СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 108. А. БАРТО «АПРЕЛЬ». Н. СЛАДКОВ «ИВОВЫЙ ПИР».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: продолжить знакомить детей с творчеством А. Барто; учить видеть и чувствовать глубокий смысл стихотворений, выражать свои мысли посредством выразительного чтения; воспитывать любвь к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Урок 108. А. БАРТО «АПРЕЛЬ». Н. СЛАДКОВ «ИВОВЫЙ ПИР».»

Урок 108. А. Барто «Апрель». Н. Сладков «Ивовый пир»
(из цикла «Лесные шорохи») (дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: продолжить знакомить детей с творчеством А. Барто; учить видеть и чувствовать глубокий смысл стихотворений, выражать свои мысли посредством выразительного чтения; воспитывать любвь к чтению

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения разных авторов

Метапредметные:

познавательные: осуществляют выбор эффективных способов решения задач; овладевают навыками смыслового чтения; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания; осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: имеют представление о ценности и уникальности природного мира, охране природы

Образовательные ресурсы: выставка книг, портрет А. Барто


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел звонок и смолк – 

Начинается урок. 

Вы за парты тихо сели, 

На меня все посмотрели. 

Пожелайте успехов глазами 

И вперед, за новыми знаниями!

Мы сюда пришли учиться, 

Не лениться, а трудиться. 

Работаем старательно, 

Слушаем внимательно

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Проверка
домашнего
задания

– Каким было домашнее задание?

Пересказывают текст

Осуществляют контроль и оценку

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы познакомимся со стихотворениями известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто

Принимают и сохраняют учебную задачу

Умеют слушать

IV. Актуализация знаний

– Я буду зачитывать начало, а вы продолжайте.

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

– Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

– О чем писала А. Барто в стихах для самых маленьких?

Выполняют задание.











– Об играх, игрушках

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

V. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя об А. Барто

Рассказывает об А. Барто (см. Ресурсный материал).

– Какие стихи А. Барто вы знаете?

– Какие ее стихотворения вы знаете наизусть? Расска-
жите

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2. Прогнозирование содержания текста

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое называется «Апрель». Предположите, о чем пойдет речь.

– Чем еще нас может удивить апрель? Узнаем это из стихотворения А. Барто.

Прогнозируют содержание произведения

3. Чтение
стихотворения учителем

Читает стихотворение

Внимательно слушают

4. Беседа по со-держанию

– Какое настроение вызывает это стихотворение?

– Что такое верба?

– Красива верба с пушистыми, словно меховыми сережками. Зацветает она обычно, когда лежит еще в лесах нерастаявший снег. Цветущая, покрытая голубоватыми мягкими пуховыми ветками, верба служит верным признаком прихода весны

Отвечают на вопросы

Физкультми-
нутка

Раз – руки вверх махнули

И при том вздохнули,

Два, три – нагнулись,

Пол достали,

А четыре – прямо встали

И сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох

дружный,

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики –

Девочки и мальчики

Выполняют физкультминутку
согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Выразительное чтение стихотворения

– Как приходит к нам апрель?


– В каком произведении мы уже встречались с апрельским снего­падом?

– Зацветает верба, прилетают птицы, но может пойти снег.

– Рассказ Н. Сладкова «Апрельские шутки»


Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

6. Знакомство

со «смешин-
ками»

– Посмотрите на иллюстрации к стихотворению. Подберите к ним слова из текста.

– Агния Барто – автор «смешинок». Познакомьтесь с некоторыми из них. (См. Ресурсный материал.)

– Почему это «смешинки»?

– В чем их смысл?



Внимательно слушают.


Отвечают на вопросы

VI. Итог урока. Рефлексия

– О какой поэтессе, писательнице мы сегодня говорили?

– Какие стихотворения прочитали?

– Что еще вам запомнилось?

– Что вам понравилось на уроке?

– Какое у вас настроение?

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала

Домашнее

задание

Прочитать стихотворения А. Барто, взять в библиотеке сборник стихотворений, наиболее понравившееся выучить наизусть (по желанию)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить


Ресурсный материал

Кроссворд

По горизонтали: 1. В каком городе родилась А. Л. Барто? 2. Кто был самым строгим ценителем ее первых стихов? 3. Кем мечтала стать А. Барто в детстве?


По вертикали: 1. Подруга Тамары, с которой она ходила парой. 2. Имя мальчика, у которого добрая душа. 3. Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? 4. Весна, весна на улице, весенние деньки…

Рассказ учителя об А. Л. Барто

Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения этой замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зелёной. В годы Великой Отечественной войны А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в г. Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Так было написано стихотворение «Мой ученик».

Узнал я утром, до гудка,

Что мне дадут ученика.

Все время думал я о нем,

Как мы работать с ним начнем...

Узнаю, сколько парню лет,

В футбол играет или нет.

Я сам недавно за станком,

Я тоже был учеником.

Пришел я тихонький такой,

Боялся суппорт взять рукой;

Не знал сначала, где стоять,

Какую тронуть рукоять.

Я успокою новичка,

Ведь он неопытный пока.

Скажу, похлопав по плечу:

«Тебя работать научу!»

И вдруг приводят мне вчера

Старуху с нашего двора.

Я с ней знаком давным-давно –

Я к ней мячом попал в окно.

Потом ходил за ней как тень

И извинялся целый день.

Степан Петрович, управдом,

Уговорил ее с трудом.

Теперь пропал я

Все равно...

Она явилась в цех.

Сейчас расскажет

Про окно

И осрамит при всех.

Сказал я:

– Встаньте за станок. –

Она в ответ:

– Иду, сынок.

Смотрю – старуха молодец:

Сама берется за резец,

Сама включает самоход

И стружку правильно берет.

Она совсем не так стара,

Старуха с нашего двора.

И все ребята говорят:

– Ей можно дать второй разряд.

В самом конце войны, перед Днем Победы, в семье А. Л. Барто произошло большое несчастье – погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты – жертвы войны.

Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась книга стихов «Звенигород» (1947 г.) – книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них.

Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась.

Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут к Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: «Помогите найти моего сына, дочь, маму!» Что было делать?

Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное – нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции «Маяк». С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу «Найти человека». Вот вам пример – поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: «Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман». Через три часа после передачи пришла телеграмма «Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года». Почти 9 лет вела эту передачу А. Л. Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ею была написана книга «Найти человека», в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: «Вовка – добрая душа».

А. Л. Барто – одна из зачинателей литературы для детей. Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи стала сочинять в школе.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По ее стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надежным товарищем. В некоторых стихах А. Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.

«Смешинки»

Непослушная кошка

Мама. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?

Света. Его кошка съела.

Мама. Зачем ты ей позволила?

Света. Да я не позволила, я ей сказала: «Не трогай», а она говорит: «Не твое дело!»

Волшебные очки

Сережа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стеклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.

Мама. Кому же нужны такие очки?

Сережа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.

Вот так защитник

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду.

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.

Разведчица

Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

Дочь. А меня Вова на разведку прислал.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!