СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 13. Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова.

Просмотр содержимого документа
«Урок 13. Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова.»

Урок 13 Русский язык 10 класс

РАЗДЕЛ III. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Тема. Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова

Цели: повторить и обобщить знания о морфемах русского языка; отработать приемы определения корня слова, выделения окончания в слове; изучать стилистические ресурсы морфемики: синонимичные и омонимичные морфемы.

Ход урока

  1. Закрепление изученного в разделе. Словарный диктант

Абитуриент, абонемент, абсолютный, авангард, авторитет, агре­гат, адвокат, аккомпанемент, аккумулятор, аллегория, амфитеатр, аналогия, анонимный, аплодисменты, аромат, атмосфера, ауди­енция, багаж, бинокль, бойкот, бокал, бутерброд, вакуум, вакцина, вентилятор, вестибюль, ветеран, винегрет, виртуоз, вокал.



II. Работа по теме урока

          1. Слово учителя. Общие черты и различия морфемы и слова.

Морфема и слово имеют сходства. Это значимые единицы языка. Слово обладает значением. Морфема также обладает значением. Например, -ёр - это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом («дирижёр» от «дирижировать»; «режиссёр» от «режис­сировать»). Приставка при- может обозначать присоединение (прикрепить, пришить, приделать), приближение (прибежать, приехать), неполное действие (прикрыть, присесть, приоткрыть). Окончание обозначает средний род, единственное число, именительный падеж у существительных 2-го склонения (окно, стекло, полотно).

Различия: слово - самостоятельная единица языка, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов — предло­жения.



          1. Система морфем русского языка.

Ученики перечисляют известные им типы морфем, которые последовательно отражаются в схеме.

            1. Почти у всех морфем есть греческие и русские варианты названий. Например, окончание — флексия, приставка — префикс. По желанию учитель может использовать любой из вариантов названий.

            2. У корня и морфем (аффиксов) разные функции. В корнях заключается основное значение родственных слов, а аффиксы конкретизируют его.

            3. Следует отграничивать постфиксы от суф­фиксов, поскольку они располагаются после окончаний. В учебнике упоминается, по сути, только один постфикс -ся, однако в науке постфиксами считаются и -то, -либо, -нибудь в неопределенных местоимениях.

            4. Можно использовать термин «ин­терфикс» вместо термина «соединительная гласная», поскольку название «интерфикс» указывает на промежу­точное положение морфемы между корнями («интер» — «между»).

Схема 4

Морфемы русского языка

Морфемы





Аффиксы

Корни







Окончание (флексия)

Аффиксы основы (приставка, суффикс, постфикс, интерфикс)





3. Словообразующие и формообразующие аффиксы.

Аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слов. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразова­тельными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразова­тельными). Формообразующие аффиксы в основу не входят.



По окончанию мы узнаем грамматическое значение слова. Формообразующий суффикс находим:

              1. в инфинитиве глагола (неопределенной форме глагола) -ть, который указывает нам, во-первых, на инфинитив, во- вторых, на то что мы сможем определить только постоянные признаки глагола: вид, спряжение, переходность/непере­ходность, возвратность/невозвратность;

              2. у глагола в прошедшем времени — суффикс -л: бежал, читал, лежал, делал, сказал, уточнил;

              3. у причастий и деепричастий как особых форм глагола — суф­фиксы -ущ/-ющ, -ащ/-ящ, -вш, -ш, -ем/им/-ом, -т, -ённ; -а/-я, -в(ши), -ши: читающий, лежавший, колотый; читая, лежа, закрывши, засохши;

              4. при образовании степеней имен прилагательных: сравни­тельная степень — суффиксы -ее/-ей, -е, -ше, по- + -ше(-е), превосходная степень — суффиксы -айш/-ейш, наи- + -ш, наи- + -ейш: острее, интереснее, жарче, моложе, дольше, повыше, побольше; острейший, высочайший, наивысший, наикрасивейший;

              5. в степенях сравнения наречий (суффиксы частично совпадают с суффиксами сравнительной степени имен прилагательных). Следует различать формообразующую и словообразующую роль постфикса. При образовании формы страдательного залога глагола говорим о формо­образующем постфиксе, при образовании возвратного глагола - о словообразующем. Можно предложить уча­щимся рассмотреть и проанализировать два предложения: Старушка поднимается по лестнице и Груз поднимается рабочими.

В первом случае имеем дело с возвратным гла­голом (действие возвращается на его производителя: ста­рушка сама поднимает себя), следовательно, постфикс -ся словообразующий. Во втором предложении наблюдаем страдательную конструкцию (груз не сам себя поднима­ет, а его поднимают рабочие), следовательно, постфикс -ся формообразующий.

  • Какой из аффиксов всегда служит только для образования форм слов (является формообразующим)? (Окончание, или флексия.)

  • В каких случаях мы можем говорить о формообразующем постфиксе? Приведите примеры предложений, в которых постфикс будет формообразующим.



4. Выполнение упражнений.

    1. С упражнением 58 (с. 46) можно работать у доски или по це­почке.

У доски работают двое уче­ников: один выписывает слова со словообразующими аффиксами, а другой — с формообразующими. Выделять основу в каждом слове. Формообразующие суффиксы в ос­нову не входят.

    1. Упражнение 60 (с. 46) выполняется на доске и в тетрадях.

    2. Выполнение упражнения 64 (с. 49) самостоятельно.



5. Морфемный разбор слова.

Работа со схемой и образцом морфемного разбора. Упражнение 66 (с. 49) учащиеся начинают выполнять в классе.



III. Итог урока.

Домашнее задание

      1. Закончить упражнение 66 (с. 49). Выполнить письменно упражнения 61 (с. 46) и 62 (с. 46-47).

      2. Используя материалы упражнений, ответить на вопросы 5 и 6 (с. 47).

      3. Повторите основные способы словообразования (§ 16).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!