Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | На урок пришли вы в класс, Настроенье как у вас? Вам сегодня предстоит На вопросы отвечать. | Свои знанья подтверждать. Приготовились? Тогда в добрый путь Вам всем, друзья! | – Как вы ощущаете весну? – Какие слова используете, чтобы передать это чувство? – Расскажите, как вы радуетесь? Какими словами это можно передать? | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе |
II. Актуализация знаний | – В русском фольклоре можно найти много песен, пословиц, поговорок, загадок о птицах. – Выполните творческое задание: соберите пословицы. Увидел скворца – … весна не обходится Без первой ласточки … вывел весну из затворья Прилетел кулик из-за моря, … весна у крыльца – А теперь отгадайте загадку: Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня, и полет Вошли в стихотворения. – Каких птиц вы знаете? – Что интересного вы знаете о птицах? Расскажите | Собирают пословицы на доске и партах. – Жаворонок. Отвечают на вопросы | Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения. Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности, логические операции. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
III. Постановка учебной задачи | – Отгадайте загадку: Журчанье струек ручейка Артист несет под облака. Весной, когда сойдут снега, Он с высоты апреля | Роняет звонко на луга Отзывчивые трели. Не зря к любимцу высоты Открыто тянутся цветы, Как чутким сердцем, я и ты! | – В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. Ни одного времени года мы не ждем с таким нетерпением, как весны. Показывает иллюстрации и организует обсуждение. – Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением В. Жуковского «Жаворонок» | – Жаворонок. Слушают учителя Участвуют в обсуждении | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
IV. Работа по теме урока. 1. Рассказ учителя о В. Жуковском | Рассказывает о писателе (см. Ресурсный материал) | Внимательно слушают | Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Умеют слушать. Владеют навыками работы со справочной литературой, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
2. Первичное прочтение стихотворения учителем | Читает стихотворение | |
3. Словарная работа | – Перед тем как читать стихотворение, разберем некоторые слова и словосочетания. Автор стихотворения жил более ста лет назад, и люди тогда говорили несколько иначе, чем сейчас. (Слова и словосочетания написаны на карточках и находятся на доске, в них расставлены ударения. Для работы также используется толковый словарь.) Лес зардел. – Кто из вас видел восход солнца? Опишите. Долина. – Как вы думаете, что такое долина? Прочитайте объяснение этого слова в толковом словаре. Пар белеет тонкий. – Как вы думаете, почему возникает пар? Кто-нибудь из вас видел утром пар, туман? Какого он цвета, можно ли его потрогать? В лазури. – Какого цвета бывает небо весной? Посмотрите в толковом словаре объяснение этого слова. Замените слово лазурь на слово из толкового словаря. Что получилось? Сравним эти два словосочетания: лазурное небо и светло-синее небо. Какое из них вам нравится больше, почему? | Совместно с учителем объясняют значение слов и словосочетаний. – Зардел – это значит, что листва деревьев в лесу окрасилась в красный цвет от лучей восходящего солнца. – Долина – удлиненная впадина среди гор, вдоль речного русла. – Когда лучи солнца прогревают влажную землю, то вода испаряется, и появляется пар или туман. – Лазурный – светло-синий. – Светло-синий (светло-синее небо) |
4. Работа над содержанием произведения | – Где живет жаворонок? Как об этом пишет В. Жуковский? – Где он летает? – Как вы понимаете слово взмыл? | – Высоко взлетел |
Физкультминутка | Руки вверх поднимем – раз, Выше носа, выше глаз. Прямо руки вверх держать, Не качаться, не дрожать. Два – опустим руки вниз, Стой на месте, не вертись. Вверх раз, два, Три, четыре – вниз! Повторяем, не ленись! | Будем делать повороты Выполняйте все с охотой. Раз – налево поворот, Два – теперь наоборот. Так, ничуть не торопясь, Повторяем восемь раз. Руки на поясе, ноги шире! | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
5. Чтение и анализ про-изведения | – Прочитайте 1-ю и 2-ю строчки стихотворения. Какую картину вы представляете? – В какое время дня поет жаворонок? – Как поет жаворонок? Какие слова использует автор, чтобы описать песню жаворонка? – Почему жаворонок сверкает на солнышке? Почему песня звонкая, радостная? – Почему автор сравнивает пение жаворонка со звоном колокольчика? Как называется в литературе этот прием? – С чем сравнивается чистота песни жаворонка? Прочи-тайте. – О чем поет жаворонок? – Что радует степного певца? Что он приветствует своей песней? – Докажите словами из текста. – Каким голосом и с каким настроением надо читать стихотворение, чтобы передать радостное настроение? | – Ранним утром. – Звонко, на солнышке сверкает, лучисто, колокольчиком звенит, звон прозрачный, чистый, тонкий, нежный, как небо. – Эпитет. – С колокольчиком. – Приход весны | Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, владеют диалогической (монологической) речью. Формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения, осуществляют анализ. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
V. Итог урока. Рефлексия | – С каким стихотворением мы познакомились на уроке? – Кто автор этого стихотворения? – Как мы учились читать это стихотворение? – Какое у вас настроение сейчас? – Что особенно понравилось? – Кого хотите похвалить за работу на уроке? | Отвечают на вопросы учителя | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
Домашнее задание | Выучить стихотворение В. Жуковского «Жаворонок» наизусть | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – один из основоположников русского романтизма. Его творчество обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний.
К заслуге Жуковского относится работа над народными сказками, сюжет которых он, подобно Пушкину, излагал стихами, превращая их в поэму («Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Иван-Царевич и Серый волк», «Мальчик-с-пальчик», «Война мышей и лягушек» и др.)
Жуковский много занимался переводами, которые отличались высокими художественными достоинствами, знакомили читателей с крупными памятниками мировой литературы.
Будущий поэт учился в Благородном пансионе при Московском университете. Он был одним из близких друзей А. С. Пушкина.
Стихотворения Жуковского отличаю исключительная выразительность и музыкальность. По словам В. Г. Белинского, муза поэта «дала русской поэзии душу и сердце». Высоко ценил его «стихов пленительную сладость» А. С. Пушкин, который считал себя учеником Жуковского. Такого же мнения придерживался и Белинский: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». В 1815 году Жуковского пригласили на должность чтеца царицы. Он на долгие годы стал придворным, в течение 15 лет был воспитателем наследника, будущего царя Александра II. Его чрезмерно занимали вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, что нашли отражение в литературной деятельности.
Жуковским была создана, как он сам говорил, «педагогическая поэма – книга, включавшая азбуку и арифметику: для нее были написаны художественные произведения, ставшие классикой в детской литературе (стихотворения «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок»).