СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 112. В. ЖУКОВСКИЙ «ЖАВОРОНОК». В. БИАНКИ «ЧТО УВИДЕЛ ЖАВОРОНОК, КОГДА ВЕРНУЛСЯ НА РОДИНУ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: уточнить и расширить знания и представления обучающихся о признаках весны; создать условия для ознакомления со стихотворением В. Жуковского «Жаворонок», развития навыка выразительного чтения стихотворения, обогащения активного словарного запаса; способствовать развитию воображения; содействовать воспитанию любви к природе родного края, чувства прекрасного.

Просмотр содержимого документа
«Урок 112. В. ЖУКОВСКИЙ «ЖАВОРОНОК». В. БИАНКИ «ЧТО УВИДЕЛ ЖАВОРОНОК, КОГДА ВЕРНУЛСЯ НА РОДИНУ».»

Урок 112. В. Жуковский «Жаворонок».
В. Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину»
(отрывок)
(дополнительное чтение)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: уточнить и расширить знания и представления обучающихся о признаках весны; создать условия для ознакомления со стихотворением В. Жуковского «Жаворонок», развития навыка выразительного чтения стихотворения, обогащения активного словарного запаса; способствовать развитию воображения; содействовать воспитанию любви к природе родного края, чувства прекрасного

Планируемые результаты

Предметные: пользуются средствами речевой выразительности; составляют рассказ по иллюстрациям; замечают слова, ярко описывающие картины природы

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях; воспроизводят по памяти информацию; осуществляют анализ, сравнение;

регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности;

коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению

Личностные: эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции

Образовательные ресурсы: сведения о В. Жуковском, иллюстрации по теме урока, карточки с заданиями


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

На урок пришли вы в класс,

Настроенье как у вас?

Вам сегодня предстоит

На вопросы отвечать.

Свои знанья подтверждать.

Приготовились?

Тогда в добрый путь

Вам всем, друзья!

– Как вы ощущаете весну?

– Какие слова используете, чтобы передать это чувство?

– Расскажите, как вы радуетесь? Какими словами это можно передать?

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Актуализация знаний

– В русском фольклоре можно найти много песен, пословиц, поговорок, загадок о птицах.

– Выполните творческое задание: соберите пословицы.

Увидел скворца – … весна не обходится

Без первой ласточки … вывел весну из затворья

Прилетел кулик из-за моря, … весна у крыльца

– А теперь отгадайте загадку:

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения.

– Каких птиц вы знаете?

– Что интересного вы знаете о птицах? Расскажите



Собирают пословицы на доске
и партах.







– Жаворонок.


Отвечают на вопросы

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Осуществляют контроль и оценку учебной деятельности, логические операции.
Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

III. Постановка учебной задачи

– Отгадайте загадку:

Журчанье струек ручейка

Артист несет под облака.

Весной, когда сойдут снега,

Он с высоты апреля

Роняет звонко на луга

Отзывчивые трели.

Не зря к любимцу высоты

Открыто тянутся цветы,

Как чутким сердцем, я и ты!

– В народе говорят, что жаворонок приносит на своих крыльях весну. Ни одного времени года мы не ждем с таким нетерпением, как весны.

Показывает иллюстрации и организует обсуждение.

– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением В. Жуковского «Жаворонок»






– Жаворонок.

Слушают учителя



Участвуют в обсуждении

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

IV. Работа
по теме урока.

1. Рассказ учителя о В. Жуковском



Рассказывает о писателе (см. Ресурсный материал)



Внимательно слушают

Извлекают необходимую информацию
из рассказа учителя.

Умеют слушать.

Владеют навыками работы со справочной литературой, способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

2. Первичное прочтение
стихотворения учителем

Читает стихотворение


3. Словарная работа

– Перед тем как читать стихотворение, разберем некоторые слова и словосочетания. Автор стихотворения жил более ста лет назад, и люди тогда говорили несколько иначе, чем сейчас.

(Слова и словосочетания написаны на карточках и находятся на доске, в них расставлены ударения. Для работы также используется толковый словарь.)

Лес зардел.

– Кто из вас видел восход солнца? Опишите.



Долина.

– Как вы думаете, что такое долина? Прочитайте объяснение этого слова в толковом словаре.

Пар белеет тонкий.

– Как вы думаете, почему возникает пар? Кто-нибудь
из вас видел утром пар, туман? Какого он цвета, можно ли его потрогать?

