СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 11. «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 11. «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.»

Литература.10 класс

Урок №112.

Тема урока: «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

I. Проверка домашнего задания – прочитать выписки из материалов учебника по теме: «Мысль народная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Вступительное слово учителя.

В романе Толстого «Война и мир» главной, основной и любимой для автора мыслью, пронизывающей все главы романа от его начала до эпилога, была «мысль народная». Эта мысль живет не только в каждом герое, в каждой большой сцене романа «Война и мир», но и в каждом эпизоде, в каждой детали. Толстой пытается доказать народ не как большую группу людей, а как единое и неделимое целое, одухотворенное своей собственной, непонятной для многих дворян жизнью, своими мыслями, целями, качествами.

По замыслу Толстого главной причиной победы русских, в 1812 году и была эта «мысль народная», это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать. Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту родины, в народной любви к своему отечеству. В романе «Война и мир» этот единодушный порыв русских становится как бы еще сильнее на фоне блистательно изображенного Толстым высшего света, полного интриг, сплетен, корыстных интересов, многие представители которого не понимают опасности и того трудного положения, в котором находится народ, и не видят или не хотят видеть, как народ единодушно поднимается на борьбу. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Так показана «мысль народная» в действии.

Преклонение перед «роевой» жизнью народа, отрицание значения личности заставляет Толстого свою любимую героиню, Наташу, наделить изначальной близостью к народу, лучших героев, таких, как Пьер и Андрей, шаг за шагом вести к сближению с ним. И хотя никто из персонажей не потеряет своей индивидуальности, одним из важнейших критериев в оценке людей для писателя будет их родство с патриархальным крестьянством, понимание естественного течения жизни.

Все герои романа разделены на две группы. К первой из них принадлежат все те, кому небезразлична судьба Родины, чья жизнь переворачивается во время войны 1812 года, чей «личный интерес» непосредственно связан с «общим ходом дел». Это старый князь Болконский, собирающий ополчение, готовящийся к защите Лысых Гор от французов, Ростовы, отдающие свои подводы под раненых, Петя, Николай, Андрей, Пьер, видящие цель своей жизни в участии в Отечественной войне.

Ко второй половине относятся те, чья жизнь не изменяется с началом войны, никак от нее не зависит. Это псевдопатриоты из петербургского салона А. П. Шерер и посетители дома Элен, симпатизирующие Наполеону и французам, Берг, озабоченный покупкой шифоньерки во время оставления жителями Москвы, Борис, интересующийся только повышением по службе. Все они осуждаются автором именно за безразличие к общему делу. Идеальной же личностью становится Кутузов, понимающий глубокий смысл происходящего.

Анализ глав, предложенных для домашнего прочтения.

1. Смоленск и его жители (том III, часть II, глава IV) с. 116-126)

2. Поведение крестьян в Богучарово, где во время отступления оказалась княжна Марья с умирающим отцом (том III, часть II, главы XIII и XIV) (с. 166-, 169-171)

3.Чем характеризуется толпа в сценах встречи царя в Москве, расправы с Верещагиным (том III, часть I, глава XXI, с. 93); том III, часть III, глава XXV, с. 356-360)?

Обратим внимание: Толстой разводит понятия «народ» и «толпа», придает этому немалое значение. Не всякое единение множества людей — народ. Когда в сцене восторженной встречи царя в Москве писатель рисует обезумевших людей, готовых убить друг друга за кусок бисквита, бросаемого царем с балкона, он говорит о толпе. Главное в жизни толпы — создание кумиров. К этому склонен Николай Ростов. Его обожание царя, как и вся­кой силы и власти, — от чувства толпы, которую легко склонить к жестокости. Свидетельство этому — расправа толпы, под воздействием речи московского градоначальника Растопчина, с Верещагиным. Толпа — это и светская чернь, и часть верхних слоев военного сословия.

Толпой узурпировано представление о патриотизме. Оно в речах, словах, нарочито громких заверениях в любви к Отечеству. Показательно, что дорогие для Толстого герои, которые обнаруживают в своих действиях настоящий патриотизм, такие, как Наташа и Петя Ростовы, стыдятся говорить о своей любви к родине. Когда Петя, решив ехать в армию, просил согласия отца, он «покраснел до поту и проговорил-таки: — Когда отечество в опасности...».

В «Севастопольских рассказах» Толстой писал о «стыдливом патриотизме», в романе — о «скрытой теплоте патриотизма». Именно это чувство имел он в виду, определяя основную мысль «Войны и мира» как «мысль народную», поэтому связал ее в своем сознании с Отечественной войной. Этой «мысли», которую, как помним, Толстой «полюбил», обязан своим пафосом роман-эпопея. Достоевский назвал «Войну и мир» поэмой, а ее автора — «идеальным романистом», подчеркнув тем самым, что Толстой сумел воплотить в произведении свой идеал. Этот идеал — единение людей, их близость, всеобщность интересов, помыслов, дел, то есть все то, что, казалось ему, следует искать прежде все­го в народной жизни.

Задание на дом: стр.171-176; подбор материалов по теме «Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции роли личности в истории».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!