любвь к чтению |
Планируемые результаты |
Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения разных авторов | Метапредметные: познавательные: осуществляют выбор эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению | Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы |
Образовательные ресурсы: выставка книг, портрет А. Барто |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперед, за новыми знаниями! Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Проверка домашнего задания | – Каким было домашнее задание? | Пересказывают текст | Осуществляют контроль и оценку |
III. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы познакомимся со стихотворениями известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто | Принимают и сохраняют учебную задачу | Умеют слушать |
IV. Актуализация знаний | – Я буду зачитывать начало, а вы продолжайте. МЯЧИК Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. – Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. | БЫЧОК Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: – Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! | МИШКА Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. – О чем писала А. Барто в стихах для самых маленьких? | Выполняют задание. – Об играх, игрушках | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
V. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя об А. Барто | Рассказывает об А. Барто (см. Ресурсный материал). – Какие стихи А. Барто вы знаете? – Какие ее стихотворения вы знаете наизусть? Расска- жите | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2. Прогнозирование содержания текста | – Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое называется «Апрель». Предположите, о чем пойдет речь. – Чем еще нас может удивить апрель? Узнаем это из стихотворения А. Барто. | Прогнозируют содержание произведения |
3. Чтение стихотворения учителем | Читает стихотворение | Внимательно слушают |
4. Беседа по со-держанию | – Какое настроение вызывает это стихотворение? – Что такое верба? – Красива верба с пушистыми, словно меховыми сережками. Зацветает она обычно, когда лежит еще в лесах нерастаявший снег. Цветущая, покрытая голубоватыми мягкими пуховыми ветками, верба служит верным признаком прихода весны | Отвечают на вопросы |
Физкультми- нутка | Раз – руки вверх махнули И при том вздохнули, Два, три – нагнулись, Пол достали, А четыре – прямо встали | И сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный, Но колени гнуть не нужно. | Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики – Девочки и мальчики | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Выразительное чтение стихотворения | – Как приходит к нам апрель? – В каком произведении мы уже встречались с апрельским снегопадом? | – Зацветает верба, прилетают птицы, но может пойти снег. – Рассказ Н. Сладкова «Апрельские шутки» | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
6. Знакомство со «смешин- ками» | – Посмотрите на иллюстрации к стихотворению. Подберите к ним слова из текста. – Агния Барто – автор «смешинок». Познакомьтесь с некоторыми из них. (См. Ресурсный материал.) – Почему это «смешинки»? – В чем их смысл? | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы |
VI. Итог урока. Рефлексия | – О какой поэтессе, писательнице мы сегодня говорили? – Какие стихотворения прочитали? – Что еще вам запомнилось? – Что вам понравилось на уроке? – Какое у вас настроение? | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала |
Домашнее задание | Прочитать стихотворения А. Барто, взять в библиотеке сборник стихотворений, наиболее понравившееся выучить наизусть (по желанию) | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
Ресурсный материал
Кроссворд
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/02/s_5ca345b648ea6/1130005_1.png) | По горизонтали: 1. В каком городе родилась А. Л. Барто? 2. Кто был самым строгим ценителем ее первых стихов? 3. Кем мечтала стать А. Барто в детстве? По вертикали: 1. Подруга Тамары, с которой она ходила парой. 2. Имя мальчика, у которого добрая душа. 3. Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? 4. Весна, весна на улице, весенние деньки… |
Рассказ учителя об А. Л. Барто
Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения этой замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зелёной. В годы Великой Отечественной войны А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в г. Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Так было написано стихотворение «Мой ученик».
Узнал я утром, до гудка, Что мне дадут ученика. Все время думал я о нем, Как мы работать с ним начнем... Узнаю, сколько парню лет, В футбол играет или нет. Я сам недавно за станком, Я тоже был учеником. Пришел я тихонький такой, Боялся суппорт взять рукой; | Не знал сначала, где стоять, Какую тронуть рукоять. Я успокою новичка, Ведь он неопытный пока. Скажу, похлопав по плечу: «Тебя работать научу!» И вдруг приводят мне вчера Старуху с нашего двора. Я с ней знаком давным-давно – Я к ней мячом попал в окно. | Потом ходил за ней как тень И извинялся целый день. Степан Петрович, управдом, Уговорил ее с трудом. Теперь пропал я Все равно... Она явилась в цех. Сейчас расскажет Про окно И осрамит при всех. | Сказал я: – Встаньте за станок. – Она в ответ: – Иду, сынок. Смотрю – старуха молодец: Сама берется за резец, Сама включает самоход И стружку правильно берет. Она совсем не так стара, Старуха с нашего двора. И все ребята говорят: – Ей можно дать второй разряд. |
В самом конце войны, перед Днем Победы, в семье А. Л. Барто произошло большое несчастье – погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты – жертвы войны.
Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась книга стихов «Звенигород» (1947 г.) – книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них.
Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась.
Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут к Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: «Помогите найти моего сына, дочь, маму!» Что было делать?
Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное – нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции «Маяк». С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу «Найти человека». Вот вам пример – поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: «Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман». Через три часа после передачи пришла телеграмма «Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года». Почти 9 лет вела эту передачу А. Л. Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ею была написана книга «Найти человека», в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.
Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: «Вовка – добрая душа».
А. Л. Барто – одна из зачинателей литературы для детей. Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи стала сочинять в школе.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По ее стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надежным товарищем. В некоторых стихах А. Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.
«Смешинки»
Непослушная кошка
Мама. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?
Света. Его кошка съела.
Мама. Зачем ты ей позволила?
Света. Да я не позволила, я ей сказала: «Не трогай», а она говорит: «Не твое дело!»
Волшебные очки
Сережа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стеклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Сережа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.
Вот так защитник
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Разведчица
Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?
Дочь. А меня Вова на разведку прислал.