СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 13. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя. Урок внеклассного чтения. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока «Осень» как произведение сентиментализма. Стихотворение в актёрском исполнении.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 13. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя. Урок внеклассного чтения. 9 класс.»

Урок 13. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя.
Урок внеклассного чтения.

Основное содержание урока
«Осень» как произведение сентиментализма. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устное монологическое высказывание. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

«Осень» как произведение сентиментализма.

I. Сообщения учащихся о прочитанных произведениях Н. М. Карамзина:

— «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени».

Какие черты сентиментализма проявились в этих произведениях?

— Фрагменты исторического труда Карамзина «История государства Российского».

— Отчёт о выполнении задания из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».

II. Прослушивание стихотворения Н. М. Карамзина «Осень» в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Проанализируйте композицию стихотворения «Осень».
Сколько в нём смысловых частей, как они взаимосвязаны?
— Какие образы являются в нём ключевыми? Определите, созвучны они или противопоставлены.

— Какие поэтические интонации указывают на настроение текста?
— Определите смысловую роль строфики стихотворения.
— Какой смысл придаёт стихотворению нерифмованный, белый стих?
— Какие черты сентиментализма отразились в нём? Приведите примеры.

III. Практическая работа.
Анализ языка стихотворения «Осень».

Группа 1.

Звукописные образы и их роль в стихотворении.

Группа 2.
Цветовые картины и их смысловая роль.

Группа 3.
Лексический строй текста (существительные, глаголы, прилагательные, их количественные и качественные характеристики).

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

Группа 4.
Синтаксический строй текста.
Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры).

Заполнение цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Анализ языка стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»

Языковые особенности стихотворения

Примеры

Звукописные образы

            

Цветовые картины

            

Лексический строй текста

          

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

          

Синтаксический строй текста

          

Изобразительно-выразительные средства языка (фигуры)

          

Выводы

          



Обучение выразительному чтению стихотворения:

— Разделите текст на смысловые части и определите их настроение.

— Укажите слова, которые нужно выделить логическими ударениями.

— Расставьте вертикальными линиями смысловые и ритмические паузы.

— Определите варианты интонационного повышения и понижения голоса в конце стихотворных строк и обозначьте их стрелками.
Обратите внимание на восклицательные интонации.

— Прочитайте стихотворение вслух по частям и полностью, соблюдая сделанную вами партитурную разметку.

— Вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Итоговые вопросы:

В чём философский смысл стихотворения «Осень»?

Какие черты сентиментализма в нём проявились?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Сделать его письменный анализ или ответить письменно на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Подготовить ответ на проблемный вопрос «Чем современна литература XVIII века?»


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

18.08.2024 20:08
Панарина Любовь Николаевна @yazyki
Спасибо.Интересный урок по содержанию.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!