В лазури.

– Какого цвета бывает небо весной?

Посмотрите в толковом словаре объяснение этого слова.

Замените слово лазурь на слово из толкового словаря. Что получилось? Сравним эти два словосочетания: лазурное небо и светло-синее небо. Какое из них вам нравится больше, почему?

Совместно с учителем объясняют значение слов и словосочетаний.





– Зардел – это значит, что листва деревьев в лесу окрасилась в красный цвет от лучей восходящего солнца.


– Долина – удлиненная впадина среди гор, вдоль речного русла.


– Когда лучи солнца прогревают влажную землю, то вода испаряется, и появляется пар или туман.


– Лазурный – светло-синий.


– Светло-синий (светло-синее
небо)

4. Работа над содержанием произведения

– Где живет жаворонок? Как об этом пишет В. Жуковский?

– Где он летает?

– Как вы понимаете слово взмыл?



– Высоко взлетел

Физкультминутка

Руки вверх поднимем – раз,

Выше носа, выше глаз.

Прямо руки вверх держать,

Не качаться, не дрожать.

Два – опустим руки вниз,

Стой на месте, не вертись.

Вверх раз, два,

Три, четыре – вниз!

Повторяем, не ленись!

Будем делать повороты

Выполняйте все с охотой.

Раз – налево поворот,

Два – теперь наоборот.

Так, ничуть не торопясь,

Повторяем восемь раз.

Руки на поясе, ноги шире!


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

5. Чтение
и анализ про-изведения

– Прочитайте 1-ю и 2-ю строчки стихотворения. Какую картину вы представляете?

– В какое время дня поет жаворонок?

– Как поет жаворонок? Какие слова использует автор, чтобы описать песню жаворонка?  



– Почему жаворонок сверкает на солнышке? Почему песня звонкая, радостная?

– Почему автор сравнивает пение жаворонка со звоном колокольчика? Как называется в литературе этот прием? 

– С чем сравнивается чистота песни жаворонка? Прочи-тайте.

– О чем поет жаворонок?

– Что радует степного певца? Что он приветствует своей песней?

– Докажите словами из текста.

– Каким голосом и с каким настроением надо читать стихотворение, чтобы передать радостное настроение?



– Ранним утром.

– Звонко, на солнышке сверкает, лучисто, колокольчиком звенит, звон прозрачный, чистый, тонкий, нежный, как небо.




– Эпитет.

– С колокольчиком.


– Приход весны

Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, владеют диалогической (монологической)
речью.

Формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные
мнения, осуществляют анализ.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками.

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы

V. Итог урока. Рефлексия

– С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

– Кто автор этого стихотворения?

– Как мы учились читать это стихотворение?

– Какое у вас настроение сейчас?

– Что особенно понравилось?

– Кого хотите похвалить за работу на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что еще нужно
усвоить

Домашнее

задание

Выучить стихотворение В. Жуковского «Жаворонок» наизусть

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что нужно еще
усвоить


Ресурсный материал

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – один из основоположников русского романтизма. Его творчество обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний.

К заслуге Жуковского относится работа над народными сказками, сюжет которых он, подобно Пушкину, излагал стихами, превращая их в поэму («Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Иван-Царевич и Серый волк», «Мальчик-с-пальчик», «Война мышей и лягушек» и др.)

Жуковский много занимался переводами, которые отличались высокими художественными достоинствами, знакомили читателей с крупными памятниками мировой литературы.

Будущий поэт учился в Благородном пансионе при Московском университете. Он был одним из близких друзей А. С. Пушкина.

Стихотворения Жуковского отличаю исключительная выразительность и музыкальность. По словам В. Г. Белинского, муза поэта «дала русской поэзии душу и сердце». Высоко ценил его «стихов пленительную сладость» А. С. Пушкин, который считал себя учеником Жуковского. Такого же мнения придерживался и Белинский: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». В 1815 году Жуковского пригласили на должность чтеца царицы. Он на долгие годы стал придворным, в течение 15 лет был воспитателем наследника, будущего царя Александра II. Его чрезмерно занимали вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, что нашли отражение в литературной деятельности.

Жуковским была создана, как он сам говорил, «педагогическая поэма – книга, включавшая азбуку и арифметику: для нее были написаны художественные произведения, ставшие классикой в детской литературе (стихотворения «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!